30.07.2024
#доклад
#конференция
42

Теократия

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение теократии
  2. Признаки и общие характеристики теократии
  3. Теократия и ее виды
  4. Теократическая государственность: понятие, сущностные черты, политическое содержание
  5. Теократические тенденции современной государственности
  6. Состояние и динамика теократической государственности
  7. Факторы формирования теократической государственности
  8. Абсолютные теократические государства в современном мире: политическое устройство

Определение теократии

Определение

Теократия является формой правления, в которой государственная власть сосредоточена в руках церкви, определившей государственную религию.

Ключевым источником права выступают догмы, установленные священными текстами или другими религиозными традициями. Функции главы теократического государства выполняет глава церкви, верховный религиозный деятель.

Начиная с государств Древнего мира, элементы теократии присутствовали в монархиях для обоснования власти государя. Народ охотнее пойдет за властителем, являющимся наместником бога на Земле, получившим власть из божественных рук, нежели за тем, кто получил трон мирским способом. Так аргументировали свою власть фараоны Древнего Египта, властители Китая, обладавшие «небесным мандатом», Римские императоры. Однако наличие только аспекта божественности власти еще не определяет форму правления как теократическую. При отнесении государственной модели к теократии необходимо учитывать не только обоснование власти, но и всю структуру аппарата управления, нормативную базу и способы управления населением. Такой подход позволит избежать ошибок. Например, отнесение к теократии Соединенного королевства, в котором король является одновременно главой англиканской церкви.

Теократия рассматривается как попытка реализации утопической идеи всеобщего благоденствия, основанного на соблюдении религиозных канонов. Форма правления воспринимается как идеал социального устройства, основанного на предписаниях, данных человеку совершенным божественным разумом.

Источником власти при теократии является божество, а номинальным его носителем — духовенство. Политическое господство религии определяет все сферы жизни общества — от межличностного общения людей до государственных механизмов и экономических отношений. По своей сути теократия тоталитарна и не оставляет места для свободного волеизъявления, плюрализма мнений и полной реализации общепризнанных естественных прав человека.

Признаки и общие характеристики теократии

Теократия может быть основана на любой из существующих религий. Отличительными чертами теократической формы правления можно выделить:

  • совмещение религиозного и политического лидерства;
  • запрет или строгие ограничения других религий;
  • культурное воспитание и образование населения основаны на изучении религиозных догм;
  • судебная система работает по религиозным нормам;
  • подчинение распорядка общественной жизни, в том числе праздников, видов выполняемых работ требованиям религиозных норм.

В теократическом государстве не допускается проповедование других религий, поскольку это подрывает основу государственного строя. Единоверие населения подкрепляется преследованиями по религиозным мотивам несогласных лиц.

Глава теократии несет ответственность за свои действия не перед народом или светским законом, а перед высшей силой. Характер правления определяется нравственными качествами религиозного духовного лидера. При теократии возможно коллегиальное правление группой духовных лидеров, формально находящихся вне структуры государства. Влияние на принятие государственных решений могут иметь люди, имеющие статус пророка, его потомков или прямых потомков высших сил. Например, духовный лидер Ирана, Аятолла Хомейни, происходит от пророка Мухаммеда по линии клана, проживавшего в Мекке.

Теократия и ее виды

Теократические режимы современности сформировались в разных геополитических, религиозных рамках и имеют свои традиции.Мусульманские традиционные теократии Катара, Кувейта, Омана и Саудовской Аравии возглавляются монархами, родословная которых восходит к пророку или его последователям. Правители этих стран обладают определенной религиозной властью. Непосредственное участие в решении спорных юридических вопросов принимают священнослужители. Фетвы, издаваемые ими, являются источниками права, основанными на мусульманских священных писаниях.

Общество, проживающее в странах с мусульманской теократией консервативно. Устойчивость государственных образований обеспечена не только религиозным укладом, но и экономической стабильностью за счет развитой нефтедобычи.

