Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты развития советского литературного процесса 7 1.1 Литература советского процесса 7 1.2 Особенности советской поэзии 14 Вывод по первой главе 18 Глава 2. Теоретические аспекты творчества А. Вознесенского 19 2.1 Творческий путь А. Вознесенского 19 2.2 Жанровая номинация А. Вознесенского 26 Вывод по второй главе 43 Глава 3. Анализ баллады А.Вознесенского «Доктор Осень» в советской литературе 44 3.1 Основные принципы жанрообразования баллады 44 3.2 Баллада «Доктор Осень» в советской литературе 58 Вывод по третьей главе 66 Заключение 67 Список литературы 69

БАЛЛАДА «ДОКТОР ОСЕНЬ» В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

дипломная работа
Литература
65 страниц
89% уникальность
2022 год
41 просмотров
Непеина Е.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты развития советского литературного процесса 7 1.1 Литература советского процесса 7 1.2 Особенности советской поэзии 14 Вывод по первой главе 18 Глава 2. Теоретические аспекты творчества А. Вознесенского 19 2.1 Творческий путь А. Вознесенского 19 2.2 Жанровая номинация А. Вознесенского 26 Вывод по второй главе 43 Глава 3. Анализ баллады А.Вознесенского «Доктор Осень» в советской литературе 44 3.1 Основные принципы жанрообразования баллады 44 3.2 Баллада «Доктор Осень» в советской литературе 58 Вывод по третьей главе 66 Заключение 67 Список литературы 69
Читать дальше
Актуальность. В истории советской поэзии 60-70-е года занимают особое место. Это один из интересных, значительных и сложных периодов, еще недостаточно освоенных нашей критикой и литературоведением. Актуальность и научная значимость данного исследования обусловлены не только тем, что оно обращено непосредственно к современному материалу, но и направленностью на обсуждение таких фундаментальных проблем науки, как закономерности современного литературного процесса, многообразие форм и стилей в поэзии социалистического реализма.


Ищете дипломную работу на заказ ? Воспользуйтесь сервисом Work5.


. В настоящее время перед исследователями советской литературы встает ряд насущных проблем и аспектов ее развития. На это нацеливает то серьезное внимание, которое было уделено вопросам литературы и искусства на ХХV, XXI и ХХVI съездах партии, а также в партийных документах. Поэзия XX века предоставляет нам неограниченные возможности для исследований, так как ее основная характеристика – необычайное богатство языковой палитры. Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава Они начали свой литературный путь с атмосферы хрущевской «оттепели». А. Вознесенский - поэт 60х годов. Родился в Москве. Сын московского гидроинженера. Из одного двора с Андреем Тарковским. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт. С этого момента его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству, поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью. В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений - «Гойя» (1957). Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958). Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского - острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках, сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б. Л. Пастернака и В. В. Маяковского, В. В. Хлебникова и М. И. Цветаевой, других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века. Во главу угла он поставил метафору, назвав ее «мотором формы». После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары. У Вознесенского с ранней юности было много противников, но никто не мог отнять того, что он создал свой стиль, свой ритм. Особенно ему удавалась неожиданно укороченная рифмующаяся строка, то растягивание ритма, то его усечение. Вознесенский был одним из первых поэтов того поколения, кто «прорубил окно в Европу» и в Америку, выступая с поэтическими чтениями. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг Вознесенского всяческим оскорблениям. Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг доросли до 200 тысяч. По его стихам были поставлены спектакли «Антимиры» в 1964-м Театром на Таганке и «Авось» в театре Ленинского комсомола. Вознесенский был первым писателем из 60-х годов, получившим Государственную премию (1978). Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский - почетный член американской Академии искусств. Этот автор является одним из самых ярких представителей постмодернизма в современной русской поэзии конца XX века. Его лирика характеризуется многообразием экспериментов в поисках новых форм и средств, стремлением смешивать противоречия: цитаты из классики и современный сленг, древние архаические формы и неологизмы. Выбор темы и объекта исследования обусловлен тем, что именно стихотворные произведения последней четверти XX века наиболее полно позволяют проследить употребление архаических форм в современной поэтической речи, выполнить многообразие выполняемых ими функций. Объектом исследования является – баллада А. Вознесенского «Доктор Осень». Предмет исследования – процесс анализа баллады А. Вознесенского «Доктор Осень». Основной целью работы является анализ баллады А. Вознесенского «Доктор Осень» в контексте советского литературного процесса. Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи: 1. Изучить литературный процесс советского периода; 2. Выявить особенности советской поэзии; 3. Изучить творческий путь А. Вознесенского; 4. Определить жанровую номинация А. Вознесенского; 5. Определить основные принципы жанрообразования баллады; 6. Проанализировать место баллады «Доктор Осень» в советской литературе. Методы исследования: при рассмотрении данной проблемы были использованы методы лингвистического наблюдения и комментирования, сплошной выборки, сравнительно-исторический, описательный и статистический методы анализа. Научная новизна работы состоит в том, что впервые поэтическое творчество А. Вознесенского как явление советской поэзии становится предметом научного изучения в данном исследовании. Материалом исследования послужило произведение А. Вознесенского - баллада «Доктор Осень»ю Теоретико-методологической основой работы стали исследования по Ф.И. Буслаева, А.Н.Веселовского, И.И.Срезневского, К.В.Мочульского, труды критиков русского зарубежья: Ю.И.Айхенвальда, Г.П.Федотова, Г.В.Адамовича, П.М. Бицилли, Н.А.Струве; по теории и истории литературы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.М. Жирмунского, Л.С. Левитан, Л.М. Цилевича, В.Е. Хализева, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова, И.Б. Ничипорова, А.Лидова, Н.Е. Меднис, И.А. Есаулова, В.Н.Захарова, В.В.Лепахина, Т.А. Кошемчук, О.А. Бердниковой, Е. Котовой и др. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии некоторых положений теории художественного пространства и времени в лирическом тексте; в углублении представлений о типологии образов пространства и времени в советской поэзии. Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской литературы, спецкурсов по русской поэзии XX века, по современной русской поэзии для классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла и студентов филологических факультетов вузов. Представленные в работе материалы могут применяться при подготовке текстов А. Вознесенского к научному изданию. Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.

