Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы межличностных отношений в системе «учитель-ученик»……………………….……………………………………..…………….5
1.1. Общение в системе отношений в системе «учитель-ученик»……………5
1.2. Механизм влияния отношений в системе «учитель-ученик» на успешность учебной деятельности………………………………………….…12
1.3. Методы и методики диагностики отношений в системе «учитель-ученик»…………………………………………………………………………...17
2. Диагностика межличностных отношений в системе «учитель-ученик» в МОУ СОШ № 1…………….………………………………….……………….22
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………….33
Приложения……………………………………………………………………..36
Читать дальше
Общение с учеником – это, прежде всего средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности.
Педагогическое общение – это профессиональное общение между учителем и учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания).
Проведенный на основе анкеты опрос показал, что система общения, функционирующая в школе, малоэффективна и не до конца сформирована
В группе опрошенных, которые указали на нарушение общения, как на единственную причину неудовлетворенности учебой, процент лиц в гуманитарном профиле, чем в другой группе. Следует отметить, что возрастной уровень этой группы несколько выше, чем в другой. Однако наибольший удельный вес как среди указавших на нарушение общения, так и среди остальных групп имеет категория лиц, возраст которых превышает 15 лет.
Девочки придают большее значение общению, чем мальчики.
Для диагностики самооценки младших школьников была применена методика А.И. Липкиной «Три оценки» [30]. Диагностирование проводилось на уроке русского языка, где учителем было предложено выполнить детям упражнение в рабочих тетрадях на оценку.
Стиль взаимодействия педагога имеет значение в становлении самооценки младшего школьника в силу референтности роли учителя.
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
Читать дальше
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. - Минск, 2001. – 122 с.
2. Актуальные проблемы и перспективы развития психологии консультирования в образовании / Ярославский психологический вестник. Выпуск 26. Москва-Ярославль. Издательство « Аверс Плюс» 2010г.С.158-166.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. – 312 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. -186 с.
5. Анцыферова Л.М. О закономерностях познавательной деятельности. - М., 1996. - 112 с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006. -514 с.
7. Баннистер Д., Франселла Ф. Новый метод исследования личности. - М., 1987. - 166 с.
8. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999, № 10. С-23-43
9. Битянова М.Р., Азарова Л.В. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998. – 143 с.
10. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. - М., 1991. – 188 с.
11. Бодалев А.А. Психология общения. - Воронеж, 1996. – 54 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – 312 с.
13. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника. // Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961. - С. 3-31.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990. – 211 с.
15. Гущина, Л.И. Диагностика проблем педагогического взаимодействия в современной школе [Текст]/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 32 - том 11 - 2007. С. 264-266.
16. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие для педагогических специальностей вузов / Я.Л. Коломинский. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 431 с.:
17. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. М.; Нальчик, 2015. - 118 с.
18. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание. 2008. - 384с.
20. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом [Текст]/ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 496 с.
21. Рябов, А. Учитель — глазами учеников, и ученик — глазами учителя. [Текст]/ Директор школы. - №1- 2002. - С. 50-62
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
23. Санникова М.Ю., Антропова Т.С. Повышение эффективности взаимодействия в системе «учитель—ученик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 57—61.
24. Синельников И. Ю. Межпредметная интеграция как один из обязательных элементов образовательной деятельности: планы, реальность, риски //Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2018. – №. 3. – С. 17-24.
25. Суходимцева А.П., Дмитриченкова С.В. Межпредметный подход в решении проблем метапредметности образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58-2. – С. 240-243.
26. Хуторской А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения //Школьные технологии. – 2012. – №. 4. – С. 36-47.
27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.
28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 351 c.
29. . Taylor J., Roehrig A.D., Hensler B.S., Connor C.M., Schatschneider C. Teacher Quality Moderates the Genetic Effects on Early Reading // Science. 2010. Vol. 328. P. 512—514
30. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. - М., 2007. - 243 с.
Читать дальше