ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические обоснование исследования и анализ оптимизации изучения самооценки младших школьников 6 1.1 Проблема самооценки в зарубежной и отечественной психологии 6 1.2 Особенности формирования самооценки у младших школьников 17 1.3 Анализ подходов к оптимизации самооценки младших школьников 25 Глава 2. Программа и оценка эффективности оптимизации самооценки младших школьников 33 2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов вводной диагностики 33 2.2 Программа оптимизации самооценки детей младшего школьного возраста 41 2.3 Оценка эффективности разработанной программы 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65

Оптимизация самооценки младших школьников

дипломная работа
Психология
60 страниц
61% уникальность
2020 год
146 просмотров
Romashkina S.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические обоснование исследования и анализ оптимизации изучения самооценки младших школьников 6 1.1 Проблема самооценки в зарубежной и отечественной психологии 6 1.2 Особенности формирования самооценки у младших школьников 17 1.3 Анализ подходов к оптимизации самооценки младших школьников 25 Глава 2. Программа и оценка эффективности оптимизации самооценки младших школьников 33 2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов вводной диагностики 33 2.2 Программа оптимизации самооценки детей младшего школьного возраста 41 2.3 Оценка эффективности разработанной программы 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
Читать дальше
Актуальность темы. Личностные качества определяют эффективность нашего взаимодействия в окружающем нас обществе. Компонентами личностных характеристик являются различные сферы: мотивация, темперамент, характер, самооценка. На современном этапе развития образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важной функцией является разработка универсальных учебных действий (УУД) для школьников. УМС делятся на 4 блока: личностный, регулятивный, коммуникативный и когнитивный. Самооценка, наряду с самопознанием, самоопределением, личностным и профессиональным самоопределением, также относится к личностному ИМТ. Все это поспособствовало выбору темы «Оптимизация самооценки младших школьников».


Если вы хотите заказать эссе , переходите на сайт Work5 и оформляйте заказ.


. Поэтому в задачу воспитания будет входить формирование самооценки учащегося, через личностный УУД. В различных исследованиях проблема самооценки стоит остро. Этот вопрос изучался такими учеными, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, И. И. Чеснокова, Р. С. Немов, В. С. Мухина, Г. В. Бороздина, Д. МИД, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. И. Липкина. Эти ученые рассматривали самооценку как одно из важнейших личностных образований, которое принимает участие в регуляции индивидуального поведения и деятельности. Самооценка младших школьников может быть скорректирована и изменена в гораздо большей степени, чем самооценка взрослого человека. Оценивая себя, младший школьник закладывает ожидаемые результаты своего будущего. Актуальность исследования определяется необходимостью развития способностей ребенка по отношению к своим действиям и поступкам с общепринятыми морально-этическими нормами, что определяется федеральным государственным стандартом. Значимость изучения проблемы самооценки младшего школьника обусловлена тем, что существуют различные противоречия между чувствительностью младшего школьника в этот возрастной период, его самоописанием, самооценкой, а также между необходимостью формирования оптимальной самооценки младшего школьника. Актуальность изучения данной проблемы определяется также противоречием в необходимости развития самооценки младших школьников и владения педагогами необходимыми навыками, средствами, приемами и методами формирования адекватной самооценки ребенка. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу оптимизации самооценки младших школьников. Объект исследования: самооценка младшего школьника. Предмет исследования: оптимизация самооценки младших школьников. Цель исследования: 1. провести теоретический анализ проблемы самооценки в отечественной и зарубежной научной литературе. 2. провести теоретический анализ проблемы самооценки младших школьников. 3. провести теоретический анализ средств, приемов и методов формирования адекватной самооценки младших школьников. 4. разработать и апробировать программу оптимизации самооценки младших школьников. Гипотеза исследования: оптимизация самооценки учащихся будет успешной, если будет разработана специально разработанная программа оптимизации самооценки, предполагающая повышение уверенности ребенка, стремление к успеху, актуализацию эмоциональных состояний с учетом возрастных особенностей учащихся. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, тест "лестница" т. д. Марцинковского, методика Т. В. Дембо-К. Я. Рубинштейна в модификации А. М. прихожан, методика "нарисуй себя" (А. М. прихожан и З. Василяускайте), качественная и количественная обработка результатов диагностических методов, программа оптимизации самооценки младшего школьника. Методологическая основа исследования: в основу работы положены основные концепции самооценки: Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, А. А. Реан, Н. И. Константинова, А. В. Захарова. концепция Л. И. Божович о структуре и формировании личности. Исследование Б. Г. Ананьева, А. Л. Липкиной и Л. И. Божович о влиянии на развитие самооценки у детей младшего школьного возраста. Практическая значимость: разработанная программа оптимизации самооценки учащихся начальных классов будет полезна учителям начальных классов, психологам в системе начального образования, родителям учащихся начальных классов. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее стержню. Он отражает то, что человек узнает о себе от других, а также его собственные действия, направленные на достижение его действий и личных качеств. Отношение человека к себе - самая последняя формация в его мировоззренческой системе. Но, несмотря на это, самооценка занимает особо важное место в структуре личности. Самооценка - это не что-то присущее человеку. Самооценка личности ребенка как регулятора поведения оказывает прямое влияние на его внутреннее состояние, деятельность, поведенческие реакции и командные отношения. Низкая самооценка приводит к серьезным личным и коммуникативным проблемам. Истоки способности оценивать себя находятся в раннем детстве, и их развитие и улучшение происходят на протяжении всей жизни человека. Младший школьный возраст - это начальный период осознания ребенком себя, причин и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной и дифференцированной самооценки. Высокая самооценка, а также низкая самооценка, по мнению многих ученых, требует наибольшего внимания со стороны учителей и родителей. Ведь завышенная самооценка, помимо своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности испытуемого, имеет еще и отрицательный эффект, при котором наблюдается рост эгоизма, пренебрежения точкой зрения или мнением других, а также переоценка собственных сил. Анализируя психолого-педагогическую литературу и проводя исследования по данной теме, можно сделать вывод, что главной характеристикой самооценки младших школьников является их высокий уровень, и он чаще проявляется у девочек. Поскольку младший школьный возраст наиболее чувствителен к формированию адекватной самооценки, была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Целью данной работы было изучение одной из фундаментальных основ личностного воспитания - чувства собственного достоинства. Самоуважение - это сложное личное образование, которое выражает знание человеком себя, своей деятельности, призванной раскрыть себя в общении и деятельности. Самоуважение человека - центральный компонент Я-концепции личности, включающий в себя оценку себя, своих способностей, качеств и места среди других людей. Он играет регулирующую и защитную роль и напрямую влияет на отношения человека с другими, поведение и развитие. В ходе теоретического анализа литературных источников выяснилось, что самооценка человека не всегда остается прежней. Он меняется в зависимости от условий, в которых осуществляется человеческая деятельность, и стабильности достигнутого успеха. Это психологическое образование формируется в течение жизни человека, но начинает складываться в детстве, когда очень существенное влияние на ребенка и его психику оказывает окружающая его среда: родители, сверстники, учителя. Один из самых деликатных периодов в развитии личности - это ее регистрация. Это связано как с появлением у ребенка физиологических изменений и психических новообразований, так и с изменением самой социальной ситуации. Таким образом, у младших школьников накапливается определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная произвольная регуляция внимания, запоминания и поведения. Есть обобщение собственного опыта, есть внутренний план действий, умение адекватно оценивать результаты собственной деятельности и возможностей. Осознается потребность в самооценке окружающих, чему во многом способствует образовательная деятельность. В практической части нашей работы, в ходе организованного эксперимента, мы обнаружили, что самооценка младших школьников действительно влияет на их успеваемость. Следовательно, чем выше и положительнее ребенок оценивает себя, свои способности и достижения, тем более высокого уровня учебных достижений он может достичь. И наоборот: чем ниже самооценка ребенка, тем больше вероятность того, что он снизит свою активность и эффективность обучения. В то же время следует отметить, что не все дети с высокой самооценкой очень успешны в учебной деятельности. Мы обнаружили, что некоторые школьники с низкой успеваемостью склонны переоценивать свои сильные стороны, некритично относятся к своим способностям, а некоторые студенты с низкой самооценкой имеют довольно высокие баллы по критерию «хорошо». Эти результаты можно объяснить тем, что на успешность учебной деятельности ребенка влияет не только его самооценка, но и уровень развития общих интеллектуальных способностей и социальной адаптации. Кроме того, не следует исключать, что на развитие как способностей, так и самооценки напрямую влияет ближайшее окружение - семья, а также личность учителя, который в этот период жизнь становится важной для ребенка. Эти моменты тоже нельзя исключать, они и их влияние требуют более детального изучения, но это уже вопрос дальнейших психолого-педагогических исследований. По результатам этого исследования мы разработали коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию самооценки младших школьников в процессе обучения. Таким образом, мы видим, что предположение, сделанное нами в начале работы о взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью, частично подтвердилось. Полученные результаты могут быть применены на практике в профессиональной деятельности учителей начальной школы, а также практических психологов для работы с детьми, у которых наблюдается снижение успеваемости из-за отсутствия самооценки.