В мусульманстве зародился другой теократический режим, который называется фундаментализмом. Исламская революция в Иране привела к установлению такого режима под руководством Хомейни. Приверженцы фундаментализма выступают за возрождение и введение фундаментальных ценностей ислама. По их мнению, тлетворное влияние внешних сил привело к отступничеству от истинных идей ислама, которые были сформулированы в эпоху его зарождения и становления.

Определение

Фундаментализм — бескомпромиссное преимущественно шиитское течение, высшая политическая власть в котором предоставлена богословам.

Одной из идей шиизма является учение о приходе высшего исламского авторитета — Махди. Являясь идеальным образом праведного учителя и проповедника, Махди приводит правоверных в новую эпоху благоденствия и процветания.

Духовные лидеры государства, имамы, прямо указывают направления внешней и внутренней политики государства. В их власти издавать призывы, обязательные к исполнению гражданами государства. В Иране реальная власть принадлежит духовному лидеру. Президент и парламент не обладают таким же влиянием и политической силой.

Из числа исламских теократий выделяется еще один вид — исламский или арабский социалистический режим. Являясь слиянием социалистических идей о всеобщем равенстве, государственной собственности и мусульманских традиционных преданий о жизни пророка, исламский социализм получил распространение в XX веке. Мухаммед жил среди бедняков, отвергал царские почести и накопление богатств, ростовщичество. Сквозь века подобные идеи оказались созвучны с идеями Маркса и Энгельса и после их сплетения они укоренились в Сирии, Ливии, Египте, Ираке во второй половине XX века. Политическое устройство этих стран подразумевало избавление от классового неравенства в обществе, буржуазной эксплуатации и капиталистических идей. Формально власть принадлежала народу правоверных мусульман. Во главе государства стоят национальный лидер и партия, пользующиеся всенародной поддержкой. Лидер обладает диктаторскими полномочиями. Государственная стабильность опирается на поддержку вооруженных сил, без которой режим становится нежизнеспособным.

Политеистические теократии присущи примитивным обществам, отдельным племенам.

Характерными признаками являются многобожие и обычай, как основной источник права. Обычное право неразрывно связано с указаниями священнослужителей (шаманов, жрецов и т.д.), обладающих властью наравне с военным и политическим лидером — вождем. Буддистская теократия была представлена в первую очередь в Тибете. Начиная с XVI века сформировалось учение о Далай-Ламе — религиозном и политическом главе Тибетского государства. Далай-Лама — постоянно перерождающиеся воплощение спасителя страждущих и защитника праведных людей. Вся государственная земля была передана в собственность монастырей и управлялась монахами.

В представительные органы, сформированные при Далай-Ламе могли быть избраны только монахи, имеющие высшую ученую степень, полученную в одном из тибетских монастырей. Светские чиновники и войска уступали по численности и влиянию высшему духовенству и вооруженным силам монастырей.

Христианская теократия сохранилась в мире в двух государственных образованиях: Святом престоле (Ватикан) в Италии и в Афонском автономном монашеском государстве Святой Горы в Греции. Главами христианских теократий являются Папа Римский и Константинопольский патриарх.

Теократическая государственность: понятие, сущностные черты, политическое содержание

Определение

Теократическая государственность — форма политической организации общества, в которой религиозные лидеры или институты играют решающую роль в управлении государством.

Это разновидность несветского управления, известная с древних времен и представляющая собой одну из первых форм политической власти.

Особенности теократической государственности:

  • религиозное лидерство — власть осуществляется духовными лидерами и институтами; 
  • судопроизводство по религиозному праву — правосудие основывается на нормах религиозного учения; 
  • контроль за образом жизни — государство регулирует повседневную жизнь и поведение граждан; 
  • государственные религиозные праздники — религиозные праздники объявляются государственными; 
  • преследование других религий — запрещение или притеснение неприемлемых вероисповеданий; 
  • культурное и образовательное вмешательство — активное воздействие на культурную и образовательную сферы; 
  • авторитарные черты — присутствуют элементы авторитарности и тоталитарности.

