ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7 1.1. Пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 11 1.3. Нейропсихологический подход по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 Вывод по первой главе 23 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25 2.1. Выявление особенностей пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 25 2.2. Методика развития оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений 42 2.3. Определение эффективности экспериментальной работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи 47 Вывод по второй главе 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Нейропсихологический подход в логопедической работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

дипломная работа
Педагогика
64 страниц
84% уникальность
2020 год
59 просмотров
Саламатов Д.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7 1.1. Пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 11 1.3. Нейропсихологический подход по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 Вывод по первой главе 23 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25 2.1. Выявление особенностей пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 25 2.2. Методика развития оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений 42 2.3. Определение эффективности экспериментальной работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи 47 Вывод по второй главе 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Читать дальше
Актуальность темы. Пространственные представления играют важную роль для всех видов деятельности человека, охватывая все стороны их взаимодействия с действительностью. Формирование пространственных представлений связано с развитием познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Развитие детей с речевыми нарушениями происходит с некоторыми отличиями от развития детей в норме.


Нужна курсовая на заказ недорого в спб с гарантией? Поможет Work5.


. Нарушение речи во многом оказывает влияние на различные стороны развития детей, в зависимости от дефекта, возникают трудности в общении, в эмоционально-волевой сфере, возникают трудности при формировании познавательных процессов, при развитии мыслительных операциях, при формировании оптико-пространственных представлений. Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, а также о величине, форме и относительном расположении объектов. Чтобы обучение ребенка в школе было успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве, а также владеть основными пространственными понятиями, такими как: право, лево, спереди, сзади, вверху, внизу и пр. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанными на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей. В настоящее время проведено много психолого-педагогических исследований (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ж. Пиаже и др.), раскрывающих важное значение освоения предметного и социального пространства в формировании у ребенка целостной картины мира. Пространственная ориентировка охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей и является неотъемлемой частью процесса социализации ребенка. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В структуре дефекта при дизартрии ведущим симптомом является двигательное расстройство. А ведь именно двигательная активность являются необходимым фактором успешного формирования пространственных представлений и пространственной лексики. Умение ребенка с дизартрией представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умозаключения и др. Раскрытие проблемы формирования пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией на практике будет способствовать развитию речедвигательной и познавательной деятельности. Анализ исследований, показал, что логопеды в процессе коррекционной работы с детьми с дизартрией не только формируют правильное звукопроизношение, но и развивают оптико-пространственное восприятие. Формирование пространственных представлений с одной стороны развивает двигательные функции детей, с другой стороны пополняет их активный словарь. Представления о пространстве позволяют человеку взаимодействовать с окружающей средой и помогают в ней ориентироваться. Способность воспринимать пространство не появляется у детей с рождения. Она возникает в результате непростого и длительного по времени процесса развития в онтогенезе. Зрение является одним из ведущих анализаторов нервно-рецепторной системы, который воспринимает больше половины всей поступающей информации. Глаз человека - это орган восприятия, отражения и анализа поступающей информации. Зрительное восприятие, в сочетании с остальными, является основой познания. Одним из главных направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, является профилактика нарушений письменной речи и развитие психических функций, в числе которых формирование оптико-пространственных представлений. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников приводит к задержке и ограничению формирования обобщенных образов окружающего мира, значительным затруднениям в формировании причинно-следственных связей, задержке развития словаря, трудностям в грамматическом оформлении речи. Именно поэтому в настоящее время проблемы изучения развития пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи стали актуальными. Объект исследования - состояние пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - выделение особенностей развития оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Целью данного исследования является выявление у старших дошкольников особенностей развития пространственных представлений. В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы посвященной вопросам формирования и развития пространственных представлений старших дошкольников. 2. Подбор методик для исследования уровня сформированности у старших дошкольников оптико-пространственных представлений. 3. Экспериментальная диагностика уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. 4. Качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительных группах на базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 214" города Саратова. Экспериментальную группу составили дошкольники 6-7 лет с нарушениями речи в количестве 10 человек, а контрольную группы дошкольники 6-7 лет без речевой патологии - 10 человек. В процессе исследования были использованы эмпирические, теоретические, биографические, психодиагностические и интерпретационные методы, количественный и качественный анализ полученных данных Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читать дальше
