Форма государственного правления – это организация верховной власти, устанавливающая порядок образования органов и особенности их взаимоотношения с населением.
Классически формы правления подразделяются на монархию и республику, однако в современном мире посредством их трансформации появились, так называемые, «гибридные», нетипичные формы правления.
Классическая форма правления – это идеальная модель правоотношения, в которой на основании идеальных, абстрактных представлений о системе сдержек и противовесов и концепции разделения властей стороны правоотношения в своих взаимоотношениях по поводу его объекта, государственной власти играют исключительно по правилам, используют характерные для них права и полномочия, несут идеальную ответственность и т.п.
Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Юридическая наука выделяет несколько разновидностей форм республиканского государственного правления, среди которых чаще всего называются президентская, парламентарная и смешанная республики.
И президентская, и парламентская республики имеют свои плюсы и минусы, как позитивные, так и негативные, как сильные, так и слабые стороны. Есть разнообразный, достаточно накопленный опыт зарубежных стран, то есть общемировой опыт.
Слово «монархия» имеет греческое происхождение и дословно обозначает «власть одного» (единовластие). Для этой формы правления характерно сосредоточение власти в руках одного человека – главы страны.
Кроме «чистых» монархий и республик существуют еще и нетипичные формы правления. Это могут быть полупарламентские и полупрезидентские республики, монархии с республиканскими элементами (к примеру, наличие выборного монарха, коллективное правление и др.). Особое место занимает такая форма монархии, как теократия (Ватикан), где верховная политическая и духовная власть принадлежат духовенству, а глава церкви является еще и главой государства.
К нетипичным формам правления отнесены: полуабсолютные и полудуалистические монархии, теократические монархии и теократические республики, выборные монархии и монархические республики, полупрезидентские и полупарламентские республики, суперпрезидентская республика.
Таким образом, нетипичные формы правления преобладают среди явлений политической действительности. Традиционные формы, в чистом виде, практически не встречаются, но они устанавливают базовые характеристики, на основе которых создаются формы, наилучшим образом отвечающие историческим, политическим, экономическим условиям и национальным традициям конкретного государства. При этом каждая из нетипичных форм обладает как преимуществами, так и недостатками, но даже при наличии значительных проблем не стоит говорить о непригодности формы, особенно если она динамична и постоянно находится в поиске более совершенного сочетания признаков. Не будем отрицать возможности создания идеальной формы правления, но заметим, что сделать это получится только применительно к конкретному государству и на определенный исторический период. Напротив, создание универсальной формы правления маловероятно, так как черты одной формы, проявляемые в конкретном государстве, могут совершенно по-другому повести себя в политических, культурных и других условиях другого государства.