Читать дальше
В ходе исследования, основной целью которого было анализ баллады А. Вознесенского «Доктор Осень» в контексте советского литературного процесса, были решены следующие задачи: 7. Изучен литературный процесс советского периода; 8. Выявлены особенности советской поэзии; 9. Изучен творческий путь А. Вознесенского; 10. Определена жанровая номинация А. Вознесенского; 11. Определены основные принципы жанрообразования баллады; 12. Проанализировано место баллады «Доктор Осень» в советской литературе. А. Вознесенский является представителем авангардистского течения. В его поэзии особо ощутимо влияние модернизма. Здесь не просто обращение «к чертам модернистской поэтики», которая для любого реалиста становится ложкой дегтя в бочке меда. Модернизм в поэзии А. Вознесенского начинается не только с формы. Чрезвычайно усложняется стих, включающий в себя самый разнообразный словесный материал, передает авторское ощущение смутности бытия, когда оно разорвано, мироощущение сверхтрагичное, превосходящее по степени трагизма русскую модернистскую поэзию начала века. По признанию А. Вознесенского, составляющей, сильным стимулятором его фантазии были живопись и архитектура (он окончил Московский архитектурный институт), поэтому в поэзии лирик мыслил линиями, объемами, плоскостями, геометрическими категориями. Своими учителями А. Вознесенский считал Андрея Рублева, Владимира Маяковского и Бориса Пастернака. Лирического героя А. Вознесенского отличал нравственный максимализм. Он чувствует ответственность за все происходящее в мире, сопрягает современность с прошлым и будущим, национальное с интернациональным, личное с общественным, реальность с фантастикой, высокое с низким, ничтожное с вечным, себя со Вселенной, все эти измерения нашли в его произведениях глубокое личное выражение. Вот почему творения поэта трудно поддаются распределению по традиционным для поэзии темам (природа, любовь, искусство, история). В одном произведении могут быть представлены сразу несколько разных тем. Читая А. Вознесенского, читатель испытывает ностальгию, тоску по идеалам, чистоте, романтике, и находит у него много созвучного своим чувствам и мыслям, своей вере и надежде на лучшее. В практической части исследования балы представлена для анализа баллада Андрея вознесенского – «Доктор Осень». Главным героем, которой был Манфред Генрихович Эсси-Эзинг – врач-рентгенолог павлодарской больницы. Он наряду со спасением больных и раненых советский бойцов помогал им освободиться от фашистского плена, часто рискуя своей жизнью. Баллада «Доктор Осень» занимает почетное место в контексте советского литературного процесса, поскольку в ней изложена история советских солдат, офицеров, в ней рассказано о страшных событиях военного периода, о которых нельзя забывать, нельзя забывать и о героях той эпохи, которые «ковали» Победу в тылу врага.
Читать дальше
1 Балахонская Л. В. Языковые антонимы и контекстно- противопоставляемые слова как средства создания контраста в произведениях А. Вознесенского: автореф. дис. …канд. филол. наук. СПб., 1987. 17 с. 2 Быдина И. В. Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Н. Матвеевой): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1994. 21 с. 3 Быков Д. Л. Андрей Вознесенский // Портретная галерея // Дилетант. 2018. № 10. С. 44 4 Вирабов И. Андрей Вознесенский. М.: Молодая гвардия, 2015. 234с. 5 Вознесенский А. Сборник стихотворений. М.: Эксмо, 2007. 480 с. 6 Вознесенский А. Свеча и метель. // Правда. 1988. №3. С. 4 7 Гаспаров М. Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. С. 363–395. 8 Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Наука, 2017. 165 с. 9 Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. М,: Владос, 2019. 234 с. 10 Зализняк А. А. Русская семантика в типологической перспективе. М.: Языки славянской культуры, 2018. 640 с. 11 Зализняк А. А. Феномен многозначности и способы его описания // Вопросы языкознания. 2018. № 2. С. 20–45. 