Анализ изученной нами литературы по проблеме позволил сделать вывод: исследователями признается факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Т.А. Мусейибова, Л.С. Цветкова и др.). Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема освоения пространства детьми с ОНР, у которых не сформированы все компоненты речевой системы. Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер. Вместе с тем, по мнению исследователей, эффективность коррекции не очень высокая. В связи с этим, изучение данного вопроса имеет большое практическое значение, так как трудности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи сказываются на овладении многими учебными предметами: письмо, чтение, математика, ручной труд, физкультура, рисование и обуславливают возникновение новых проблем в обучении ребенка (проявлению специфических ошибок на письме). Эти трудности могут переноситься на следующую ступень и проявляться при изучении геометрии, географии, истории и т.д. Нами была составлена методика обследования сформированности пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика состоит из 15 заданий на исследование функций зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительно-моторных координаций. Задания предъявлялись 10 детям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, имеющих ОНР. Форма предъявления заданий индивидуальная. В результате проведенного констатирующего эксперимента выяснилось, что у 50% обследуемых детей 6-7 лет с ОНР формирование пространственных функций (пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации) замедленно и неполно. Учитывая важность уровня сформированности пространственных функций для коррекции речевых нарушений, мы организовали экспериментальную коррекционно-развивающую работу. Основным коррекционным средством мы определили конструирование из конструктора «ЛЕГО». Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у детей 6-7 лет с ОНР осуществлялась в условиях единой коррекционно-образовательной среды и способствовала практическому освоению категорий пространства и их вербализации детьми с ОНР. Содержание коррекционной работы на основе конструирования использовалось как часть занятия учителя-логопеда, воспитателя, а также при проведении режимных моментов (в утренние и вечерние часы) для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Эффективность содержание коррекционной работы мы определяли в ходе контрольного эксперимента. Уровень пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР на этапе констатирующего эксперимента характеризовался выраженными нарушениями зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. На этапе контрольного среза отмечена положительная динамика в развитии компонентов пространственных представлений детей 6-7 лет с ОНР. Следовательно, коррекционная работа с этими формирование пространственных представлений с конструирования оказалась эффективной.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. - М: Наука, 2012. - 188 с. 2. Ананьев Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 2013. - 304 с. 3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми дошкольнего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2011.- 222 с. 4. Архипова Е.Ф. Особенности логопедический работы при дизартрии // Коррекционная педагогика. - 2004. - №1.- С.36-42. 5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 287 с. 6. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе. - М.: Мир, 2012. - 164 с. 7. Вартапетова Г.М., Тычинина Л.Л. Особенности работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи и недоразвитием пространственного восприятия // http://logoportal.ru 8. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 144с. 9. Волкова Е.Ф. Методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу "Экспериментальная психология". - Новосибирск: НГПУ, 2014. - 92с. 10. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2015. - 96 с. 11. Выготский Л.С. Детская психология. - М.: Педагогика, 2011. - 432 с. 12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2013. 415 с. 13. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011. - 80с. 14. Гейци Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: Бора-ПРЕСС, 2012. - 567 с. 15. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - Спб.: Питер, 2014. - 80 с. 16. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой // http://logopediya.com/ 17. Дунаева З.М. Психологическое изучение и педагогическая коррекция пространственных функций у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 2012. - 128с. 18. Дунаева З. М Формирование пространственных представлений у детей с дошкольного возраста // Дефектология. - 2012. - № 4. - С.27-34. 19. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. - СПб.: Речь, 2012. - 180с. 20. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 2012.- 320 с. 21. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 7-8 лет // http://logopediya.com/ 22. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 349 с. 23. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - СПб: Каро, 2012. - 238 с. 24. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб: Каро, 2011. - 368 с. 25. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. - 2011. - № 5. - С.5 - 8. 26. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2012. 380 с. 27. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2014. - 128с. 28. Логопедичекая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: ФОРУМ, 2012. - 272 с. 29. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. - 2013. -№5. - С.35-39. 30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие /Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2013. - 192с. 31. Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - М.: Мир, 2014. - 112 с. 32. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2011. - 384с. 33. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2011. - 400 с. 34. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2012. - 220 с. 35. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной //http://www.logopunkt.ru/ Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2013. - 240 с. 36. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М.: Школьная пресса, 2014. - 64 с. 37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - СПб.: Союз, 2012. - 256 с. 38. Правдина О.В. Логопедия. - М.: АРКТИ, 2012. - 243 с. 39. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2014.- 164 с. 40. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи, мышлении. - М.: АРКТИ, 2012. - 112 с. 41. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М.: Академия, 2012. -95 с. 42. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2011. - 232с. 43. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2012. - 474 с. 44. Сиротюк А.Л. Коррекционное обучение и развитие школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -80с. 45. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 320 с. 46. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 184 с. 47. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-8 лет. - Ярославль: Академия развития, 2012. 144 с. 48. Трошин О.В., Жулина Б.В. Логопсихология: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 256 с. 49. Филичева Т.Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. 50. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. -М.: ВЛАДОС, 2011. - 560с. 51. Шардаков В.С. Мышление школьников. - М.: Просвещение, 2013. - 356 с. 52. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 2011. - 64с. 53. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 80с. 54. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 2011. - 240 с. 55. Якиманская И.С. Развитие пространственных представлений и их роль в усвоении начальных геометрических знаний. - М.: Педагогика, 2012. - 128 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Задержание лица, совершившего преступление: понятие и условия правомерности.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Право
дипломная работа
Оптимизация самооценки младших школьников
Количество страниц:
60
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психология
курсовая работа
Управление человеческими ресурсами на примере организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Теория управления
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image