Введение 3
Глава 1. Личность в контексте культурно-исторического подхода 5
Глава 2. Личностное самовыражение как способ познания себя и мира 14
Заключение 17
Список использованной литературы и источников 19
Читать дальше
Таким образом, человек как творец и творение культуры представляет собой нравственный, эстетический, художественный и познавательный пласт знаний. Через призму культурных норм у человека формируется чувство собственного достоинства, а также стремление в самореализации и самоутверждении. Культура помогает человеку жить в обществе, сосуществовать с себе подобными, учитывать требования, следовать определенным нормам поведения, которые формируются коллективным разумом и устоявшимся укладом жизни.
При культурно-историческом подходе личность изучается через призму своей активности во всех видах деятельности, в которые она вовлечена. Историко-культурный подход избрал в качестве «причины производства» знаки, слова, символы, речи, произведения.
Соприкосновение с обогащенной средой дает информацию для размышлений, появляется возможность взглянуть на мир через призму чужой точки зрения или иных обстоятельств, фактов, знаний. Усвоенные черты поднимают личностный потенциал на более высокий уровень. Это связано с механизмом интериоризации – присвоения информации из внешнего мира, которая обогащает внутренние структуры и трансформирует ее в личную информацию, личное знание.
Исторический фон создания психологии искусства Выготским в двадцатые годы прошлого века был связан с активной философской дискуссией на тему взаимодействия людей и мира. Идея рождения личности и идентичности через сопротивление и творчество была основным направлением теоретического мышления в те годы. Потребность в самореализации личности через творчество лежала в основе русской философии первой трети ХХ века. Отрицание идентичности, несогласие с растворением во внешнем мире могут уменьшить боль. Согласие на рабство уменьшает боль, увеличивает раздор.
Поведение современного цивилизованного человека есть не только результат развития человека, но и результат исторического развития. В ходе исторического развития менялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, но изменялся и развивался сам человек, изменялась его собственная природа. При этом фундаментальной исходной генетической основой изменения и развития человека была его трудовая деятельность, которая осуществлялась с помощью орудий труда.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев. – Текст : электронный // Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
2. Везетиу, В. В. Проблема определения компонентов структуры личности / В. В. Везетиу, Л. В. Бура. – Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 66-1. – С. 312-315.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Проблемы развития психики. / Л. С. Выготский. – Текст : электронный // Москва : Педагогика, 1983. – 369 с.
4. Ильиных, Л. А. Сущность понятия «культура профессионального мышления» с позиций культурно-исторического подхода / Л. А. Ильиных, Б. Н. Гузанов, М. Л. Вайнштейн. – Текст : электронный // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2004. – № 5(29). – С. 24-33.
5. Кравцов, Г. Г. Воображение и творчество: культурно-исторический подход / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – Текст : электронный // Психолого-педагогические исследования, 2019. – Т. 11. – № 1. – С. 1-11.
6. Кравцов, О. Г. О смысловом строении сознания / О. Г. Кравцов, Г. Г. Кравцов. – Текст : электронный // Культурно-историческая психология, 2022. – Т. 18. – № 3. – С. 124-131.
7. Лосев, А. Философия культуры / А. Лосев. – Текст : электронный // Вопросы философии.
8. Маланов, С. В. К вопросу о теории сознания в культурно-историческом и деятельностном подходах к объяснению психических явлений / С. В. Маланов. – Текст : электронный // Мир психологии, 2003. – № 2(34). – С. 95-103.
9. Наумов, Н. Д. Личность как социально-психологическая и философская категория / Н. Д. Наумов. – Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2009. – № 3. – С. 52-58.
10. Смагина, Е. Н. Теоретический обзор концепций ценностей в психологии / Е. Н. Смагина. – Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2020. – № 2(155). – С. 275-295.
11. Сухов, А. Н. Социально-психологическая конфликтология: состояние и перспективы развития / А. Н. Сухов. – Человеческий капитал, 2022. – № 12-1(168). – С. 247-256.
12. Фрумкина, Р. М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия / Р. М. Фрумкина. – Текст : электронный // Москва : Вестник ИЯ РАН, 1999. – №3.
13. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. – 1937.
14. Shilpa S., Murthy C. G. V. Understanding personality frоm Ayurvedic perspective for psychological assessment: A case //AYU (An international quarterly journal of research in Ayurveda). – 2011. – Т. 32. – №. 1. – С. 12-19.
15. Ferguson E. Personality is of central concern to understand health: towards a theoretical model for health psychology //Health Psychology Review. – 2013
Читать дальше