Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что для ведения специальной таможенной статистики нужно корректное исчисление и учет таможенных платежей, так как они служат одной из основных и наиболее важных доходных частей государств-членов ЕАЭС.
В современном мире тенденция к возрастанию количества внешнеторговых и внешнеэкономических связей приводит к увеличению роли таможенных платежей и обращает внимание на механизмы не только их взимания, но и статистического учета в рамках ведения специальной таможенной статистики.
Целью курсовой работы является исследование количественных признаков статистики таможенных платежей.
Согласно поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание таможенных платежей;
- рассмотреть виды таможенных платежей;
- представить характеристику количественных признаков статистики таможенных платежей;
- провести анализ количественных показателей статистики таможенных платежей;
- определить основные проблемы взыскания таможенных платежей таможенными органами и представить мероприятия по их решению.
Объектом исследования курсовой работы являются таможенные платежи. Предмет исследования – их количественные признаки в специальной таможенной статистике.
Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды, учебные пособия, монографии, научные статьи по теме исследования таких авторов как: Т.А. Матвеева, С.А. Новикова, Е.А. Степанов, Н.А. Балашова и др., а также интернет-ресурсы.
Информационной основой курсовой работы являются ресурсы сети Интернет, нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Нормативно-правовую основу курсовой составляют нормы законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологической основой исследования послужили методы нормативно-правового и теоретического анализа, а также методы аналогии и дедукции.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
1.1 Сущность и содержание таможенных платежей
Таможенные органы России как один из наиболее значимых администраторов федерального бюджета Российской Федерации обеспечивают его формирование посредством выполнения своих обязанностей . Данное утверждение означает, что ФТС России представляет собой (в части выполнения отдельных своих функций) фискальный орган. Помимо взимания таможенных платежей, точнее, их администрирования, осуществляется постоянная работа по управлению задолженностями по уплате (как таможенных платежей, так и пеней). Также подразделениями ФТС России осуществляется администрирование предоставления льгот и других преференций по уплате таможенных платежей .
Следует также отметить, что система администрирования таможенных платежей базируется на принципах международного права, а также права ЕАЭС и национального законодательства, при этом имеются довольно сложные нерешенные вопросы в рамках Союза (например, ставки косвенных налогов) .
При этом в отечественной и зарубежной литературе в большинстве случаев все платежи, по которым возникает обязанность уплаты в пользу государства, принято называть обязательными . Однако довольно часто к обязательным относят и платежи в отношении коммерческих структур, при этом выделяют только ряд направлений их деятельности (преимущественно, выделяют сферы жилищно-коммунального обеспечения и энергоснабжения (электричество, газ, тепло и т.п.). В то же время все остальные обязательства по уплате платежей (например, по выставленным счетам (либо другим аналогичным документам), обязательства другой стороны по условиям взаимных договоренностей полностью выполнены (например, по оказанию услуг или изготовлению изделий) обычно не принято считать «обязательными» (несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством именно обязательство возникает, и такие вопросы являются предметом судебных разбирательств).
Читать дальше
2.1 Характеристика количественных признаков статистики таможенных платежей
Прежде чем перейти рассмотрению количественных признаков статистики таможенных платежей, надо сказать, что таможенная статистика ‒ это инструмент таможенной аналитики, который дает полную информацию по основным показателям экспорта и импорта за конкретный период времени. Сведения по таможенной статистике собирает и актуализирует Федеральная таможенная служба (ФТС России).
Порядок ведения таможенной статистики регулируется статьей 276 федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
В рамках таможенной статистики при проведении статистического надзора получают данные о признаках практически любой обследованной единицы статистической совокупности. Статистическая коммуникационные данные, собранная в итоговом продукте наблюдения, выдвигает требования обработки – резюмирования и классификации, т.е. перехода от индивидуальных свойств к статистическим нормативам .
Конструктивный порядок статистических нормативов – это совокупность взаимосвязанных нормативов, имеющая одноуровневую либо по уровням обширную конструкцию и направленная на решение определенной статистической для решения головоломки.
Обработка коммуникационным данным делается методом сводки и группировки.
Читать дальше
3.1 Основные проблемы взыскания таможенных платежей таможенными органами
В первую очередь следует отметить проблемы, связанные с соблюдением правил таможенного декларирования товаров. Например, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает необходимость правильного заполнения и подачи в таможенные органы декларации на товары. Для того, чтобы информация, вносимая в декларацию на товары, была достоверной и соответствовала требования нормативно-правовым актам необходимо выполнить комплекс действий, предшествующий поди декларации на товары. Такие действия могут включать в себя определение кода ТН ВЭД, определение таможенной стоимости, расчет таможенных платежей, подготовка и проверка сопроводительных документов, которые может запросить таможенный орган.
