Введение……………..……………………….…….……………………………...…3
Глава1. Конституционное-правовое регулирование права граждан на обращение в органы публичной власти……………………………………………5
1.1. Понятие права граждан на обращение в органы публичной власти………………………………………………………………………………....5
1.2 Реализация права граждан на обращение в органы публичной власти в субъектах РФ…………………………………………………………………………7
Глава 2. Анализ реализации права граждан на обращение в органы публичной власти в г. Сургут…………………………………………………………………..16
2.1 Характеристика обращений граждан в органы публичной власти в г. Сургут……………………………………………………………………………….16
2.2 Оценка реализации права граждан на обращение в органы публичной власти в г. Сургут......................................................................................................20
Заключение…………………………..…...……….…….……………......................26
Список использованных источников и литературы…………….……………….28
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Защита прав и свобод человека и гражданина согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Развивая это положение, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» наделяет субъекты РФ правом устанавливать правовые нормы, направленные на защиту прав граждан на обращение.
При этом в Законе подчеркивается, что такие нормы могут закреплять гарантии реализации гражданами их права на обращение, дополняющие гарантии, предусмотренные федеральным законом.
С принятием Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» многие субъекты РФ свои законы о работе с обращениями граждан упразднили. Из 75 субъектов, имевших соответствующие законы, сохранили их только 31. Сложившаяся на тот момент ситуация имела вполне логичное объяснение.
До принятия рассматриваемого Федерального закона действовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-УП «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», и почти все субъекты РФ полагали, что обязаны в условиях «свободного правового поля» урегулировать столь важную сферу общественных отношений собственными законами.
После принятия Федерального закона большинство субъектов РФ посчитали, что соответствующее правовое поле полностью занято, и устранились от регулирования работы с обращениями граждан, в том числе обоснованно опасаясь войти в противоречие с федеральным регулированием.
В этом смысле позитивное для реализации конституционного права граждан на обращение событие - принятие специального федерального закона - имело и негативные последствия.
Выразились они, в частности, в том, что федеральный законодатель не учел многих позитивных наработок субъектов РФ, а в отдельных случаях и вообще породил правовые пробелы, ранее урегулированные в региональных законах (например, особенности рассмотрения коллективных обращений, очередность проведения личного приема и др.).
Несовершенство Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», прежде всего неудачность нормативного понятийного аппарата, явная пробельность в регулировании электронных и устных обращений, личного приема, процедур рассмотрения обращений и их обработки, объективно обусловили необходимость совершенствования законодательства. И ввиду явного бездействия федерального законодателя эти и некоторые другие проблемы субъекты РФ попытались решить самостоятельно.
Так, анализ состояния обращений граждан в органы публичной власти г. Сургута, показывает, что количество обращений граждан повышается с каждым годом, что указывает на расширение порядка реализации рассматриваемого конституционного правомочия граждан на представленной территории.
Но, несмотря на это, следует говорить о наличии определенных проблем, которые требуют разрешения и дальнейшего реформирования норм законодательства, с целью улучшения правоприменительного процесса.
Читать дальше
1. Нормативные правовые акты и материалы практики
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N° 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
3. Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» // СПС КонсультантПлюс
4. Закон Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. № 177-38 (ред. от 25 октября 2019 г.) «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» // СПС КонсультантПлюс
5. Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 г. № 16-ЗРТ (ред. от 1 марта 2019 г.) «Об обращениях граждан в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2014. № 7. Ст. 685.
2. Международные акты
6. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995, 5 апр.
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)).
8. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26 мая 1995 г.) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24 сентября 1993 г.) // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
3. Юридические акты Российской империи, СССР, РСФСР
10. Указ Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-VII (ред. от 02.02.1988) О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан // СПС КонсультантПлюс
4. Литература
11. Администрация города Сургут [Электронный ресурс]. - URL: http://admsurgut.ru/ (дата обращения 13.11.2020)
12. Галицков В. А. Личный прием граждан как форма реализации субъективного конституционного права на обращение / В. А. Галицков, В. А. Мещерягина // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - № 3 (23). - С. 62-67.
13. Карасев А. Т. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конститутивных прав граждан в РФ / А. Т. Карасев, О. А. Кожевников, В. А. Мещерягина // Антиномии. - 2019. - Т. 19. -№ 3. - С. 99-119.
14. Карасев А. Т. Законы субъектов Российской Федерации об обращениях граждан / А. Т. Карасев, А. В. Савоськин // Российский юридический журнал. -2015. - № 1. - С. 48-54.
15. Мархгейм М.В., Сергеева Д.А. Система конституционно-правовых норм института обращения граждан / М.В. Мархгейм, Д.А. Сергеева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. Т. 35. № 3 (224). С. 147-152.
16. Савоськин А. В. К вопросу о методе правового регулирования конституционного права на обращение / А. В. Савоськин, В. А. Мещерягина // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. - 2016. - № 5. - С. 127-131.
17. Хафизова А.И. Право граждан на обращение. В сб.: Право: история, теория, практика / А.И. Хафизова // Мат. III Междунар. науч. конф. 2015. С. 31-33.
Читать дальше