Читать дальше
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников.– 2-е изд [Текст].– М.: Дрофа, 2019. – 68 с. 2. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2 [Текст].– М.: мпси, 2018. – 134 с. 3. Богданова, Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук… [Текст] / Н.А. Богданова - Калуга, - 2016. – 345 с. 4. Божович, Л. С. Проблемы формирования личности [Текст]. - М.: Просвещение, - 2015. – 352 с. 5. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитания [Текст].– М.: «Прогресс», - 2017. – 167 с. 6. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд. испр. и доп. [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, - 2017. – 657 с. 7. Дубровина, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, - 2016. – 156 с. 8. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, - 2016. – 156 с. 9. Иващенко, А.В., Агапов, В.С., Барышникова, И.В. Методики исследования Я – концепции личности. Учебное пособие. [Текст] / А.В. Иващенко, В.С. Аганов, И.В. Барышникова. – М.: МГСА, - 2000. – 321 с. 10. Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. учебн. заведений. [Текст] / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М., - 2001. – 453 с. 11. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», - 2000. – 542 с. 12. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной норма психологии: учебное пособие для студентов [Текст] /под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: МСПИ, - 2019. - 304 с. 13. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», - 2016. – 351 с. 14. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении. –П.: возрасте Питер, - 2019. – 241 с. 15. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника [Текст]. – СПб.: Питер, 2013. – 137 с. 16. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку [Текст] / Е.Ю. Новиченкова. - М.: Феникс, - 2015. - 449 c. 17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л Рубинштейн// – Питер; – СПб.; – 2019. – 592 с. 18. Савонько, Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, - 2015. – 54 с. 19. Слободчиков, В.И. Формирование Я-концепции [Текст] / журнал «Начальная школа». - №3, - 2016. – 675 с. 20. Сергеева, Оксана. Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и связи правила [Текст]. -М.: Эксмо, 2014. -256 c. 21. Строганов, Л. В. Поощрение и самооценка младшего школьника [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, - 2015. – 87 с. 22. Требунская, Ольга. Матрица жизни. Самооценка другие и удовлетворенность. - М.: Питер, 2014. - 192 c. 23. Троицкая, И. Ю., Рогожина Е. Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования //Государственные следующий образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — 2015. — 132 с. 24. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте//Международный научный журнал – Молодой учёный. -2017. - №6. - II ч. - С. 207. 25. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников// Нач.школа плюс, - 2013 – с. 44. 26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение 2011., - 131 с. 27. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 142 с. 28. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1998. – 275с. 29. Ядов, В.А. Социальная психология личности // Социология и современность. Т. 1. М.: Омега-Л, - 2013. - С. 84. 30. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление человеческими ресурсами на примере организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Теория управления
курсовая работа
Защита авторских прав в системе Интернет
Количество страниц:
35
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Институт гражданско-правовой защиты прав военнослужащих войск национальной гвардии
Количество страниц:
25
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image