ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1. Семантическое поле как лингвистическая категория 6 1.2. Методология исследования семантического поля 14 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21 ГЛАВА II. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ВОЙНА» В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ 23 2.1. Контекстуальная реализация структурных элементов семантического поля «война» в повести В. О. Богомолова «Иван» 23 2.2. Контекстуальная реализация структурных элементов семантического поля «война» в сборнике С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне» 30 2.3. Структура семантического поля «война» 36 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Семантическое поле «война» и его репрезентация в книгах для детей (на материале повести И. Богомолова «Иван» и С. А. Алексеева «Сто рассказов о войне»)

курсовая работа
Языкознание
50 страниц
74% уникальность
2020 год
65 просмотров
Лемиш Е.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1. Семантическое поле как лингвистическая категория 6 1.2. Методология исследования семантического поля 14 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21 ГЛАВА II. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ВОЙНА» В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ 23 2.1. Контекстуальная реализация структурных элементов семантического поля «война» в повести В. О. Богомолова «Иван» 23 2.2. Контекстуальная реализация структурных элементов семантического поля «война» в сборнике С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне» 30 2.3. Структура семантического поля «война» 36 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Читать дальше
Язык и культура тесно связаны между собой, поэтому в языке всегда отражены различные элементы культуры, в которой этот язык существует. Рассмотрение отдельных семантических полей как единиц когнитивной деятельности человека позволяет нарисовать более ясную картину мира носителей этого языка, а также во многом помогает исследователям лучше представить культурную среду и особенности восприятия окружающей действительности людьми, принадлежащими к той или иной культуре. Актуальность данной курсовой работы связана с необходимостью формирования компетенций, ориентирующих людей в ценностях русской культуры, в том числе и языковой реальности. Построение семантических полей способствует развитию данных компетенций, а анализ, выполненный на основании рассказов русских писателей, поможет в точном определении границ выбранного семантического поля.


Заказывайте написание контрольной работы по географии. Рассчет стоимости работы бесплатно!


. Объектом исследования является лексика современного русского языка. Предметом исследования является семантическое поле «война» и его репрезентация в книгах для детей. За материал для анализа были взяты повесть В. О. Богомолова «Иван» и рассказы С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне». Целью данной работы является построение семантического поля «война» на основе анализа указанных художественных произведений. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «семантическое поле»; 2. Обосновать методологию исследования семантического поля; 3. Проанализировать повесть В. О. Богомолова «Иван», и найти в ней элементы семантического поля «война»; 4. Проанализировать рассказы С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне, и также выявить в них элементы семантического поля «война»; 5. Построить семантическое поле «война». Методами исследования, применёнными в данной работе, стали общенаучные: анализ, синтез, наблюдение, обобщение, индукция, дедукция; лингвистические: контекстуальный анализ, метод фреймовой семантики, метод сплошной выборки, контекстуальный анализ. Новизна данной курсовой работы заключается в том, что по завершении анализа указанных источников, в работе будет представлено полное семантическое поле «война» в книгах для детей. Первая глава посвящена рассмотрению понятия «семантическое поле» в концепциях известных ученых-лингвистов. В данной главе также формируется определение этого термина, положенное в основу настоящей работы. Вторая глава посвящена анализу и построению семантического поля «война» в книгах для детей на основании повести В. О. Богомолова «Иван» и рассказы С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне». В заключении подводятся итоги проделанной работы. Список использованной литературы состоит из 60 источников.  

