Для изготовления корпусов речных судов применяют судостроительные стали, алюминиевые сплавы и неметаллические материалы. Легированные стали значительно дороже углеродистых, поэтому целесообразность их применения тщательно обосновывается. Обычно, из них выполняют наиболее напряженные связи корпуса – палубный стрингер, комингсы люков. Использование листового и профильного проката из низколегированных сталей обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик судов прежде всего в отношении их срока службы. Алюминиевые сплавы в судостроении применяются для изготовления корпусов и надстроек судов на подводных крыльях и воздушной подушке. Широко распространены сплавы алюминия с магнием, обладающие малой плотностью и высокой коррозионной стойкостью. В качестве неметаллических материалов в судостроении используют пластмассы, железобетон и дерево(1).
Конструкции корпуса судна собирают из листового и профильного проката. При этом отдельные элементы конструкций, соединяются между собой, обеспечивая необходимую прочность и плотность как непосредственно соединения, так и всего корпуса. В зависимости от способа соединения деталей в судостроении применяют сварные и заклепочные соединения. Сварные соединения являются преобладающим типом соединений стальных конструкций. Применяют полуавтоматическую, автоматическую и ручную электродуговую сварку. В зависимости от толщины металла кромки деталей сваривают без разделки или с разделкой. Стыковые соединения без разделки кромок с подваркой используют для сварки наружной обшивки корпусов и надстроек речных судов при толщине металла до 4мм. При соединений листов более 4мм разделывают кромки V-образно. Угловые сварные соединения с разделкой применяют, к примеру, для сварки ширстрека с палубным стрингером, без разделки – при изготовлении неответственных фундаментов. Швы тавровых и угловых соединений могут быть непрерывными, прерывистыми и точечными. Последние два используются, когда конструкции не требуется герметичность, а только прочность.
Читать дальше
Надзор и контроль за содержанием судна в исправном состоянии, их оснащение и снабжение в соответствии с действующими нормами и правилами. Речной регистр является органом государственного технического надзора, который определяет условия, обеспечивающие безопасность плавания судов. Он устанавливает нормы снабжения судов противопожарными и спасательными средствами, оборудования сигнальными огнями и навигационными приборами. Определяют высоту надводного борта и пассажировместимость, осуществляет надзор за испытанием и изготовлением оборудования и изделий для судов. Действие правил Речного регистра распространяется на все суда, плавающие по внутренним водным путям, независимо от их ведомственного подчинения. Предписания Речного регистра подлежать безоговорочному выполнению. Капитан не имеет право выходить в плавание или продолжать рейс без предъявления судна к осмотру инспекции Речного регистра(2). Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.
Читать дальше
1. Смирнов Н.Г. Теория и устройство судна. – Учебник для речных училищ и техникумов. М.: Транспорт, 1992. – 248с.
2. Удачин В.С. Соловьев В.Б. - Судовождение на внутренних водных путях. – Учебник для речных училищ и техникумов. – 2-е изд. перераб. доп. М.: Транспорт. 1990 – 287с.
3. Нормативный документ. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций.
Читать дальше