Выражается теократическая государственность через реализацию государственным аппаратом религиозных идей и предписаний, осуществление правоприменительной деятельности на основе религиозных канонов. Государственная церковь служит регулятором и примирителем государства и гражданского общества, основой государственного строя.

Духовные и светские лидеры действуют совместно для удовлетворения общественных запросов исходя из религиозных предписаний.

Теократические тенденции современной государственности

За последние два столетия религиозные догмы и религиозные институты потеряли свою культурную и социальную значимость в управлении государством. В XXI веке наблюдается обратный процесс — взаимодействие между религией и властью в ряде стран увеличивается через использование религиозных мотивов в политике и участие религиозных общин в общественной жизни.

Большинство стран мира имеют в своих Конституциях положения о светском государстве. Церковь отделена от государства и не принимает участие в установлении политической повестки, прямом влиянии на внутреннюю и внешнюю политику державы. Российская Федерация не является исключением — статьей 14 Конституции РФ гарантировано отделение церкви от государства и равенство всех религий перед законом.

Теократия в современном мире продолжает оказывать влияние несмотря на эволюцию ее политических форм. Элементы теократии продолжают выполнять социальные, экономические и геополитические функции, способствуя достижению общественных целей. Религиозные догмы и стереотипы активно вливаются в общественно-политическую жизнь, вызывая волну религиозного возрождения и ответную реакцию на активизацию религиозной повестки.

Мусульманский мир в XXI веке продолжает активную экспансию своих идей за счет миграции мусульман и радикализации отдельных исламских объединений. Духовное возрождение мусульман в Африке и на Ближнем Востоке остановило переход к светским государственным идеологиям, постепенно проходивший в течение XX века.

Требования о внедрении традиционных религиозных стереотипов звучат даже в развитых странах. Например, во Франции и РФ и ряде западноевропейских стран становится актуальным вопрос о ношении закрытой традиционной арабской женской одежды.

Начавшие распространяться в государственных структурах теократические тенденции отрицательно сказываются на функционировании политических систем общества. Для полноценного межнационального политического диалога, обеспечения народовластия, прав и свобод личности необходимо взаимодействие религии и государства, церкви и политики на основе принципов не зависящего от религии управления. Современные социально-политические процессы требуют мировоззренческого подхода, основанного на рациональной логике, здравом смысле и прагматизме. Попытки религиозных конфессий вмешиваться в политику часто ведут к потере духовного и морального авторитета церкви, их занятость текущими делами и мирскими заботами развеивают смысл религиозной веры.

Состояние и динамика теократической государственности

Мусульманские страны, имея в своем распоряжении светские коллегиальные органы власти — парламенты и правительства, не наделяют их полномочиями, аналогичными светским государствам. Принцип ислама аш-шура (совещательный) дает право коллегиальным органам только консультировать глав государства. Страны, установившие шариат основным источником права, признают нарушение религиозных норм тяжким преступлением.

На примере современных государств, имеющих элементы теократии, можно оценить текущее состояние теократической государственности:

В Конституциях Ирана и Пакистана закреплен верховный суверенитет за Аллахом, а за народами этих стран — земной суверенитет. Божественный суверенитет не соответствует принципу народовластия и ведет к авторитарности политической системы.

Мусульманские монархи, не имея возможности изменить священные писания, могут без народного волеизъявления вносить изменения в Конституции государств. В Ливии, Омане, Саудовской Аравии Конституции не приняты. Основным государственным Законом является Коран.

Религиозная идеология пронизывает все сферы жизни исламских государств. В законодательстве Сирийской Арабской Республики, Египта и Кувейта ислам указан в качестве государственной религии. Для того чтобы зарегистрировать политическую партию в Алжире или Египте, необходимо задекларировать строгую приверженность партийной идеологии исламским ценностям. В мусульманских монархиях (ОАЭ, Бутане, СА, Иордании) создавать политические партии противозаконно.

