14.03.2023
#Статьи о сочинениях
4555

Как написать сочинение-рассуждение?

Правила написания сочинения-рассуждения: требования к оформлению и содержанию. Рекомендации по написанию. Этапы в составлении работы. Процесс оценивания написанного сочинения и полезные советы, помогающие пройти проверку. 

Правила написания сочинения-рассуждения: требования к оформлению и содержанию. Рекомендации по написанию. Этапы в составлении работы. Процесс оценивания написанного сочинения и полезные советы, помогающие пройти проверку.Правила написания сочинения-рассуждения: требования к оформлению и содержанию. Рекомендации по написанию. Этапы в составлении работы. Процесс оценивания написанного сочинения и полезные советы, помогающие пройти проверку.  
Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Требования к оформлению 
  2. Из каких частей состоит
  3. Как написать
  4. Этапы написания
  5. Как комиссия оценивает материалы
  6. Полезные советы
  7. Пример  

Каждый школьник, студент сталкивался с надобностью написания материала по заданной теме. Аналогичное задание часто включается в экзаменационные билеты как на ЕГЭ, так во многих ВУЗах, где имеется русский язык.

Для проведения самостоятельной подготовки необходимо провести повторение материала по теме, а также разобраться в правилах написания сочинений подобного типа. О требованиях подробнее.

Требования к оформлению 

Правилам написания являются:

  • В тексте не допускается использование разговорного стиля речи, привольности, смайликов, жаргона, просторечных выражений и тому подобное. Написание должно быть реализовано в официальном стиле
  • Рекомендуется минимизировать количество штампов и постоянно контролировать качество текста, его читабельность, логичность
  • Количество ошибок должно быть сведено к минимуму, стилистических,  фактических, грамматических, всех иных

Из каких частей состоит

Тут должна присутствовать общепринятая структура, которая используется и при сдаче государственных экзаменов. Выглядит она следующим образом:

Структура сочинения-рассуждения

Введение. Начальная часть текста. Подводит читателя к рассматриваемой проблеме, к теме сочинения. Допускается наличие элементов описания, например, фактов из биографии известного человека или эпохи

  • Описание проблемы, ее комментирование. Проблема должна быть четко сформулирована, изложена понятным языком. Приводятся аргументы к проблеме на основании данных, представленных в тексте
  • Понимание позиции автора. Необходимо объяснить позицию автора, рассказать, как ученик ее понимает, какой смысл закладывает автор произведения. Обязательно приводится аргументация из текста
  • Изложение собственной позиции. Тут необходимо будет обосновать понимание проблемы, точку зрения. При этом необходимо будет привести примеры, подтверждающие позицию ученика – примеры могут быть взяты из литературы, науки, истории и даже из собственного опыта
  • Аргументы. На основании аргументов создается сочинение-рассуждение. Они должны излагаться четко, на основании темы рассуждения, без отхождений, использования большого количества воды
  • Заключение. Последняя часть в написании сочинения, в которой подводятся итоги, а также ученик высказывает свои заключения по теме рассуждения

Как написать

Первоначально необходимо будет понять, как выглядит задание, на основании которого, необходимо будет произвести написание сочинения. Например, в сборнике ЕГЭ может быть представлено следующее задание:

  • Произвести точное формирование темы, на основании которой и будут проводиться все рассуждения, приводится аргументы из текста
  • На основании мысли, выбранной учеником, производится подбор нескольких аргументов непосредственно из текста. Аргументы должны соответствовать теме не противоречить друг другу. Лучше производить оценку доводов, которые были получены из научного или художественного произведения
  • Заключение должно подтверждать мысль тезиса. Не стоит перечислять все имеющиеся доводы – это может стать причиной появления стилистической ошибки или негативно сказаться на логичности рассуждений

Пример заключения:

Пример заключения

Этапы написания

Важно рассмотреть этапы с написания хорошего материала несколько подробнее, чтобы понимать, что именно должно располагаться в той или иной его части.

Вступление

Начать писать сочинение – сложнее всего, так как требуется определить мысль, тему, на основании которых и будет осуществляться написание всего остального текста. Важно подобрать вопрос, рассказать о важности рассмотрения проблемы, а также привести пару примеров, обосновать точку зрения.

Важно в самом начале сочинения высказать согласие или несогласие с той точкой зрения, которую установил автор в произведении. И уже отталкиваясь от этого, и будет осуществляться написание сочинения, производится подборка аргументов.