Читать дальше
Тема войны навсегда останется актуальной. О войне писали многие авторы художественных, документальных, даже публицистических произведений, так как война является частью мировой культуры человечества. Несмотря на то, что тема войны является достаточно сложной, в ней много жестокости, кровопролития и смерти, данная тема также освящена в литературе для детей. Семантические поля встречаются в языке повсеместно, они также существуют в сознании носителей того или иного языка. Несмотря на этот факт, подходы к определению данного понятия у разных ученых различаются. Несмотря на это, в определениях, предложенных разными учеными можно выделить общее. Так, семантическое поле тесно связано с семантикой, под которой в широком смысле понимается раздел языкознания, занимающийся изучением смысловых значений единиц языка, а в узком – этим понятием называется всё со¬дер¬жа¬ние, ин¬фор¬ма¬ция, пе¬ре¬да-вае¬мые язы¬ком или к.-л. еди¬ни¬цей язы¬ка (сло¬вом, грам¬ма¬ти¬че¬ской фор-мой сло¬ва, сло¬во¬со¬че¬та¬ни¬ем, пред¬ло¬же¬ние. Семантическое поле является самой крупной смысловой парадигмой и объединяет слова различных частей речи, значения которых, в свою очередь, имеют один общий семантический признак. Подход, использующий семантические поля, или как по-другому он называется фрейм-подход, также используется в методике преподавания языков, позволяя наглядно представить учащимся тот или иной плат лексики, вызывая в их сознании определенные взаимосвязи между элементами этого семантического поля. В основу настоящей курсовой работы было положено определение понятия «семантического поля», предложенного Чарльзом Филлмором, который определил семантическое поле как группу слов, составляющие единое целое. Данный подход к определению понятия «семантическое поле» позволил провести анализ примеров из художественных рассказов для детей о войне, повести В. О. Богомолова «Иван» и сборника рассказов С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне», в которых отражены особенности восприятия данного понятия представителями русскоязычной культуры и, пожалуй, всей представителей всех постсоветских стран, учувствовавших в Великой Отечественной войны, которая длилась с 1941 по 1945 годы. Каждое семантическое поле состоит из слотов, которые, в свою очередь, состоят из более мелких структурных единиц. На основании проведенного анализа источников художественной литературы были выделены следующие пять слотов, составляющие структуру семантического поля «война»: профессиональная военная лексика; прилагательные, описывающие атмосферу войны; глаголы, описывающие военные действия; участники войны; а также явления войны. Каждый из слотов, в свою очередь, актуализирован конкретными структурными элементами, такими как бой, раненый, боеприпасы, стрелять и многими другими. Так анализируемые произведения являются художественными произведениям, отдельно стоит отметить художественные приемы, используемые авторами для придания текстам речевой выразительности образности. Так, в произведении В. О. Богомолова «Иван» автор отображает тяготы маленького мальчика в военные годы, героически погибая на войне. Автор использует различные эпитеты для создания образа самого мальчика, командиров, которых он повстречал, а также для описания сражений, погодных условий, чувства голода, которые испытывали солдаты. В. О. Богомолов также широко использовал метафоры. Несмотря на то, что данное произведения относится к детской литературе, автор достаточно подробно описывает смерть, в книге есть упоминания трупов и так далее, что несомненно точно отражает страшную атмосферу те дней. Особенностью повествования С. П. Алексеева в рассказах о войне из сборника «Сто рассказов о войне» является использование такого приема как парцелляция и лексические повторы. Автор использует короткие, обрывчатые предложения намеренно, для того чтобы задать повествования определенный ритм, передать атмосферу войны: там события очень быстро сменяют друг друга, взрываются гранаты, кто-то погибает, кого-то ранят, постоянно слышны звуки выстрелов. Используя такой прием как лексический повтор, автор нагнетает атмосферу, заставляя читателей проникнуться ужасом происходящих событий. Таким образом, в целом семантическое поле «война» в детских книгах о войне наполняют исключительно негативные компоненты: смерть, ранения, ужас, страх, голод, выстрелы и так далее, что является вполне ожидаемым и объяснимым, ведь события Второй Мировой войны были именно такими. Авторы в данном случае точно передают атмосферу военных лет. Однако несмотря на большое количество негативных лексем, встречаются и положительные, к ним относятся, например, такие единицы как «друзья», «герои», которые позволяют создать контраст ситуации и показать детям, что даже во время страшной войны находилось место для любви, преданности и человечности.
