Рады, что вам понравилась статья 😊
В конце 19-го века гимназист Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945), прогуливаясь в Харькове со своим двоюродным дядей Евграфом Максимовичем Короленко (увлекающимся философией офицером в отставке, 1810 — 1880), услышал от него фразу «Мир – это живой организм!». Оброненная философом-дилетантом фраза навсегда определила научные взгляды будущего русского ученого Вернадского.
В начале 1920-х годов Вернадский посвятил себя изучению физиологии и поведению Земли, рассматриваемой как живое существо.
Понятие ноосферы передает чрезвычайно сложное и противоречивое явление науки, философии и культуры. Авторы ноосферной концепции считали, что человеческий разум в форме планетарной геологической силы приведет к более совершенным формам существования.
В 1917 году Вернадский размышляет над идеей химического строения биосферы Земли и окружающей ее среды. Работа оказалась незавершенной и при жизни ученого не публиковалась. Вернадский определял работу как дело всей жизни и научное наследие потомкам.
В этой работе речь шла об одновременном наличии двух мировоззрений – физического и натуралистического.
С т.з. физического мировоззрения живое существо либо игнорируется, либо расценивается как результат сложного проявления физико-химических законов.
В натуралистическом (биосферном) мировоззрении живой организм – фундаментальная планетарно-космическая сила, организующая природные процессы.
В 1922 — 1926 годах Вернадский командирован для преподавательской работы за границу, где продолжал просветительскую и научную работу, развивая свое учение.
Лекции русского ученого в Сорбонне в 1922 году слушали французский философ-бергсонианец и математик Эдуар Ле Руа (1870 — 1954) и его друг и коллега французский философ и иезуит, геолог и палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден (1881 — 1955). Спустя 5 лет Ле Руа при чтении лекций в парижском учебном заведении Коллеж де Франс ввел термин «ноосфера», под которым понимал современную ему фазу развития биосферы.
Фото: Midjourney
Шарден разработал иную теорию ноосферы, придав ей мистический смысл. По современным понятиям Шарден понимал под ноосферой мыслящий слой, возникший ко времени появления на Земле австралопитеков.
По концепции Шардена, основным источником разума является рефлексия, способность человека познать самого себя; концепция прочно укоренена на существовании замысла Бога. Принципиальное отличие ноосферы, по Шардену, проявляется в том, что он пользуется понятиями «сверхличность» и «космос».
В 1920-х годах признаком ноосферы стали считать разумную деятельность человека, это было самое первое определение понятия. Вернадский стал широко пользоваться термином «ноосфера» лишь в написанной к 1938 году книге «Научная мысль как планетное явление». Книга предполагалась как завершающая часть труда всей жизни ученого и была опубликована издательством «Наука» лишь в 1991 году.
Фото: Midjourney
Концепция ноосферы Вернадского сформировалась на основе русского космизма, в котором прослеживаются научные, фантастические, утопические, реалистические, религиозные и поэтические истоки концепции. Основные идеи картины мира Вернадского были раскрыты в 1945 году в журнале «Американский ученый» в статье «Биосфера и ноосфера», составленной на основании предшествующих работ ученого.
Вначале Вернадский полагал ноосферу надстраивающейся над существующей биосферой оболочкой разума, но затем изменил свое мнение, полагая ноосферу новым состоянием биосферы, порожденным разумной деятельностью человека. Современные ученые, в отличие от Вернадского, предполагавшего исчезновение биосферы, полагают, что обе сферы будут существовать одновременно.
Вернадский понимает возникновение ноосферы как объективное продолжение развития биосферы под воздействием научного мышления и разума. Ученый подчеркивает важность морали, этики и сотрудничества людей для прогресса человечества.
Биосферу Вернадский определяет как геологическую оболочку Земли с конечными размерами, отличную от прочих отделяющих Землю от космоса оболочек. На определенном этапе эволюции биосферы неизбежно появляется человек, наделенный разумом. Формирование ноосферы как закономерного этапа развития биосферы необратимо.
В книге «Научная мысль как планетное явление» Вернадский указывает на наличие 3 различающихся слоев реальности:
космическое пространство;
атомные явления;
человеческая жизнь, явления природы в целом.
Эти 3 слоя взаимопроникают один в другой, но отличны по содержанию и по свойствам пространства-времени. Ученый показал, что термины биосфера и ноосфера – это связующие звенья при построении многогранного мировоззрения.
Для возникновения и существования ноосферы Вернадский считал необходимым выполнение ряда условий:
полная колонизация всей Земли людьми;
укрепление политических отношений между государствами мира;
человечество становится мощнейшей геологической силой;
распространение биосферы и освоение космоса;
овладение новыми источниками энергии;
равенство людей вне зависимости от их религиозных убеждений и расовой принадлежности;
повышение значимости народа в вопросах внешней и внутренней политики;
освобождение научной мысли от принуждения всякого рода и благоприятствование высвобождению научной мысли;
повышение благосостояния работников, устранение голода и бедности, излечение заболеваний;
преобразование природной среды для удовлетворения всех потребностей растущего народонаселения;
неприемлемость военных действий.
Задача ноосферного человека – разумом сохранить все качества биосферы, потребные для выживания и развития человечества. Ноосфера – царство разума, рассматриваемого ученым как элемент организации природы. На философском уровне биосфера Вернадского – биологическая форма движения масс с преобразованием миллиардов тонн материи.
Однозначного ответа на вопрос, существует ли ноосфера или она только зарождается, ученый не дал. Косвенным признаком развития ноосферы может стать расцвет творческого начала человека и человеческого разума.
Вернадский выдвинул 2 биогеохимических принципа:
Принцип способности живого вещества при оптимальных условиях неограниченно размножаться;
Эволюция видов идет в направлении увеличения биогенной миграции атомов биосферы.
Согласно 1-му принципу, живая материя стремится к максимальному нападению на неживую материю. Это агрессия жизни по отношению к биосфере. 2-й принцип ведет в сторону появления наиболее агрессивных видов, каковым является и человек, наделенный мыслящим мозгом и способностью к труду. Тем самым в природе одновременно существует живая материя и стремление уничтожить организацию в живом веществе.
Противоречие устраняется происхождением человека как носителя разума. Человеческий разум способен преобразовывать природу, объединить человечество и создать идеальное общество, продвигающее идею гармонии человека и природы, тем самым устранить опасность экологического кризиса.
Фото: Midjourney
Концепция Вернадского в течение долгого времени была предметом дискуссий. Философскими основами ноосферы Вернадского являются коллективный глобальный разум и глобальное научное мышление. Споры вокруг учения Вернадского неизбежны, но они одновременно приводят к глубокому пониманию взглядов ученого. Неприятие и критику концепции ноосферы можно объяснить причинами как научного, так и этического характера. Одним из главных возражений противники концепции выдвигают неоспоримый факт разрушения биосферы разумным человеком. Существование разума не предполагает автоматически правильное его использование в сторону совместной эволюции взаимодействующих в экосистеме биологических видов. Если сделать предположение, что развитие общества определяется прежде всего экономическими факторами, то разрыв между технологическими возможностями общества и уровнем его интеллектуальной ответственности за биосферу еще более увеличится. Основа действия, согласно ноосферной морали, безусловно нравственна, в основе подобного поведения лежит опыт соприкосновения человека с универсальными ценностями, определяющими поведение человека независимо от последствий.