Вступление.jpg

Основная часть 

Наиболее объемная, важная часть сочинения. В ней приводятся доводы, рассуждение, и аргументы, разбирается точка зрения автора, высказывается мнение относительно выбранной проблемы. По объему основная часть составляет две трети от общего объема.

В качестве аргументов допускается использование литературных произведений и научных статей, исторических фактов, личного опыта и так далее.

Основная часть

Заключение 

Заключением работы является прописывание окончательных рассуждений и доводов. Тут важно красиво закончить, подтвердить мысль рассуждений, которая расписывалась на протяжении основной части и приводилась в начале сочинения. Можно добавить несколько слов о важности рассматриваемой темы, актуальности.

Заключение

Как комиссия оценивает материалы

  • Оценивается грамотность формирования проблемы, на основании которой и пишется весь материал (для постановки проблемы грамотно, понятно для комиссии рекомендуется использоваться распространенные клеше)

Как комиссия оценивает материалы

  • Лаконичность, последовательность изложения мыслей в сочинении
  • Отсутствие ошибок различной направленности: пунктуация, грамматика, стилистическе ошибки
  • Рассмотрение, оценка аргументации ученика – оценивается лаконичность, правильность изложения своей точки зрения, соответствие аргументов, примеров имеющейся теме и т.д.

Аргументации ученика

Полезные советы

  • Категоричность при написании сочинения-рассуждения не допускается – необходимо придерживаться нейтральной позиции, излагать мысли, но при этом не уходить в конфликт с автором при возникновении несогласия с ним. Оценивается лаконичность и грамотность изложения, а не большое количество эпитетов
  • Подведение к правильности позиции должно осуществляться на основании логичных аргументов, которые взяты непосредственно из используемого текста, а также примеров, которые могут быть взяты из классической литературы, истории и так далее
  • Не стоит слишком часто использовать новые абзацы слишком часто – это будет визуально дробить текст, из-за чего его изучение будет затруднено
  • Минимальное количество абзацев – 3. Допускается использование большего количества абзацев, но если будет менее трех – это будет считаться серьезной ошибкой
  • После написания следует перечитать работу для оценки лаконичности и грамотности написания текста. При чтении уделите внимание оценке последовательности изложения мысли, количеству используемых аргументов и примеров, качеству раскрытия темы и так далее

Важно: перед написанием работы на чистовик, она формируется на черновике, где проверяется и претерпевает изменения. Зачеркивания в чистовике недопустимы!

Следуя описанным рекомендациям, можно будет получить сочинение высокого качества, которое будет выше оценено комиссией при проверке.

Пример  

Для понимания последовательности разделов написания, грамотного использования клише в сочинении-рассуждении, правильности формирования проблемы и грамотности ее раскрытия в тексте, ознакомьтесь с примером.

Пример сочинение-рассуждение

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость работы сразу в онлайн-калькуляторе

Это бесплатно и займет 1 минуту
14.03.2023
#Статьи о сочинениях
4555

Как написать сочинение?

Сочинение: что это, и какие разновидности работы бывают. Правила подготовки к написанию работы. Составление корректной структуры. Критерии проведения оценки и допустимые клеше. Советы, которые помогут значительно повысить качество написанной статьи

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что это такое 
  2. Виды 
  3. Подготовка к работе
  4. Структура
  5. Критерии оценки 
  6. Речевые обороты – клише
  7. Секреты идеального сочинения
  8. Пример 

Проблемы с написанием школьных сочинений имеют огромное распространение среди одиннадцатиклассников, которым предстоит сдавать единый государственный экзамен. Конечно, встречаются материалы в школе, в средне-специальных и высших учебных заведениях.

Ничего сверх сложного в написании статьи – нет, главное – следовать установленным требованиям и стандартам, различать материалы, а также значить о критериях выставления оценки.

Что это такое 

Сочинение – письменная работа, при выполнении которой ученик должен продемонстрировать свои умения в изложении мыслей, рассуждений. При написании материалов требуется соблюдать нормы русского языка, то есть дополнительно проверяется грамотность, знания человека.

Чтобы получить хорошую оценку материала, требуется следовать рекомендациям по структуре, использовать устоявшиеся клише, уметь раскрывать проблему.

Написать сочинение будет крайне сложно при низком словарном запасе, отсутствии литературных знаний (так как часто требуется приводить примеры из литературы), а также знания правил русского языка.

