17.07.2024
#доклад
#конференция
42

Определение, систематика и роль референтных групп

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение референтной группы
  2. Основание теории референтных групп
  3. Характеристики референтных групп
  4. Виды и типы референтных групп
  5. Влияние референтных групп на поведение индивидуума
  6. Функции референтных групп

В данной статье расскажем про референтные группы. На момент 2024 года население Земли составило 8 миллиардов человек. Людей много, и они все разные. Исходя из индивидуальных различий, в обществе выделились группы. Их объединяют людей общими увлечениями и создают для человека комфортную среду. Дадим научное определение, расскажем про функции и классификации референтных групп.

Определение референтной группы

Определение: Референтная группа — совокупность людей, объединенных на основании общих интересов, происхождения, схожих условий существования в обществе. Человек в праве выбрать ее самостоятельно. Она выступает в качестве стандарта личности и сознания, источника жизненных ценностей и просто приятной атмосферы.

Референтная группа позволяет выделить для себя подходящие ценности и интересы, которые уже сложились в обществе. Напомним, что индивид самостоятельно выбирает подходящий круг, в котором есть люди с интересными ему качествами. Референтная организация оказывает положительное влияние на здоровье и настроение человека.

Основание теории референтных групп

Теория референтных групп является концепцией в социологии и социальной психологии, которая исследует, как группы, к которым принадлежат или на которые ссылаются индивиды, влияют на их поведение, установки и убеждения.

Первые открытия

Термин «референтная группа» впервые употреблен психологом и социологом Герардусом Хаймансом в 1942 году. Открытие пустило развитие нового направления в психологии. Автор отметил, что термин обозначает объединение людей с результатами, которые желают увидеть человек. И поэтому ему свойственно сравнивать себя с одногруппниками.

На самом деле, референтная группа не выступает только в качестве стандарта сравнения. Она играет направляющую роль в нескольких областях:

  • деятельность в политических партиях;
  • поведение в этнических, национальных и расовых объединений;
  • деятельность в религиозных сектах и неформальных объединениях.

Современное представление

Сейчас психологи выделили влияние референтных групп не только в социальных объединениях, но и в кругу семьи, компании друзей. Ведь близкие люди оказывают большое влияние на формирование личности в подростковом и детском периодах.

Сейчас коммерческие и производственные компании активно вступают в сотрудничество с референтными сообществами. Делается это для увеличения целевой аудитории, продаваемости товара, спроса на собственную продукцию. Часто можно увидеть на плакатах изображение подобных сотрудничеств. 

Характеристики референтных групп

Отметим ряд свойств таких сообществ:

  • имеет способность влиять на поведение и взгляды индивидуума;
  • служит эталоном сравнения для личности, в котором он проглядывает собственные цели и желания;
  • существуют различные виды референтных организаций на основании степени воздействия, характера отношений, социальной оценки и другого.

Можно выделить ряд аспектов применения их в социуме:

  • для потребителя становиться источником рекомендаций и советов к выбору товара;
  • в маркетинге активно используются продавцами, чтобы помочь клиенту сделать выбор.

Виды и типы референтных групп

Систематика групп на данный момент стала достаточно разнообразной. Все благодаря появлению в обществе новых социальных движений, интересов, элементов культуры, видов взаимодействий в социуме и другого.

Основное разделение по степени воздействия

Первая классификация исходит из характера влияния на индивидуума. Выделим два вида:

  • Первичные группы, которые оказывают наибольшее воздействие на личность и лучше остальных объединяют людей. Примером можно считать семью, в которой человек проводит большую часть времени. В семье происходит понимание традиций, нравов и обычаев людей.
  • Вторичные группы, которые оказывают меньшее и непостоянное воздействие на человека. К ним относят рабочие коллективы, общественные объединения, профсоюзы, неформальные кружки.

Другие основания для разделения групп

Поделим сообщества по особенностям взаимоотношений между людьми. Тогда выделяют:

  • формальные группы — объединения на основании определенных правил и предписаниях;
  • неформальные группы — объединения, обладающие структурой строгих правил. Отношения в них носят дружеский характер.

Поделим исходя из общественной оценки. Есть два вида:

  • положительная — признается обществом и поддерживается им;
  • отрицательная — не признается обществом и определяется как нежелательная.

Отдельные случаи разделения

Существуют три типа референтных групп, которые принято выделять отдельными от классификаций. К ним отнесем:

  • информационная группа — круг специалистов, которые занимаются рассмотрением и решением какой-либо проблемы. Яркий пример — научное сообщество;
  • ценностная группа — круг талантливых людей, которые создают признанные обществом ценности;
  • самоиндентификаторная группа — определенное объединения, которое выбирается конкретным индивидуумом на основании общности потребностей и интересов.

Влияние референтных групп на поведение индивидуума

Референтные группы оказывают существенное влияние на поведение индивидуума. Они служат в качестве социальных зеркал, в которых люди видят отражение себя и своих действий.

На подростка

Для подростка группа становиться объединением с общими интересами и увлечениями. Подростковые сообщества представлены кругом друзей или образовательным кружком в школе. Там происходит изменение поведения подростка, формирование его новых ценностей, становление личности и характера.

На взрослого

Для взрослого человека группа становиться эталоном и стандартом желаний, стремлений. Человек сопоставляет себя с остальными участниками, чтобы отметить те элементы, которые уже достигнуты. Для взрослого сообщество является ориентиром в общественной жизни, как и для подростка.

На покупателя

Интересное влияние выделяют в маркетинге. Для покупателя группа — люди, которые могут дать совет или рекомендации в выборе покупки. Продавцы сотрудничают с подобными видами объединений, чтобы создать привлекательный и информативный контент потребителям. Покупатель ориентируется созданному контенту в поиске собственных желаний и делает выбор, ориентируясь на него.

На маркетологов

Для маркетологов референтные организации становиться инструментов в коммерческой деятельности. Магазины и торговые организации начинают сотрудничество с разного рода группами, чтобы создать привлекательный контент и повысить продаваемость товара.

Функции референтных групп

Большое многообразие не привело к многофункциональности референтных сообществ. Психологи выделили максимум две комплексных функций.

Сравнительная функция

Человек внутри группы дает самооценку, сравнивает себя с членами объединения. Группа выступает в роли нормы, стандарта и эталона.

Нормативная функция

Референтные группы становятся источниками правил, социальных норм и идеями структуры общества. Примут ли в обществе данные установки из группы, зависит от стремления, мышления и мотивации человека. Если новые нормы и правила не принимаются, то такая референтная организация считается недействительной. Это значит, что референтные группы становятся инструментом в создании общественной структуры.

Обобщение функций

Добавим, что функции распространяются на все референтные группы. Человек принимает индивидуально решение: вступать в группу или быть наблюдателем, который ограничивается принятием идей мотивации и желаний. Человеку предстоит выработать собственное видение мира, чтобы стать участником референтного сообщества.

Группы не существуют бесконечно без изменений. Периодически интересы групп обновляются. Если обновления не происходит, то группа просто исчезает. В обществе постоянно происходит смена референтных групп.

Референтная группа — круг людей, объединенных общими потребностями и интересами. Для человека это сообщество служит ориентиром в обществе и стандартом собственных желаний. Так проявляется их сравнительная функция. Еще они выполняют нормативную функцию. То есть участвуют в процессе формирования структуры общества. Таким образом, часть общественных правил, законов и ориентаций возникли их референтных групп. И наконец, группы периодически либо обновляются, либо полностью исчезают.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!