Если ищете срочно курсовые на заказ в Хабаровске ? Сервис Work5 поможет.
.А. Марков и пр.). Исследования включают в себя анализ объективных жизненных условий ребенка в рамках детского сада, где процесс воспитания происходит в обществе сверстников, раскрывают гуманистическое направление такого воспитания; личные отношения детей, дружественное общение рассматривается параллельно развитию начальных коллективных взаимоотношений. Особо отмечено, что формирование таких отношений происходит в ходе различных видов детской деятельности (игровая, трудовая), определяется специфичность каждого вида деятельности в процессе воспитания взаимной детской дружбы. Вопросы формирования представлений о дружбе дошкольников освящены также педагогами, представленными: Д.Б. Эльконином, А.В. Запорожцем, Л.И. Божовичем, Т.А. Марковой, В.П. Залогиной, И.А. Аржановой, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, А.В. Булатовой, Р.И. Жуковской, Р. Пфютце, П. Сабади и пр. Итоги указанных исследований отражают наличие дифференциации между детьми в дошкольном возрасте в соответствии с их групповым положением: одни дети становятся в большей мере предпочитаемы большей частью детского коллектива, другие - не особо популярными: их или отвергают, или не замечают. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, как происходят выборы в группе, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. А.Ф. Бурухина, Е. А. Гаваза, А.Ф. Лалетина подчёркивают, что мультипликационные фильмы: - расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; - показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; - развивают эстетический вкус, чувство юмора; - помогают реализовать эмоциональные потребности. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяет утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка. Согласно исследователю психологических вопросов искусства С.М. Эйзенштейну мультфильм является способом особого психологического воздействия на человека, запускающего механизмы идентификации, расширения и обогащения опыта личности. По утверждению Р.Г. Казаковой, мультфильм, отображающий актуальные для ребёнка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы. Тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми. Данную особенность влияния мультфильмов на детей в своих трудах обозначил Б. Балаш. Он отметил, что зритель во время просмотра оказывается в позиции включённости в происходящее на экране, подобное восприятие автор называет «включённым» в сюжетную сферу произведения. Таким образом, мультфильм для каждого ребенка приобретает свой смысл, свою эмоциональную сопричастность. Восприятие детьми происходящего на экране как жизненной реальности определяется И.В. Гундоровой, как наивный реализм дошкольников в отношении к увиденному. Ж.В. Мацкевич в своих трудах именует данный феномен инфантильным восприятием. Однако А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма. Мультипликационный жанр является очень эффективным средством при формировании у дошкольников представлений о дружбе, это объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма и дружелюбия, помогающими решать различные жизненные задачи. Фантазию, необычные образы, картинки, наполняющие мультики, по воздействию можно сравнить с книгами сказок. «Правильно» выбранные мультики путем восприятия на экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение, внимание. Проблема исследования каковы педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Цель исследования - выявить педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста посредством мультфильмов. Гипотеза исследования: мультфильмы будут служить эффективным средством формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - обогащать эмоциональный опыт детей с помощью мультфильмов; - проводить отбор мультфильмов для решения задач формирования представлений о дружбе; - использовать мультфильмы в занятиях по формированию представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; - использовать в работе по формированию представлений о дружбе у детей метод беседы, обсуждения и др. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1. Дать характеристику психологических особенностей детей дошкольного возраста; 2. Рассмотреть особенности представлений о дружбе в дошкольном возрасте; 3. Исследовать мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе; 4. Выявить уровень сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; 5. Создать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе. Теоретические основы: в работе мы опирались на исследования, посвященные изучению особенностей влияния и использования мультфильмов в образовательном процессе (П.М. Якобсон, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец). На исследования, посвященные изучению психологических основ влияния мультфильмов (В.В. Абраменкова, М.В. Соколова, М.В. Мазурова, Е.О. Смирнова, Л.И. Баженова). Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался А.Ф. Бурухиной. Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник изучалось формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма. Особенностям воспитания нравственной сферы посвящены исследования Т.П. Авдуловой, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы; 2. Беседа; 3. Педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении значения представлений о дружбе, в выявлении особенностей представлений о дружбе детей дошкольного возраста. Практическая ценность заключается в определении критериев и подборе мультфильмов по формированию представлений о дружбе у детей.