Виды 

Перед тем, как начать написание сочинения, стоит понять, к какой именно категории оно относится. Разновидности сочинений:

  • Рассуждение. При написании данной работы необходимо будет высказывать свое мнение относительно имеющейся проблемы, и аргументировать его посредством использования примеров из литературы, истории, личного опыта
  • Повествование. При написании требуется рассказать об определенном событии, предмете, личности, собственном опыте. Тема задается индивидуально. Сочинение-повествование – самая распространенная разновидность письменной работы в школе
  • Эссе. Предполагает изложение мыслей ученика по заданной теме. Не требует приведения четких аргументов и не имеет ограничений в направленности развития мыслей

Подготовка к работе

Перед началом написания работы требуется подготовиться к ней. Первое – изучение теоретических материалов, правил, требований к написанию. Теоретические материалы – это книги по заданной тематике, фильмы, исторические события, биографии значимых личностей. Направленность теории зависит от темы сочинения, требований к направлению ее раскрытия, приведению примеров.

В начале написания работы определяется проблема, которая будет раскрываться по мере ее написания. Проблема – это база, а поэтому формированию мысли требуется уделить особое внимание. Неточная формулировка проблемы или синтаксические ошибки могут стать причиной понижения оценки за написанную работу.

Важно: обозначенная тема должна раскрываться по мере всего сочинения. Отступления от темы или противоречия ей в работе могут стать причиной получения не очень хорошей оценки.

Совет: перед началом написания работы рекомендуется составить план, на основании которого будут прописываться блоки. В плане кратко прописывается проблема, далее – аргументы, позиция автора, позиция ученика, заключение (в случае рассуждения) или последовательность развития проблемы, изложения мыслей (в случае эссе или повествования).

Структура

Далее следует разобраться в структуре сочинения перед началом его написания. Она состоит из трех основных пунктов:

  • Введение. Это начало сочинения, в котором формируется основная мысль. Важно особенно подробно расписать проблему, произвести выявление тезисов
  • Основная часть. Это большая часть сочинения, в которой прописываются все аргументы, расписывается позиция автора, позиция непосредственно ученика, доказательства, приводятся примеры из литературы. В случае написания эссе или повествования в основной части содержатся мысли ученика, рассуждения
  • Заключение. Подведение итогов всего расписанного в основной части материала

Важно: заключение должно соответствовать тезису, сформированному во введении работы. В случае противоречия будет выставлена фактическая ошибка, вследствие чего баллы за заключение будут сняты.

Критерии оценки 

Чтобы лучше понимать, как именно пишется сочинение, необходимо посмотреть на оценивание, установленные стандартами написания письменных работ. Основными критериями являются:

  • Правильность формулирования проблемы, ее раскрытия в тексте
  • Последовательное раскрытие проблемы, целостность работы (отсутствие избытка воды, перескоков с темы на тему, отступления от основной темы и так далее)
  • Грамотность приведения аргументов для обоснования позиции автора в тексте, а также для обоснования собственной позиции ученика
  • Соблюдение норм русского языка – отсутствие ошибок любого типа в сочинении, в том числе фактических, стилистический и так далее

После написания материала рекомендуется перечитать, чтобы брать вероятность наличия серьезных ошибок, противоречий, оценить целостность работы, последовательность изложения мысли, следование основной теме, качество ее раскрытия. Проверке сложных слов и ошибок уделите особое внимание.

Речевые обороты – клише

Для повышения качества и грамотности сочинения, создания плавных переходов, подведения читателя к проблеме, аргументации и так далее рекомендовано использовать установленные клише. Клише есть как для введения, так и для основной части, заключения работы.

Речевые обороты

Представленные варианты используются при написании большинства экзаменационных работ. Они помогают грамотно выражать свои мысли, подводить читателя к проблеме, лаконично аргументировать свое мнение и так далее. Клеше не рекомендуется изменять – они используются в устоявшемся виде, так как представленная форма считается лучшей для учебных сочинений.

