Итак, по итогам рассмотрения темы, можно сделать следующие выводы:
Для небольшой страны Израиль имеет большое значение для трех основных религиозных групп мира. Современное еврейское государство - это не только “Земля обетованная” для евреев, но и единственная страна в мире, где они составляют большинство населения. Для христиан Израиль - это “Святая земля”, потому что это место, где развернулись жизнь и смерть Иисуса. А для мусульман Иерусалим - это место, где Пророк Мухаммад вознесся на небеса.
Хотя религиозное значение Израиля восходит к древним временам, страна по-прежнему часто привлекает к себе международное внимание в значительной степени из-за почти постоянных религиозных, этнических и политических конфликтов. В рамках своих усилий по лучшему пониманию религии во всем мире Исследовательский центр Pew Research Center провел всестороннее исследование религии в Израиле, где существуют серьезные разногласия не только между евреями и арабами, но и между основными подгруппами израильских евреев.
Израильские евреи в значительной степени едины в том, что их нация должна быть родиной для евреев, независимо от их происхождения. По всему спектру религиозных обрядов израильские евреи почти единогласно (в совокупности 98%) поддерживают право евреев во всем мире переехать в Израиль и получить немедленное гражданство. Подавляющее большинство (91%) также считают, что еврейское государство необходимо для долгосрочного выживания еврейского народа - возможно, в значительной степени потому, что около трех четвертей израильских евреев (76%) считают антисемитизм распространенным явлением и растущим во всем мире. Подавляющее большинство израильских евреев также согласны с тем, что Израиль должен предоставлять евреям преференциальный режим (79%).
Израильские евреи - далеко не однородная группа. Практически все евреи в Израиле отождествляют себя с одной из четырех основных религиозных подгрупп: хилони (“светская”), масорти (“традиционная”), Дати (“религиозная”) и хареди (“ультраортодоксальная”). Хилонимы наименее религиозны и составляют примерно половину израильских евреев (49%). В целом датиим (иногда называемые современными ортодоксальными евреями) в целом следуют еврейским традициям, но они более интегрированы в современное общество, чем харедим, и склоняются к правым политическим позициям, особенно по вопросам, связанным с конфликтом с палестинцами. Масортимы занимают религиозную золотую середину, но их доля среди израильских евреев снижается, в то время как харедим составляют все большую долю (в настоящее время 9%).
Еврейские группы постоянно расходятся во мнениях по целому ряду конкретных вопросов государственной политики, причем более религиозно соблюдающие евреи говорят, например, что Израиль должен закрыть общественный транспорт в субботу (как это в основном происходит); светские евреи почти повсеместно говорят, что общественный транспорт должен продолжать работать. Евреи разного уровня соблюдения религиозных обрядов также резко различные позиции по некоторым ключевым аспектам еврейского государства. Например, в гипотетическом конфликте между демократическими принципами и еврейским законом (галаха) ультраортодоксальные евреи в подавляющем большинстве говорят, что еврейский закон должен иметь приоритет (89%), в то время как столь же большая доля светских евреев говорит, что демократические идеалы должны иметь приоритет.
Примерно восемь из десяти (81%) Взрослые израильтяне - евреи, в то время как остальные в основном этнически арабы и религиозно мусульмане (14%), христиане (2%) или друзы (2%). В целом арабские религиозные меньшинства в Израиле более религиозны, чем евреи. И все эти группы в значительной степени изолированы друг от друга социально; в Израиле практически нет религиозных смешанных браков, и подавляющее большинство евреев, мусульман, христиан и друзов говорят, что все или большинство их близких друзей принадлежат к их собственной религиозной группе.
Возможно, самым сильным признаком серьезных переломов в израильском обществе является то, что примерно половина израильских евреев (48%) считают, что арабов следует перевести или изгнать из Израиля, в то время как аналогичная доля (46%) не согласна с этим. Кроме того, израильские евреи и арабы расходятся во мнениях о том, может ли страна быть еврейским государством и демократией одновременно. Около трех четвертей (76%) израильских евреев считают это возможным, но относительно немногие израильские арабы (27%) согласны с этим. И все меньшая доля израильских арабов считает, что Израиль и независимое палестинское государство могут мирно сосуществовать (74% верили в это в 2013 году по сравнению с 50% в новом опросе). Немногие евреи (10%) говорят, что палестинское руководство искренне стремится к мирному урегулированию, в то время как немногие израильские арабы (20%) считают, что израильское правительство искренне стремится к миру.
Вместе взятые Израиль и США являются домом для около 80% евреев во всем мире, и между двумя крупнейшими еврейскими общинами мира существуют прочные связи. Большинство израильских евреев считают, что у них общая судьба с американскими евреями, и считают, что американские евреи оказывают хорошее влияние на израильские дела. Американские евреи также питают теплые чувства к Израилю. Наш опрос евреев США 2013 года выяснилось, что большинство из них говорят, что они либо “очень” (30%), либо “несколько” (39%) эмоционально привязаны к Израилю, и что забота об Израиле либо необходима, либо важна для того, что значит для них быть евреем. Более трети израильских евреев побывали в США, и такая же доля американских евреев побывала в Израиле.
Израильские евреи в целом более религиозны, чем евреи США, отчасти потому, что ортодоксальные евреи составляют большую долю их населения.Но израильские евреи также более религиозно поляризованы, чем евреи США: они чаще, чем евреи США, говорят, что ходят в синагогу еженедельно или никогда, в то время как американцы-евреи гораздо чаще посещают синагогу время от времени (например, несколько раз в год, например, на еврейские праздники). Евреи в двух странах также имеют разные политические идеологии: около половины евреев США (49%) считают себя политически либеральными в американском контексте в то время, как только 8% израильских евреев считают себя левыми в израильском политическом спектре. Эти два политических спектра (либеральный / умеренный / консервативный в США и левые / центральные / правые в Израиле) представляют различные созвездия взглядов на политические, экономические и социальные вопросы в каждой стране. Тем не менее, как в Израиле, так и в США религиозные евреи склоняются больше вправо, в то время как более светские евреи - центристы или либералы.