Читать дальше
1. Алексеев, С. П. Сто рассказов о войне / С. П. Алексеев. – М.: Малыш, 2019. – 352 с. 2. Алексеева, И. С. Профессиональный тренинг переводчика: учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей / И. С. Алексеева. – СПб.: Союз, 2001. – 288 с. 3. Анипкина, Л. Н. Оценочное высказывание в прагматическом аспекте / Л. Н. Анипкина // Филологические науки. – 2015. – №2. – С.58 – 66. 4. Апресян, Ю. Д. Избранные труды: Лексическая семантика / Ю. Д. Апресян. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 472 с. 5. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дисс. …канд. филол. наук: 10.02.19 / А. П. Бабушкин. – Воронеж, 1997. – 330 с. 6. Башарина, А. К. Понятие «семантическое поле» / А. К. Башарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2017. – №2. – С. 93 – 96. 7. Белов, А. А. Лексико-семантическое поле «Зной» в поэтических текстах Ф. И. Тютчева: дисс. … к. филол. н / А. А. Белов. – Череповец, 2008. – 170 с 8. Богомолов, В. О. Иван / В. О. Богомолов. – М.: Речь, 2015. – 104 с. 9. Бочарова, М. А. Семантическое поле как способ системного описания лексики / М. А. Бочарова // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2015. – №2. – С. 312 – 319. 10. Буторин, С. В. Фреймовый подход к анализу языкового пространства немецкого романа-воспитания / С. В. Буторин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – №3. – С. 761 – 765. 11. Васильев, Л. М. Парадигматические и синтагматические поле / Л. М. Васильев // Докл.3-ей лингв. конф. – 1971. – С.102 – 104. 12. Васильев, Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. – 1971. – № 5. – С. 105 – 113. 13. Гордеева, Е. М. Фреймы в дискурс-анализе / Е. М. Гордеева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. – №2. – С. 39 – 43. 14. Гурина, Р. В. Методика конструирования фреймовых схем-опор / Р. В. Гурина // Образовательные технологии. – №1. – 2016. – С. 79 – 82. 15. Гурина, Р. В. Фреймовое представление знаний / Р. В. Гурина, Е. Е. Соколова. – М.: Народное образование, 2005. – 176 с. 16. Гурина, Р. В. Фреймовый подход к обучению [Электронный ресурс] / Р. В. Гурина// Сайт профессора Гуриной. – Режим доступа: http:// www.gurinarv.ulsu.ru/ index.php/2010-10-30-12-20-24.html (дата обращения 07.12.2020). 17. Гусева, Э. Ю. Фрейм как схематизированное представление концепта «Бизнес» и элементы его компонентного состава [Электронный ресурс] / Э. Ю. Гусева// Оренбургский областной образовательный портал. – Режим доступа: http:// www.science56.ru/nauka/ 301-frejm-kak-sxematizirovannoe-predstavlenie-konczepta-lbiznesr-i-elementy.html (дата обращения: 07.12.2020). 18. Гусельников, О. В. Возможности фреймового анализа / О. В. Гусельникова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №5. – С. 29 – 32. 19. Давлятова, Ч. А. Омонимия как языковая универсалия и как языковой знак / Ч. А. Давлятова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2017. – №2. – С. 190 – 195. 20. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. – Благовещенск: БГК, 2000. – 308 c. 21. Диброва, Е. И. Лексикология // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для вузов: в 2-х ч. М.: Academia, 2016. – 269 с. 22. Ежова, Е. А. Фрейм как метод структурирования логико-семантического пространства системы 2+ / Е. А. Ежова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 10. – С. 34 – 38. 23. Журавлев, А. П. Полевый подход как элемент инструментария когнитивной лингвистики / А. П. Журавлев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2019. – №3. – С. 135 – 141. 24. Кадырова Г. Р. Теоретические подходы к понятию «поля» в лингвистике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12. – С. 237 – 241. 25. Караулов, Ю. Н. Структура лексико-семантического поля / Ю. Н Караулов – М., 1972. – 314 с. 26. Киселева, А. В. Дискурс и фрейм в межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] / А. В. Киселева. – 2016. – Режим доступа: https://pglu.ru/upload/iblock/c07/uch_2012_v_00022.pdf (дата обращения 08.12.2020). 27. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с. 28. Корнакова, Е. С. Системное изучение лексики методом семантического поля / Е. С. Корнакова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2015. – №3. – С. 151 – 157. 29. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 187 с. 30. Кузнецова, А. И. Смысловые отношения и их исторические изменения в лексикосемантической группе глаголов движения русского языка с xi по xx в.в.: Автореф. дис. … канд. филол. наук / А. И Кузнецова. –М.: МГУ, 1963. – 21 с. 31. Куренкова, Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике / Т. Н. Куренкова // Сибирский журнал науки и технологий. – 2016. – № 4. – С. 173 – 178. 32. Лернер, П. С. Начала фреймового представления интеграции содержания учебных дисциплин в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / П. С. Лернер. – 2019. – Режим доступа: http:// www.bim-bad.ru/docs/ pslerner_frame_curricula.pdf (дата обращения 07.12.2020). 33. Лингвистический энциклопедический словарь // под. ред. В. Н. Ярцева. – М.: 1990. – 127 с. 34. Лукьяненко, И. Н. Фреймовый подход к обучению лексике на уроке РКИ / И. Н. Лукьяненко // Слово.ру: Балтийский акцент. – 2015. – №1. – С. 74 – 78. 