Секреты идеального сочинения

Написать идеальное сочинение, которое будет оценено на высший балл – крайне сложно. Требуются силы, теоретические знания для достижения подобного результата. Есть некоторые советы, помогающие повысить качество работы, что повышает вероятность получения высокой оценки за нее:

  • Чтение классической литературы. Примеры, приводимые из классических произведений, ценятся экспертами выше, чем варианты из собственного опыта или истории. Чтение положительно сказывается на грамотности человека, помогает запомнить сложные слова, правила пунктуации
  • Подбор темы, знакомой ученику. Не выбрайте самый сложный вариант темы, так как риск получить низкий балл вследствие неграмотной аргументации и ошибок в разборе темы
  • Не получается найти проблему? Рекомендуется вычленить аргументы, которые можно было бы использовать в сочинении, после, на их основании постараться подобрать проблему текста
  • Использование в сочинении цитат и биографических фактов положительно скажется на итоговой оценке

Пример 

Рекомендуется рассмотреть пример готового сочинения, чтобы лучше понимать структуру, методы создания переходов, аргументирования собственной и авторской позиции.

Пример сочинения

Пример эссе

Срочные работы от 24 часов
image

Нужна услуга «сочинение»? Мы поможем с работой любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
14.03.2023
#Статьи о сочинениях
4555

Сколько слов должно быть в итоговом сочинении и как их правильно считать

Узнайте основные правила и методы подсчета слов в итоговом сочинении.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Требования к объему итогового сочинения
  2. Что считается словом в итоговом сочинении
  3. Методы эффективного подсчета слов на экзамене
  4. Как избежать распространенных ошибок при подсчете слов
  5. Практические упражнения для развития навыка подсчета слов
  6. Подведем итоги
  7. Часто задаваемые вопросы

На создание этой статьи у нашей команды ушло 35 человеко-часов. В написании участвовали методист по русскому языку и литературе, редактор с опытом проверки итоговых сочинений и контент-менеджер.

Требования к объему итогового сочинения

Объем сочинения — один из важнейших критериев, который учитывается при оценке работы. Понимание требований к количеству слов поможет вам грамотно спланировать свою работу на экзамене.

Минимальное и рекомендуемое количество слов

Согласно официальным требованиям, минимальное количество слов в итоговом сочинении составляет 250. Работы с меньшим объемом не засчитываются и считаются не соответствующими требованиям, независимо от содержания и раскрытия темы.

Рекомендуемый объем итогового сочинения — от 350 слов. При этом важно понимать, что максимальный объем не ограничен. Вы можете написать сколько угодно обширный текст, если уложитесь в отведенные 3 часа 55 минут.

✏ Заметка

Опыт показывает, что оптимальный объем итогового сочинения, позволяющий полноценно раскрыть тему и проиллюстрировать ее примерами, составляет 350–450 слов. Такой объем позволяет соблюсти баланс между содержательностью и лаконичностью.

Что считается словом в итоговом сочинении

Многие учащиеся испытывают трудности при подсчете слов из-за неправильного представления о том, что именно считается словом. Давайте разберемся в основных правилах.

При подсчете слов в итоговом сочинении учитываются:

  • все самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
  • все служебные части речи (предлоги, союзы, частицы);
  • междометия и звукоподражательные слова.
📖 Пример

Предложение «Я быстро шел по дороге, а затем увидел дом» содержит 9 слов.

При этом важно помнить о некоторых нюансах подсчета:

  • фамилия и инициалы считаются одним словом (например, «А.С. Пушкин» — 1 слово);
  • полные имя, отчество и фамилия считаются тремя словами (например, «Александр Сергеевич Пушкин» — 3 слова);
  • цифры, записанные числами, считаются как одно слово (например, «2025 год» — 2 слова);
  • составные слова с дефисом считаются как одно слово (например, «итогово-экзаменационная работа» — 1 слово);
  • слова, написанные через пробел, считаются как отдельные слова (например, «все таки» — 2 слова).
💡 Совет

При написании итогового сочинения записывайте числа словами и используйте полные имена авторов вместо инициалов. Это увеличит общее количество слов в вашей работе.

Методы эффективного подсчета слов на экзамене

На экзамене у вас не будет доступа к автоматическим средствам подсчета, поэтому важно владеть методами быстрого и точного определения количества слов в тексте.

Подсчет слов по абзацам

Один из самых удобных методов подсчета — разбивка текста на абзацы. Подсчитайте количество слов в каждом абзаце отдельно, а затем сложите полученные числа.

Пример расчета:

  1. Вступление: 50 слов.
  2. Первый аргумент: 80 слов.
  3. Второй аргумент: 85 слов.
  4. Третий аргумент: 90 слов.
  5. Заключение: 45 слов.
  6. Всего: 350 слов.

Этот метод позволяет не только определить общий объем сочинения, но и оценить сбалансированность частей текста.

Подсчет по строкам

Еще один эффективный метод — подсчет среднего количества слов в строке и умножение на общее количество строк.

