10.08.2024
#доклад
#конференция
42

Что такое исполнительная власть

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Общая информация
  2. Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть
  3. Исполнительная власть
  4. Феномен власти

Общая информация

Концепцию разделения властей разработал философ Шарль-Луи Монтескье в XVII веке, предполагающую распределение государственной власти на 3 ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Задача концепции состоит в том, чтобы предотвратить концепцию власти в одном органе и организовать сдержки и противовесы.

Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

Определение Законодательная власть — государственный орган, который обладает полномочиями разрабатывать, принимать и обсуждать законы

Которые регулируют общественные отношения и контролируют деятельность исполнительной власти, а также представляют интересы граждан. В функции входит:

  • Создание законов заключается в создании новых законодательных актов, необходимых для общества.
  • Бюджетная функция заключается в утверждении государственного бюджета, контроле за его исполнением и обеспечении рационального распределения государственных ресурсов для достижения социально-экономических целей поддержания стабильности в стране.
  • Ратификация международных соглашений заключается в утверждении соглашений и договоров, заключаемых с другими государствами.
  • Контроль над исполнительной властью заключается в мониторинге и оценке деятельности исполнительных органов, обеспечении их подотчетности, проверке соответствий их действий законам и бюджетным назначениям, а также в принятии необходимых мер при выявлении нарушений для поддержания правопорядка и законности.

Структура законодательной власти варьируется в зависимости от страны, часто представлена двумя палатами (двухпалатный парламент) или одной палатой (однопалатный парламент). Например, в России Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы; в США же Конгресс делится на Сенат и Палату представителей.

 

Определение Исполнительная власть – государственный орган, который несет ответственность за управление государственными делами и выполнение законов.

Занимается исполнением функций, включая реализацию законодательства. Исполняет следующие функции:

  • Административное управление – управляет государственными учреждениями, отвечает за их работу и организацию.Исполнение законов – гарантирует выполнение законов, принятых законодательной властью.
  • Внешняя политика – определяет и проводит внешнюю политику государства, включая отношения с другими государствами.
  • Ведение обороны и организация внутренней безопасности — организует защиту государства и поддерживает правопорядок.
  • Структура исполнительной власти также различается в странах. Она представляет собой премьер-министра, президента, а также кабинет министров. Например: в России президент — глава исполнительной власти, а правительство (кабинет министров) отвечает за управление экономикой и выполнение законов; в США глава государства и правительства - президент, исполняющий функции через кабинет и федеральные агентства.

Разделение властей является важным элементом демократического общества, позволяющее создать систему сдержек и противовесов. Эта система защищает права и свободы граждан, предотвращает злоупотребление властью и обеспечивает прозрачное управление. Каждая из ветвей власти занимается контролем действий другой, это способствует равновесию власти и общества.В результате можно сделать вывод, что разделение властей является основой современного демократического управления, а его эффективное функционирование повышает уровень жизни граждан и качество государственных институтов.

Исполнительная власть

Исполнительная власть отвечает за выполнение и реализацию законов, также управляет государственными делами и занимается администрированием. Она занимает ключевое место в функционировании государства, обеспечивая стабильность и порядок, а также несет ответственность за исполнение законодательства, принятого законодательной властью. Основной же задачей исполнительной власти является осуществление решений правительственных органов и решение текущих вопросов, связанных с функционированием общества, социальной сферой и экономикой.

Эта власть включает в себя органы и структуры, варьирующиеся в зависимости от политической системы страны. Чаще всего самой крупной фигурой в исполнительной власти является президент или премьер-министр. В президентских системах, например как в США, президент — глава государства и одновременно глава правительства, обладающая широкими полномочиями, в том числе правом вето на законодательные инициативы и ведение внешней политики. А вот в парламентских системах, таких как в Великобритании, премьер-министр – глава исполнительной власти, формирующаяся из числа представителей законодательной власти, это подразумевает более тесную связь между правительством и парламентом.

Исполнительная власть выполняет ключевые функции, такие как, исполнение законов, следит за тем, чтобы нормативные акты и решения, принятые законодательными органами, выполнялись в полной мере. Также в функции входит управление государственными учреждениями и организациями, координация работы и организация функционирования государственных служб. Также ответственность за реализацию и формулирование внешней политики, включая международные отношения, участие в международных организациях и заключение соглашений с другими странами.

Правильное функционирование исполнительной власти важно для организации добросовестного управления, стабильности, для поддержания общественного порядка и защиты прав граждан. В современных государствах встречаются проблемы, такие как коррупция, злоупотребление властью или несоответствие между действиями правительства и общественными потребностями. Эти проблемы подчеркивают значимость подотчетности и прозрачности исполнительной власти в демократических обществах. Соответственно, исполнительная власть не только занимается обеспечением реализации законодательства, но и также служит механизмом, с помощью которого государство действует в интересах своих граждан.

Особенности формирования в разных формах правления


Формирование исполнительной власти зависит от типа политической системы и формы правления в конкретной стране. Существует несколько форм правления, включая президентскую, смешанную и парламентскую. Каждая из них имеет свои особенности в плане организации и функционировании исполнительной власти. Мы рассмотрим подробнее каждую из них.