35. Максимова, Е. А. Фреймовый подход в педагогических исследованиях / Е. А. Максимова // Информационные проекты и программы в образовании. – 2013. – №1. – С. 9 – 12. 36. Масленникова, Е. М. Фреймовое представление семантики текста / Е. М. Масленникова // Лингвистический вестник. – 2018. – № 2. – С. 114 –124. 37. Медведенко, Н. В. Фрейм как базовое понятие педагогических технологий / Н. В. Медведенко // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №1. – С. 102 – 107. 38. Милль, Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной: изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования / Дж. С. Милль. – М.: Ленанд, 2015. – 832 с. 39. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. – М.: Энергия, 1979. – 152 с. 40. Никитин, М. В. Развернутые тезисы о концептах / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2015. – №1. – С. 53 – 64. 41. Никонова, Ж. В. Основные этапы фреймового анализа речевых актов / Ж. В. Никонова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2018. – № 6. – С. 224 – 228. 42. Никонова, Ж. В. Теория фреймов в лингвистических исследованиях: монография / Ж. В. Никонова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 144 с. 43. Павленко, В. Г. Особенности использования фреймового подхода при обучении иностранному языку / В. Г. Павленко // Уральский научный вестник. – 2016. – №2. – С. 4 – 7. 44. Пашкова, А. С. Стилистический анализ лексических особенностей рождественских речей Елизаветы II на примере лексико-семантического поля family / А. С. Пашкова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. – №2. – С. 243 – 251. 45. Перепелицына, Ю. Р. Лексико-семантическое поле «Деревня» в художественной прозе А. Яшина / Ю. Р. Перепелицына // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №3. – С. 134 – 139. 46. Полатовская, О. С. Фрейм-сценарий как тип концептов / О. С. Полатовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 4. – С. 161 – 166. 47. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2017. – 314 с. 48. Пучкова, И. Н. Анализ семантического поля «war» («война») в драме Кристофера Марло «Тамерлан Великий» / И. Н. Пучкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – №2. – С. 161 – 164. 49. Рахилина, Е. В. Фреймовый подход к лексической типологии / Е. В. Рахилина, Т. И. Резникова// Вопросы языкознания. – 2013. – № 2. – С. 3 – 31. 50. Соколова, О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике / О. В. Соколова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2017. – №1. – С. 236 – 239. 51. Стернин, И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях / И. А. Стернин // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2015. – №1. – С. 65 – 69. 52. Сухоносова, С. В. Теория фреймов: возможности исследования повседневности / С. В. Сухоносова // Человек в мире культуры. – 2012. – №2. – С. 29 – 34. 53. Чернюх, Б. В. Функционально-семантическое поле лимитативности в латинском языке // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. – 2017. – № 4. – Режим доступа: https:// 7universum.com/ru/philology/archive/item/4661 (дата обращения: 08.12.2020). 54. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – 193 с. 55. Хайруллин, В. И. Перевод и фреймы / В. И. Хайруллин. – М.: Либроком, 2016. – 144 с. 56. Шкуропатская, М. Г. Семантическое поле и проблемы синонимии / М. Г. Шкуропатская, Н. В. Цепелева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – №3. – С. 233 – 239. 57. Шумилова, А. А. Синонимия как ментальноязыковая категория (на примере лексической и словообразовательной синонимии русского языка) / А. А. Шумилова: дис… канд. филол. наук: 10.02.01. – Кемерово, 2009. – 89 с. 58. Щербакова, Е. Е. Фрейм технология как условие развития креативности студентов [Электронный ресурс] / Е. Е. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25591 (дата обращения: 08.12.2020) 59. Эгамназаров, Х. Х. О понятии лексико-семантического поля в лингвистике / Х. Х. Эгамназаров // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2018. – №1. – С. 185 – 189. 60. Яготинцева, А. В. Лексико-семантическое поле «Свадьба» в языке современной английской художественной прозы (на материале романа S. Kinsella «Shopaholic ties the knot») / А. В. Яготинцева, С. Р. Балуян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №2. – С. 314 – 318. 61. Minsky, M. Semantic information processing / M. Minsky. – The MIT Press, 2003. – 440 p. 62. Semantic Fields and Semantic Change // The University of Arizona. Режим доступа: https://repository.arizona.edu/handle/10150/226537 (дата обращения: 11.12.2020). 63. The concept of the lexico-semantic field in linguistics // A young scientist. – 2020. – Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/ 313/ 71448/ (дата обращения: 11.12.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Использование корпоративных стратегий роста на примере компании Ростелеком.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Концепция облачных сервисов. Обзор современных облачных сервисов
Количество страниц:
24
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Таможенные платежи, взимаемые при ввозе товаров
Количество страниц:
35
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Таможенные платежи
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image