Для использования этого метода:

  1. Подсчитайте количество слов в нескольких строках (например, в 5).
  2. Найдите среднее значение.
  3. Умножьте на общее количество строк в сочинении.

Например, если в пяти строках содержится в среднем 10 слов, а всего в сочинении 35 строк, то приблизительный объем текста составит 350 слов.

✏ Заметка

Этот метод дает приблизительный результат и лучше подходит для предварительной оценки объема. Для точного подсчета рекомендуется использовать метод подсчета по абзацам.

Как избежать распространенных ошибок при подсчете слов

Знаете ли вы, что многие выпускники неверно оценивают объем своего сочинения из-за распространенных ошибок при подсчете? Рассмотрим наиболее типичные из них.

Ошибки при учете служебных частей речи

Часто учащиеся не считают предлоги, союзы и частицы, что приводит к существенному занижению реального объема текста. Вспомните правило: каждое слово, даже состоящее из одной буквы (например, союзы «а», «и»), считается как отдельное слово.

📖 Пример

В предложении «Я шел и думал о том, что увижу» содержится 8 слов, включая союзы «и», «что» и предлог «о».

Ошибки при учете цифр и сокращений

При написании дат, номеров и других числительных помните, что цифры, записанные числами, считаются как одно слово, независимо от количества цифр.

Неправильный подсчет: «В 2025 году мне исполнится 18 лет» — 8 слов.

Правильный подсчет: «В 2025 году мне исполнится 18 лет» — 6 слов (числа «2025» и «18» считаются как одно слово каждое).

Чтобы увеличить объем текста, рекомендуется записывать числа словами: «В две тысячи двадцать пятом году мне исполнится восемнадцать лет» — 10 слов.

Практические упражнения для развития навыка подсчета слов

Умение быстро и точно подсчитывать слова приходит с практикой. Предлагаем несколько упражнений, которые помогут вам развить этот навык.

  1. Выберите абзац из любого текста и подсчитайте количество слов в нем. Затем проверьте результат с помощью текстового редактора.
  2. Засеките время и попробуйте подсчитать слова в небольшом тексте (около 100 слов). С каждой новой попыткой старайтесь улучшить свой результат.
  1. Напишите небольшое эссе (150–200 слов) и попрактикуйтесь в оценке его объема разными методами: точным подсчетом, подсчетом по абзацам и подсчетом по строкам. Сравните результаты.

Регулярное выполнение таких упражнений поможет вам выработать интуитивное понимание объема текста и избежать ошибок на экзамене.

Подведем итоги

  • Минимальный объем итогового сочинения составляет 250 слов. Работы меньшего объема оцениваются неудовлетворительно.
  • Рекомендуемый объем — от 350 слов. Оптимальный объем для полноценного раскрытия темы — 350–450 слов.
  • При подсчете учитываются все самостоятельные и служебные части речи, включая предлоги, союзы и частицы.
  • Эффективные методы подсчета на экзамене — подсчет по абзацам и оценка среднего количества слов в строке.
  • Для увеличения объема сочинения полезно писать числа словами и использовать полные имена вместо инициалов.

Часто задаваемые вопросы

Считаются ли заголовок и эпиграф при подсчете слов в итоговом сочинении?

Да, заголовок и эпиграф включаются в общий подсчет слов. Если вы используете эпиграф, это может добавить около 10–15 слов к общему объему работы.

Что делать, если я приближаюсь к окончанию экзамена, а мое сочинение меньше 250 слов?

Если вы видите, что не укладываетесь в минимальный объем, постарайтесь расширить аргументацию, добавить больше примеров или детализировать описания. Даже небольшие дополнения в каждом абзаце могут существенно увеличить общий объем текста.

Влияет ли почерк на подсчет слов в итоговом сочинении?

Почерк не влияет на количество слов, но может повлиять на восприятие объема текста проверяющими. Четкий, разборчивый почерк с умеренным размером букв позволит экзаменаторам правильно оценить объем вашей работы.

Можно ли получить высокий балл за сочинение, если в нем ровно 250 слов?

Да, можно получить высокий балл, если сочинение соответствует минимальному порогу и при этом полностью раскрывает тему, содержит убедительную аргументацию и написано грамотно. Однако на практике сочинения с минимальным объемом часто получают более низкие оценки, так как в них сложнее полноценно раскрыть тему.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов
image

Повысим оригинальность вашей работы до 99%

Используем cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики
Принять