Президентская республика

В странах с таким типом политической системы президент является главой исполнительной власти и одновременно главой государства. Основными особенностями формирования в этих системах являются:

  • Непосредственное избрание президента – президент избирается на всеобщих выборах, это придает ему легитимность и позволяет ему осуществлять деятельность независимо от законодательной власти.
  • Четкое разделение властей – президент обретает полномочия, включающие в себя право вето на законы, руководство внешней политикой и назначение членов кабинета министров.
  • Независимость парламента – президент и его кабинет независимы от предложенных парламентом кандидатур, это позволяет избежать политической зависимости и делает возможным проведение собственной политики.

Парламентская республика

В парламентских республиках, например, в Германии и Великобритании, исполнительную власть выбирают из состава законодательной власти, соответственно и подчиняется она законодательной. В особенности исполнительной власти парламентской республики включают:

  • Формирование правительства — премьер-министр выбирается из депутатов парламента и назначается главой государства (президентом или монархом). Это требует поддержки большинства членов парламента.
  • Ответственность перед парламентом – Правительство может быть отстранено от власти через вотум недоверия, это создает тесную связь между исполнительной и законодательной властями.
  • Смешанные кабинеты — возглавляемый премьер-министром, кабинет министров, состоит из членов парламента, это облегчает внедрение законодательных инициатив.

Смешанная республика

Смешанные системы, например, такие, как во Франции, объединяют элементы как парламентской, так и президентской систем. Рассмотрим ее основные особенности:

  • Двухуровневая структура — президент имеет значительные полномочия и избирается непосредственно, в то время как премьер-министр и кабинет министров формируются из парламента.
  • Разделение полномочий — Президент имеет право назначать или смещать премьер-министра, а также руководит внешней политикой и вооруженными силами. Это создает баланс между двумя ветвями власти.
  • Взаимозависимость — иногда премьер-министр и президент могут представлять какие-либо политические силы, это может создать конфликты и необходимость в согласовании решений.

Авторитарные режимы

В авторитарных режимах, как в Северной Корее или в некоторых странах Ближнего Востока, исполнительная власть формируется в руках одного человека или узкой группы, это имеет свои особенности:

  • Концентрация власти — один лидер или небольшая группа контролирует исполнительную власть, это ограничивает возможности политического участия граждан.
  • Отсутствие выборов — формирование исполнительной власти проходит не прибегая к свободным и честным выборам.
  • Репрессии и контроль — высокий уровень репрессий против оппозиции и независимых СМИ.

 

Особенности формирования исполнительной власти зависят от конкретного типа политической системы. В президентских республиках создается акцент на независимость президента, в парламентских – на совместной с парламентом ответственности, в смешанных – на балансе полномочий между президентом и премьер-министром. В авторитарных режимах наблюдается отсутствие демократических институций и концентрация власти. Данные различия влияют на эффективность управления, легитимность и уровень политического участия граждан.

Система исполнительной власти

Система исполнительной власти является важным элементом государственного управления. Она отвечает за реализацию законов, управление делами государства, также она включает в себя различные органы, такие как президент, кабинеты министров, премьер-министр и административные ведомства, работающие для удовлетворения потребностей общества и обеспечивающие соблюдение законодательства. Структура исполнительной власти может варьироваться в зависимости от политической системы. Для примера разберем систему исполнительной власти в Российской Федерации.Система исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя ведомства субъектов РФ и органы федерального ведомства. Системой федеральных органов исполнительного регулирования руководят Президент РФ и Правительство РФ и она включает в себя:

  • Федеральное министерство — определение направления государственной политики, также правовое регулирование сфер деятельности, определенных указами Правительства и Президента.
  • Федеральную службу — ведет контроль над деятельностью всех сфер государства, исполняет функции, связанные с обеспечением безопасности.
  • Федеральное агентство — управляет государственным имуществом, оказывает услуги населению.

В систему региональных исполнительных органов включают исполнительные органы, например, министерства и департаменты, правительство, а также губернатора.

Феномен власти

Феномен власти – это сложное и многогранное явление, пронизывающее все аспекты общественной жизни. Определить власть можно как способность одного индивида или группы влиять на действия, поведение и мысли других. Процесс этот осуществляется через механизмы различного рода, формируя социальные отношения.

Власть не существует сама по себе, она всегда находится в контексте культурных норм и социальных структур. Проявления власти варьируются от личных взаимоотношений до институтов, например, государство, корпорации и системы управления. Власть может быть легитимной (основанной на законах и согласии) или нелегитимной (основанной на принуждении и манипуляциях)Один из ключевых аспектов феномена власти – это ее динамика. Так как власть не статична, то ее распределение постоянно меняется, в ответ на социальные движения, экономические условия и культурные сдвиги. Например, в демократических обществах власть часто делегируется через выборы, это предполагает подотчетность и участие граждан. А в авторитарных обществах власть сосредоточена в одних или нескольких руках, а механизмы контроля и подавления форм несогласия становятся основными способами удержания власти.

Также феномен власти связан с понятием ответственности. Власть предполагает не только возможность воздействия, но и обязывает учитывать последствия своих действий. Моральные и этические аспекты власти актуальны в условиях глобализации и быстрого технологического прогресса, когда решения отдельных групп или индивидов оказывают глубокое влияние на общества.Феномен власти – это многослойный и сложный процесс, требующий критического осмысления и внимательного анализа в контексте сложностей современности и социокультурных изменений.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!