Введение...................................................................................................................3
1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета, его функции...................................................................................................................5
2. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства.............................................................................................................11
3. Роль федерального бюджета в социальном развитии страны..........................22
4. Роль федерального бюджета в экономическом развитии страны.....................26
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................33
Читать дальше
На сегодняшний день федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны - одна из актуальных и важных проблем для России. Это увеличивает благосостояние страны и влияет на экономический рост, благодаря чему происходят положительные процессы, такие как снижение обменного курса, уровня инфляции и уровня процентных ставок.
В любой финансовой системе упор делается на бюджет. Существуют разные подходы к термину «бюджет», это связано с тем, что бюджет как социально-экономическое явление очень многогранно.
Бюджет государства как экономическая категория является частью экономических (денежных) отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованного фонда ресурсов посредством перераспределения части стоимости общественного продукта.
Как финансовый план, бюджет - это картина (оценка) государственных расходов и ожидаемых доходов для их покрытия. Как основной финансовый план страны, бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников семейных отношений, координирует и организует деятельность всех участников экономических отношений. Именно через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других инвестиционных программ и финансовых планов происходит согласование. В результате размер платежей в бюджет определяется в финансовых планах компаний; Средства, выделенные на смету домашним учреждениям, полностью расходуются на расходную часть соответствующего бюджета.
Бюджет имеет силу закона как юридически оформленный документ, в количественном выражении которого отражается процесс получения и распределения средств государством.
Бюджет - это отражение социально-экономических отношений, сложившихся в обществе и государстве. Следовательно, любые изменения в домашнем хозяйстве требуют первоначальной трансформации социальных отношений между людьми и готовности общества к изменениям. Успех перехода к «бюджетному развитию» и его эффективность во многом будут зависеть от способности властей поменять сложившиеся «основы» образования на «бюджетную поддержку», чтобы иметь справедливые и эффективные бюджетные отношения, сломать систему « Бюджет иждивенчества ». В противном случае «вспомогательный бюджет» на федеральном уровне останется реальностью в долгосрочной перспективе и вряд ли обеспечит достижение стратегических целей государственной политики.
Федеральный бюджет России осуществляет экономические отношения, опосредуя процесс создания и использования централизованного фонда государственных денег. Основные функции федерального бюджета - перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, контроль образования и использования денежных средств, финансовая поддержка социальной политики, образование и использование бюджета.
Бюджет служит инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет реализуется социальная политика. Один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета - оптимальное и сбалансированное использование бюджета. Развитие экономики и социальной сферы во многом зависит от правильной оптимизации расходов федерального бюджета. А также в количественном балансе бюджетных расходов и источников финансирования.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Консультант – плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. О федеральном бюджете на 2021 текущий год: Федеральный закон// Консультант – плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Ахокас И.И. Об оценке эффективности использования бюджетных средств/И.И. Ахокас, А.Н Гехт// Финансы.-2018. - №4. –С.8-11.
5.Баранов А.О. Об искусстве компромисса между целями экономической политики в свете кризиса в России в 2015-2016 годах / А.О. Баранов // ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2017.- № 6- C.49-63.
6. Белых Л.П. Основы финансового рынка: Учебное пособие/ Л.П. Белых. – М.: ЮНИТИ, 2019.- 405с.
7. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова .-М.: ИНФРА-М, 2019.-270с.
8. Бочаров В.В.Финансы/ В.В.Бочаров – СПб: Питер, 2018. – 192с.
9. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 550 с.
10. Вахрин П.И. Финансы: Учебник/ Вахрин П.И., Нешитой А.С. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. - 526с.
11.Воронцов О.Г. Принципы бюджетной системы российской федерации: теоретико-правовые основы реализации : дис. … канд. юрид. наук / О.Г. Воронцов; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – Москва, 2019. – 288 с.
12. Глущенко В.В. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование./ В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НЦП «Крылья», 2018. – 414с.
13. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2019.- 448с.
14. Дьяченко М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальное представление/ М.В. Дьяченко// Финансы и кредит. – 2018. - №8 (488). – С. 43–46.
15.Левдонский А.А. Бюджетные риски и устойчивость Федерального бюджета/ А.А. Левдонский// Экономика, предпринимательство и право. –2018. –Т. 6.– № 2. –С. 175-184.
16.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие/Т.П. Николаева. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. -380 с.
17.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов / М-во финансов Российской Федерации. – Москва, 2019. – 71 с.
18. Проект федерального бюджета на 2021 год прошел первое чтение. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49873/
19.Савчишина К.Е. Современные проблемы и перспективы развития бюджетной системы России / К.Е. Савчишина// Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 6. – С. 101-114.
20. Шмиголь И.С. Бюджетные резервы: содержание и перспективы развития / И.С. Шмиголь// Финансы и кредит. – 2018. - №1 (481). – С.35-38.
21. Швецов Ю.Г. Функциональная направленность системы бюджетного регулирования/ Ю.Г. Швецов, О.В. Буткова// Финансы.- 2017.- №10. –С. 9-16.
Читать дальше