Христианская религиозная традиция не спешит покидать Латинскую Америку — католическая церковь имеет влияние на политическую систему ряда южноамериканских стран. В Бразилии, Панаме, Аргентине католическая церковь имеет широкую медиа-сеть газет, телевидения, книгоиздательств. Там же создано множество религиозных школы, формирующих мировоззрения молодежи и национальную культуру целых народов. Религиозные браки, заключенные по католическому обряду, приравнены к светским.

В Бразилии церковь не отделена от государства, поскольку священнослужители имеют возможность совмещать государственную службу и религиозную деятельность.

Факторы формирования теократической государственности

Среди теорий о происхождении государства выделяется одна из древнейших — религиозный авторитет породил государственную власть. 

Институт церкви имеет глубокие корни от античной эпохи до наших дней церковь играла роль в образовании и разрушении государств, ведении захватнических и гражданских войн. Сама церковь преображалась, определяющие ее каноны менялись с течением времени.

На первом этапе теократическая государственность возникала из утверждения верховного правителя в качестве живого божества или небесного посланца, которому были дарованы знания и власть над людьми. Цивилизации Междуречья применяли такую идеологию для создания обширных государств. В таком же ключе начинала свое становление Римская империя, где, начиная с Октавиана Августа, происходила сакрализация императоров.

После прихода христианства, теократическое обоснование власти становится излюбленным приемом европейских монархий. Носитель власти уже не является божеством, но природа его полномочий однозначно трактуется как данная свыше. После падения Рима варварские вожди, добившиеся контроля над землей и людьми силой оружия, были вынуждены обосновывать наследственную власть при помощи религии. Впоследствии христианские короли становятся зависимы от Папы Римского, который своими эдиктами мог оправдать королевскую власть или отлучить неугодного монарха от церкви.

Параллельно с христианскими теократиями развивалась с VI века мусульманская теократическая традиция. Арабский халифат, основанный самим пророком, базировался на религиозном рвении и вере в избранность ислама как единственно верного пути развития государства. Множество покоренных огнем и мечом народов приняли новую веру, что и позволило удерживать в подчинении огромную территорию и население.

Исходя из представленных исторических данных, прослеживается порядок становления теократической государственности:

  • первоначально государственная власть устанавливается светским путем: завоевание, переселение, переворот и т.д.;
  • для повышения живучести государственного образования, его внутренней стабильности и поиска внешних союзников используется церковный институт.

Абсолютные теократические государства в современном мире: политическое устройство

Элементы теократии присутствуют в ряде современных государств. Большая часть из них — мусульманские страны (Афганистан, Иран, Мавритания и другие). На примере двух современных абсолютных теократических держав рассмотрим, как реализуются теократические принципы на практике.

Ватикан — абсолютное теократическое государство современного мира

Родоначальником государства Святого Престола и первым Папой является апостол Петр. Иисус Христос лично поручил ему создать церковь на камне веры. Впервые определение «Папа» встречается в трудах римских историков с III века нашей эры. Папское государство более тысячелетия было активным участником европейской политики, владевшим территориями центральной Италии. С 1929 года после переговоров с фашистским режимом были заключены соглашения, зафиксировавшие современные границы Ватикана (49 гектар) как суверенного города-государства. Характерной особенностью государства является то, что участником международных отношений является Святой престол, а Ватикан — подчиненная ему территория, управляемая губернатором, назначаемым Папой. Названием маленькое государство обязано римскому холму, на котором оно расположено.

По форме правления Ватикан соответствует абсолютной теократической монархии, находящейся под управлением Святого престола в лице правительства — Римской курии. Первым лицом, объединившим в своих руках судебную, исполнительную и законодательную власть, является Папа Римский.

Ни Святой Престол, ни Ватикан не предоставляют гражданства своим подданным. Папа Римский, епископы и кардиналы сохраняют свои паспорта, выданные им в других странах. Удостоверения, выдаваемые им в Ватикане, носят служебный или дипломатический характер для удостоверения личности.

Общественный строй и внешняя политика Ватикана

Святой Престол в международных отношениях не привязан к конкретной территории. Этот орган самостоятелен и суверенен в международном праве.

