Коррупция присутствует в большинстве экономик мира, включая самые развитые и организованные страны. В государствах, хозяйственная система которых претерпевает стадию становления, такого рода явления подчас не просто ощутимы, они прямо влияют на перспективы политического развития. В России коррупция формирует признаваемую многими экспертами и общественниками проблему, решать которую, исходя из масштабов связанных с ней вопросов, придется, вероятно, государству.
Стоит отметить, что в Российской Федерации значительно снизились показатели продажности чиновников, если изучить показатели за последние десять лет. Но определенная часть экономики страны, как и прежде, находится в тени. Это негативно отражается на развитии многих процессов. Среди них масштабные закупки, контракты, возведение новых объектов недвижимости и прочее. Особый вред криминал и коррупция наносят некоторым бизнес-отраслям. Среднестатистический гражданин РФ редко сталкивается с этим явлением, так как честные граждане могут спокойно жить, не передавая денег должностным лицам. Для этого достаточно блюсти закон, платить налоги и не нарушать правил дорожного движения. Так как проблема стоит очень остро, почти каждый политик использует в своей предвыборной кампании обещания бороться с коррупцией в стране. Кроме того, эта тема относится к одной из ключевых, применяемых западными странами, пытающимися надавить на Россию. Например, они утверждают, что именно этот момент является причиной всех бед Российской Федерации, и на него следует направить все силы правительства.
Противодействие коррупции необходимо реализовывать, безусловно, в любой стране мира. Однако особое значение борьба с этим явлением имеет для государств с развивающимися социально-экономическими системами, находящимися в состоянии транзита, поиска своего пути развития, к которым, по всей вероятности, принадлежит и Россия.
Эффективное противодействие коррупции в нашей стране - одно из обязательных условий дальнейшей модернизации политической системы, совершенствования экономической модели так, чтобы кризисные тенденции не были столь ощутимы, как это в ряде областей наблюдается сегодня. Важнейший критерий - проведение соответствующей политики на уровне высших органов власти, то есть в аспекте выработки и квалифицированного исполнения законов, регулирующих антикоррупционные меры. Такого рода источники права в России есть. Изучим их сущность.
В числе источников права, регулирующих вопросы антикоррупционной политики, стоит отметить:
- ФЗ "О противодействии коррупции";
- Национальный план, подписанный Президентом РФ;
- Начнем изучение их особенностей со второго источника, так как его обнародование предшествовало принятию первого.
Противодействие коррупции в РФ (согласно документу) - это необходимость, обусловленная тем, что подобного рода негативные явления мешают российской экономике и обществу эффективно развиваться. Изучим структуру Национального плана.
Некоторые эксперты рекомендуют обратить внимание на Гонконг. Работающая в этом стране Комиссия по противодействию коррупции, как считают многие аналитики, является одним из самых эффективных в мире органов своего профиля. Данное ведомство разработало ряд тезисов и рекомендаций, касающихся проведения действенных мер в направлении борьбы с коррупционными явлениями. Применимы они, полагают эксперты, не только в отдельно взятой стране мира, а практически в любом современном государстве.
Буквально следующее:
- органы, отвечающие за антикоррупционную политику, должны быть независимы от исполнительной власти, исключая высшее должностное лицо государства;
- в случае с Россией, это президент - только ему соответствующие ведомства должны быть подотчетны;
- в направлении кадровой политики в сфере государственной службы должен соблюдаться принцип отбора наиболее достойных кандидатов и удержания лучших специалистов;
- органы, отвечающие за борьбу с коррупцией, должны обладать большими полномочиями с целью раскрытия возможных правонарушений;
- в стране должна функционировать система строгого общественного надзора над работой ведомства, отвечающего за соответствующее направление работы;
- деятельность антикоррупционных органов должна быть соразмерна возможностям бюджета страны.
Однозначный тренд, отражающий мнения, преобладающие в экспертном сообществе, обнаружить сложно. Но если изучить отдельные положения ФЗ, равно как и Национального плана, то некую схожесть критериев, излагаемых в российских источниках права и формулировок, что мы привели выше, все же можно зафиксировать. Например, тезисы, касающиеся кадров, очень близки и в российском и гонконгском варианте.