12 Иомдин Б. Л. Многозначные слова в контексте и вне контекста // Вопросы языкознания. 2018. № 4. С. 87–103. 13 Кикоть В. М. Полисемия, подтекст и перевод // Вестник Центра международного образования Московского гос. ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2019. № 4. С. 83–89. 14 Кожина М. Н. Художественно-образная речевая конкретизация // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта, Наука, 2011. С. 585–594. 15 Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: в 2 т. Т. 1. М.: Академия, 2003. 416 с. 16 Лелис Е. И. Подтекст как лингвоэстетическая категория в прозе А. П. Чехова. Ижевск: Удмуртский университет, 2017. 424 с. 17 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 704 с. 18 Морковкин В. В. О лексической полисемии // Русский язык за рубежом. 2019. № 4 (215). С. 57–67. 19 Новиков В. Философия метафоры // Новый мир. 1982. № 8. С. 246–251. 20 Новиков В. Открытым текстом (Поэзия и проза Андрея Вознесенского) // В.Новиков. Диалог. М.: Современник, 2006. №2. С.5 21 Паластров А. В. Словообраз «любовь» в поэтемах А. Вознесенского // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: История и филология. 2011. № 2. С. 157–164. 22 Петрова С. В. Стихия земля в языке поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной: дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2019. 156 с. 23 Федотова О. В. Лексика науки и искусства в структуре языковой личности А. А. Вознесенского: дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2017. 216 с. 12. 24 Яковлюк А. Н. Лексико-семантический вариант как связующее звено между многозначным словом в языке и его реализацией в речи // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2019. № 34 (172). С. 156–162. 25 Вознесенский Андрей Андреевич. [Электронный ресурс]: https://www.culture.ru/persons/9345/andrei-voznesenskii (дата обращения: 27.01.2022) 26 Вознесенский А. Собрание сочинений. [Электронный ресурс]: https://mirlib.ru/knigi/stihi_poeziya/160547-voznesenskiy-sobranie-sochineniy-7- tomov-8-knig.html (дата обращения 27.01.2022). 27 Воронова А.А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века [Электронный ресурс]: http://dissers.ru/2filologiya/zhanrovietransformacii-russkoy-poezii-pervoy-treti-hh-veka-specialnost-10-01-01-russkaya-literatura-avtoreferat.php. (дата обращения 05.02.2022). 28 Душина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: автореф. дис. … канд. филол. наук: [Электронный ресурс]: https://search.rsl.ru/ru/record/01006927554 (дата обращения 05.02.2022). 29 Иванюк Б.П. Баллада: словарное описание жанра [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=22375381. (дата обращения 05.02.2022). 30 Мисюров, Н. Н. Баллада как феномен немецко-русских литературных связей (некоторые наблюдения над текстом) [Электронный ресурс]: http://www.omsu.ru/vestnik/articles/y1997-i2/ a055/article.html. (дата обращения 05.02.2022). 31. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. [Электронный ресурс]: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Poetika._Slovar_aktualnyh_terminov_i_ponyatij._2008.pdf (дата обращения 05.02.2022). 32. Слесарев А.Г. Мифическое начало жанра баллады : дис. … канд. филол. наук: [Электронный ресурс]: http://www.dslib.net/teoria-literatury/mificheskoe-nachalo-zhanra-ballady.html (дата обращения 05.02.2022). 33. Теория литературных жанров: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_17937.pdf (дата обращения 05.02.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Изготовление съемного пластиночного протеза при полном отсутствии зубов на верхнюю челюсть с пластмассовым базисом
Количество страниц:
35
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Медицина
курсовая работа
Значение игровой деятельности в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Общая психология
курсовая работа
Северный морской путь как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации
Количество страниц:
24
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image