Неверно определенный ТН ВЭД не редко приводит к отказу в выпуске товаров, привлечению к ответственности, доначислению таможенных платежей (в случае если по правильному коду ТН ВЭД ставка таможенной пошлины по ЕТТ выше), и порождает соответствующие проблемы. Ко всему стоит добавить, что даже если товар был «успешно» выпущен таможенными органами, а в рамках таможенной проверки при таможенном контроле после выпуска товаров обнаружили такие проблемы, то ситуация оказывается еще страшнее для участника ВЭД. Это связано с тем, что таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в течении трех лет со дня выпуска, а при обнаружении недоимки, дополнительно начисляются пени за просрочку уплаты таких платежей. Аналогичная ситуация возникает, если при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость была указана в меньшем размере, чем достоверная.
Читать дальше
По результатам выполненной курсовой работы на тему «Количественные признаки статистика таможенных платежей» были сделаны следующие выводы:
Таможенные платежи – это общий совокупный термин, который описывает все виды денежных перечислений в таможню. Таможенные платежи являются одним из главных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Правовое регулирование исчисления таможенных платежей в различных таможенных процедурах в Евразийском экономическом союзе обусловлено двумя законодательными системами, поскольку Россия входит в интеграционное объединение, и вследствие этого должна в обязательном порядке применять положения действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза не противоречащих Конституции Российской Федерации.
При этом в условиях ЕАЭС, с одной стороны, определены структура обязательных таможенных платежей, а также администрирующие их органы и т.д., с другой, - налоговое законодательство в отличие от таможенного имеет значительные национальные особенности, что препятствует дальнейшей интеграции, а также приводит к возникновению ситуации, когда участники ВЭД в стремлении оптимизировать свои расходы (прежде всего, по таким обязательным платежам, как налоги) предпринимают попытки использовать различия и особенности национальных законодательств об обязательных платежах (налогах и сборах) в своих интересах.
Статистика таможенных платежей играет важную роль в анализе торговых и экономических процессов, налоговом планировании и прогнозировании экономических тенденций. Задачи статистики таможенных платежей 1) анализ внешней торговли; 2) прогнозирование экономических тенденций; 3) оценка эффективности таможенной политики; 4) планирование налоговых поступлений.
Так, собирая и анализируя данные о ввозе и вывозе товаров, статистика таможенных платежей помогает определить торговый баланс страны, тенденции по импорту и экспорту, а также ключевые рынки и товары.
Получив информацию о таможенных платежах, экономисты могут делать прогнозы о состоянии национальной и мировой экономики, а также оценивать влияние международной торговли на экономические и социальные процессы.
Анализируя величину и динамику таможенных платежей, можно оценить эффективность таможенной политики России и ее воздействие на торговлю и экономику нашей страны.
Как итог, таможенные платежи являются одним из источников налоговых поступлений государства, и статистика платежей помогает планировать бюджетные поступления и использование средств.
Читать дальше
1. Соглашение ВТО от 15.04.1994 «Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» // СПС «Консультант Плюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.02.2024) //СПС «Консультант Плюс».
4. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 25.12.2023) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
6. Гуреева М.А. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Издательский дом Форум, 2023. 320 с.
7. Коварда В.В. Национальная и экономическая безопасность: таможенный аспект: учебное пособие. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2021. 402 с.
8. Курс лекций по дисциплине «Таможенная статистика»: для студентов, обучающихся по специальности 38.05.02 Таможенное дело, Часть I-II, Махачкала, ДГТУ, 2018. 172 с.
9. Матвеева Т.А. Таможенное право: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. С. 108.
10. Новикова С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С. А. Новикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 375 с.
11. Сенотрусова С.В. Таможенные платежи: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 152 с.
12. Сморчков А.И. Международное таможенное право: учеб.-практ. пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. 300 с.
13. Соклаков А.А. Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах: учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Троицкий мост, 2019. 92 с.
14. Статистика в таможенном деле: учебное пособие / составитель Н.А. Балашова. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2019. 105 с.
15. Степанов Е.А. Экономика таможенного дела: курс лекций. Е.А. Степанов, И.П. Михайлова, К.Ю. Несытых под ред. Е.А. Степанова. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. 238 с.
16. Алексеева Т.О. Таможенные платежи в Евразийском экономическом союзе: проблемы унификации и гармонизации законодательства. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennye-platezhi-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze-problemy-unifikatsii-i-garmonizatsii-zakonodatelstva (дата обращения 26.02.2024).
17. Манушина А.П. О совершенствовании системы администрирования таможенных платежей. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovershenstvovanii-sistemy-administrirovaniya-tamozhennyh-platezhey (дата обращения 26.02.2024).
18. Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения 26.02.2024).
19. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России). Режим доступа: World Wide Web. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения 26.02.2024).
20. Таможенная статистика: методы анализа и прогнозирования. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://www.iprbookshop.ru/69802.html (дата обращения 26.02.2024).
Читать дальше