ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 4
1.1 Анализ понятия «интеллектуальная творческая активность» в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Психолого – педагогическая характеристика подростков 8
1.3 Роль внеклассной деятельности в формирования интеллектуальной творческой активности личности подростка 10
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование в формирования интеллектуальной творческой активности личности подростка в процессе внеклассной деятельности 14
2.1 Выявления уровня интеллектуальной творческой активности подростков 14
2.2 Программа по формированию интеллектуальной творческой активности личности подростка в процессе внеклассной деятельности. 19
2.3 Повторная диагностика 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованных источников 33
Читать дальше
Анализ теории и практики по проблеме развития творческой активности подростков в условиях учреждения дополнительного образования, позволил сделать нам некоторые выводы.
Изучив теоретическую базу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов творческой деятельности. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую;
активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя.В дополнительном образовании детей широко представлена проблема развития творческой активности подростков. Дополнительное образование формирует положительную мотивацию школьников к творчеству, познанию; организует полезней и интересный досуг детей и подростков; готовит школьников к профессиональному и другим видам жизненного самоопределения; развивает творческую активность, расширяет сферу общения и отношения детей и подростков; поддерживает индивидуальность, уникальность, особенность ребенка, создает ситуации успеха. Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. Нами были проанализированы пути и способы развития творческой активности подростков. Проведѐнный теоретический анализ позволил выделить целостную структуру творческой активности и сформулировать психолого- педагогические условия развития творческой активности учащихся в учреждении дополнительного образования.
На основе результатов констатирующего эксперимента, теории и практики нами был разработан комплекс мероприятий по повышению уровня творческой активности младших подростков «Мы активные, креативные». Целью комплекса мероприятий являлось содействие развитию творческой активности младших подростков через реализацию комплекса мероприятий
«Мы активные, креативные».
Комплекс мероприятий включал в себя разнообразные формы и методы работы с каждым из участников эксперимента и предусматривала тесное
сотрудничество с педагогом - психологом, педагогами творческих объединений.
Реализация комплекса мероприятий, оказалось весьма эффективной. Обучающиеся стали активно включаться в творческую деятельность, нестандартно подходить к творческим заданиям, поручениям. Наблюдается проявление активности и заинтересованности на занятиях, также весьма заметно использование воображения, фантазии, гибкости мышления.
Результаты вторичной диагностики показали, возросший уровень творческой активности младших подростков в условиях учреждения дополнительного образования.
Потому, на наш взгляд, комплекс мероприятий «Мы активные, креативные» успешно реализован.Тем самым, мы считаем, что цель достигнута и гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста : учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 240 с. — (Сер.Бакалавриат).
2. Боброва С.Г. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике Российской Федерации. //
«Внешкольник» №1 2013 г.
3. Боброва С.Г. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике Российской Федерации. //«Внешкольник» №1 2013 г.
4. Гаврилычева Г.Ф. Дополнительное образование и современная система образования. // «Воспитание школьников» - №9 2013 г.
5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности / А.В. Золотарева / Худож. А.А. Селиванов. - Ярославль: Академия развития: 2004.
6. Козлова Н.Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника. // Вестник Томского Государственного Университета № 341 Декабрь 2010г.
7. Карманчиков А. И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования диссертация кан. пед.наук / Карманчиков А. И. – Ижевск, 2004. - 175 стр.
8. Коробкова В.В. Формирование готовность подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно – познавательной деятельности: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун – т. – Пермь, 2001. – 17
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
10. Коменский Я. А. «Педагогическое наследие» // др. – М., 1989 г.
11. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
12. Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках // «Одаренный ребенок» №4. 2011 г.
13. Типовое положение о дополнительном образовании детей от 7 марта 1995 г. N 233. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.97 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752, от 10.03.2009 N 216)
14. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительном образовании» от 1 января 2002 года.
15. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И.Щукина – М.: Просвещение, 1988. – 590 с.
Читать дальше