Нужна курсовая на заказ недорого в спб с гарантией? Поможет Work5.
. Нарушение речи во многом оказывает влияние на различные стороны развития детей, в зависимости от дефекта, возникают трудности в общении, в эмоционально-волевой сфере, возникают трудности при формировании познавательных процессов, при развитии мыслительных операциях, при формировании оптико-пространственных представлений. Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, а также о величине, форме и относительном расположении объектов. Чтобы обучение ребенка в школе было успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве, а также владеть основными пространственными понятиями, такими как: право, лево, спереди, сзади, вверху, внизу и пр. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанными на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей. В настоящее время проведено много психолого-педагогических исследований (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ж. Пиаже и др.), раскрывающих важное значение освоения предметного и социального пространства в формировании у ребенка целостной картины мира. Пространственная ориентировка охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей и является неотъемлемой частью процесса социализации ребенка. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В структуре дефекта при дизартрии ведущим симптомом является двигательное расстройство. А ведь именно двигательная активность являются необходимым фактором успешного формирования пространственных представлений и пространственной лексики. Умение ребенка с дизартрией представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умозаключения и др. Раскрытие проблемы формирования пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией на практике будет способствовать развитию речедвигательной и познавательной деятельности. Анализ исследований, показал, что логопеды в процессе коррекционной работы с детьми с дизартрией не только формируют правильное звукопроизношение, но и развивают оптико-пространственное восприятие. Формирование пространственных представлений с одной стороны развивает двигательные функции детей, с другой стороны пополняет их активный словарь. Представления о пространстве позволяют человеку взаимодействовать с окружающей средой и помогают в ней ориентироваться. Способность воспринимать пространство не появляется у детей с рождения. Она возникает в результате непростого и длительного по времени процесса развития в онтогенезе. Зрение является одним из ведущих анализаторов нервно-рецепторной системы, который воспринимает больше половины всей поступающей информации. Глаз человека - это орган восприятия, отражения и анализа поступающей информации. Зрительное восприятие, в сочетании с остальными, является основой познания. Одним из главных направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, является профилактика нарушений письменной речи и развитие психических функций, в числе которых формирование оптико-пространственных представлений. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников приводит к задержке и ограничению формирования обобщенных образов окружающего мира, значительным затруднениям в формировании причинно-следственных связей, задержке развития словаря, трудностям в грамматическом оформлении речи. Именно поэтому в настоящее время проблемы изучения развития пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи стали актуальными. Объект исследования - состояние пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - выделение особенностей развития оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Целью данного исследования является выявление у старших дошкольников особенностей развития пространственных представлений. В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы посвященной вопросам формирования и развития пространственных представлений старших дошкольников. 2. Подбор методик для исследования уровня сформированности у старших дошкольников оптико-пространственных представлений. 3. Экспериментальная диагностика уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. 4. Качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительных группах на базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 214" города Саратова. Экспериментальную группу составили дошкольники 6-7 лет с нарушениями речи в количестве 10 человек, а контрольную группы дошкольники 6-7 лет без речевой патологии - 10 человек. В процессе исследования были использованы эмпирические, теоретические, биографические, психодиагностические и интерпретационные методы, количественный и качественный анализ полученных данных Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.