В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая цель: изучение придворной жизни при Петре I в современной историографии. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрена оценка личности Петра I;
- проанализирована оценка деятельности Петра I;
- рассмотрена повседневная жизнь и придворный быт;
- проведен анализ взглядов современных историков на придворную жизнь Петра I.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
В последнее время возрос интерес исследователей к исследованию микромира человека, его повседневной жизни. Вопрос изучения повседневных реалий представляется актуальным. В первой четверти XVIII века родилась великая Российская империя, и благодаря усилиям Петра I была проведена европеизация культуры. И мне очень интересно посмотреть, как изменилась жизнь русского дворянства с реформами Петра I.
Изменения в повседневной жизни во времена Петра Великого были подробно проанализированы Зицером Э. Сначала он отметил, что начало реформ началось во второй половине 17 века. Рассмотрев предпосылки трансформаций в области культуры, Зицер Э. обнаружил, что они в основном сформировались в области материальной культуры, в материальном мире человека. Вопрос касался не знака национальности, а вопроса: К какой семье народов должны принадлежать европейцы или азиаты, и поэтому должны носить символ этой семьи в одежде? «А в третьей главе из 18 томов своей« Истории России со времен античности »он отстаивает правильность реформ Петра I.« Вывод цивилизацией людей, слабых, бедных, почти неизвестных, на исторической сцене ».
Известный историк Павленко Н.И., продолжающий мысль Зицера Э., отмечает, что преобразования повседневной жизни в том виде, в каком они осуществлялись, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «Он надеялся ... через благородство в России установить европейскую науку, образование в качестве необходимой предпосылки ...». В свою очередь Н.М. Карамзин отметил, что основным содержанием реформы было то, что «страстный монарх с пламенным воображением, видящий, что Европа хотела сделать Россию Голландией». «Но эта страсть к новым обычаям для нас превысила пределы благоразумия в нем ... Русская одежда, Барт, не повлияла на создание школ».
Реформы Петра I противоречивы. Преобразования были насильственными и приносили большие жертвы. С другой стороны, впервые после крещения Руси Петр I предпринял энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. Он стал главной державой с эффективной экономикой, современным флотом и высокоразвитой культурой. Прогресс был быстрым и решительным.
Следует подчеркнуть, что историография, описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти XVIII в., Довольно обширна. В основном он посвящен жизни и обычаям эпохи Петра Великого в произведениях историко-культурной направленности. Первый опыт А.В. Терещенко с исчерпывающим описанием русской жизни был в многотомной монографии «Жизнь русского народа».
Ежедневные очерки Уткин А. «Исторические истории и бытовые зарисовки» содержат информацию о порядке собраний, маскарадов и балов Петра.
Следует также упомянуть работы М. М. Богословского «Жизнь и обычаи русского дворянства в первой половине XVIII века».
В последнее время возрос интерес исследователей к исследованию микромира человека, его повседневной жизни. Вопрос изучения повседневных реалий представляется актуальным. В первой четверти XVIII века родилась великая Российская империя, и благодаря усилиям Петра I была проведена европеизация культуры. И мне очень интересно посмотреть, как изменилась жизнь русского дворянства с реформами Петра I.
Даже с относительно большим количеством литературы по этой теме необходимо выделить наиболее важные и важные для нас. Из дореволюционных произведений, работы С.М. Соловьева В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин.
Изменения в повседневной жизни во времена Петра Великого были подробно проанализированы С. М. Соловьевым. Сначала он отметил, что начало реформ началось во второй половине 17 века. Рассмотрев предпосылки трансформаций в области культуры, С. М. Соловьев обнаружил, что они в основном сформировались в области материальной культуры, в материальном мире человека. Вопрос касался не знака национальности, а вопроса: К какой семье народов должны принадлежать европейцы или азиаты, и поэтому должны носить символ этой семьи в одежде? «А в третьей главе из 18 томов своей« Истории России со времен античности »он отстаивает правильность реформ Петра I.« Вывод цивилизацией людей, слабых, бедных, почти неизвестных, на исторической сцене ».
Известный историк В.О. Ключевский, продолжающий мысль С. М. Соловьева, отмечает, что преобразования повседневной жизни в том виде, в каком они осуществлялись, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «Он надеялся ... через благородство в России установить европейскую науку, образование в качестве необходимой предпосылки ...». В свою очередь Н.М. Карамзин отметил, что основным содержанием реформы было то, что «страстный монарх с пламенным воображением, видящий, что Европа хотела сделать Россию Голландией». «Но эта страсть к новым обычаям для нас превысила пределы благоразумия в нем ... Русская одежда, Барт, не повлияла на создание школ».
Реформы Петра I противоречивы. Преобразования были насильственными и приносили большие жертвы. С другой стороны, впервые после крещения Руси Петр I предпринял энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. Он стал главной державой с эффективной экономикой, современным флотом и высокоразвитой культурой. Прогресс был быстрым и решительным. "
Следует подчеркнуть, что историография, описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти XVIII в., Довольно обширна. В основном он посвящен жизни и обычаям эпохи Петра Великого в произведениях историко-культурной направленности. Первый опыт А.В. Терещенко с исчерпывающим описанием русской жизни был в многотомной монографии «Жизнь русского народа».
Ежедневные очерки Е. И. Карновича «Исторические истории и бытовые зарисовки» содержат информацию о порядке собраний, маскарадов и балов Петра.
Следует также упомянуть работы М. М. Богословского «Жизнь и обычаи русского дворянства в первой половине XVIII века».
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.