С целью ведения дипломатической деятельности Святым Престолом организуются специальные миссии — постольские нунциатуры. Возглавляют их лица, обладающие статусом чрезвычайных и полномочных послов.

Понтифик руководит церковью через Римскую курию, ведет активную дипломатическую работу на международной арене, заключает сделки согласно международному праву.

Святой Престол имеет представительство в ООН без права голоса. Это единственное государство, имеющее такой статус в организации. Обусловлена такая позиция декларированной нейтральностью в международных делах. До 2002 года подобным статусом обладала Швейцария, которая впоследствии приняла решение о полноправном членстве в организации.

При Римской курии действует Государственный секретариат, основанный в 1793 году, на который возложены общие вопросы, вопросы дипломатического персонала и отношения с другими государствами. Состоит он из трех отделов и возглавляется государственным секретарем, назначаемым из числа кардиналов.

Власть Папы Римского в Ватикане

Папа Римский — фигура суверенная исключительного свойства. Такой статус ему присвоен международным правом. Во внутренних вопросах все ветви власти сосредоточены в его руках. Правит он пожизненно, но может отречься от престола только по своей воле. Процедура принудительного смещения Папы церковными канонами не предусмотрена.

Руководит Папа внутренними и внешними делами путем издания энцикликов — религиозных документов, которые обязательны к исполнению для государственных органов Святого престола.

В случае смерти или отречения Папы власть временно переходит к коллегии кардиналов, которые собираются на конклав для выбора нового правителя из их числа. Коллегия может издавать нормативные акты, которые будут иметь юридическую силу в течение срока отсутствия Папы на престоле. Новый понтифик может их либо подтвердить, либо издать свои положения.

Папа, по сути, является абсолютным монархом, который имеет всю полноту власти над католической церковью. В связи с духовной направленностью своей деятельности современный Ватикан не держит в приоритете светскую политику и старается соблюдать нейтральность в международных делах.

Современная теократическая государственность Саудовской Аравии

Саудовская Аравия — теократическое королевство, занимающее большую часть Аравийского полуострова. Названо в честь правящей династии (клана) Аль Саудов. Руководствуется это государство аналогом Конституции, то есть основным низамом правления, который имеет меньшую юридическую силу, чем Коран и Сунна. Король Саудовской Аравии провозглашен хранителем двух святынь, а именно мечетей в священных городах Медине и Мекке.

Образовано королевство в современном формате в 1932 году путем объединения королевств Неджд и Хиджаз. Король обладает абсолютной властью, ограниченной только нормами шариата. Ислам играет важнейшую роль в правовом регулировании отношений в королевстве. Права лиц, не исповедующих ислам, ограничиваются. Например, священный город Мекка закрыт для посещения людям других религий. Над ним запрещен пролет самолетов, чтобы неверные не могли оказаться даже в воздухе над священным городом.

Государственный строй Королевства Саудовская Аравия и его положение на международной арене

Король Саудовской Аравии, являясь абсолютным монархом, тем не менее, вынужден советоваться с улемами при издании своих указов. Престолонаследие осуществляется по мужской линии, причем наследуют трон сначала братья короля, а затем старейший мужчина в роду. Вторым лицом в государстве является наследный принц, назначаемый с одобрения Совета преданности.

В стране действует высший исполнительный орган — Совет министров во главе с премьер-министром. Коллегиальный законодательный орган (Консультативная ассамблея) не избирается на голосовании, а назначается королем на четырехлетний срок. Политические партии запрещены.

Высшей судебной инстанцией является король. Он назначает судей и Верховный судебный совет, осуществляющих непосредственное судопроизводство в соответствии с нормами шариата. Суды религиозны и для того чтобы стать судьей нужно в первую очередь знать шариат, а не юриспруденцию.

Несмотря на видимость разделения властей и наличие исполнительных органов, реальная власть принадлежит членам семьи Аль Сауд и частично другим знатным семействам. Из числа многочисленных родственников королем назначаются чиновники на ключевые посты.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!