Рады, что вам понравилась статья 😊
Термин «Индустриальная революция» означает, что в экономической сфере жизни общества происходит массовый переход от ручного труда к машинному, фабрика вытесняет мануфактуру, появившуюся в раннее Новое время.
В социальной сфере промышленная революция представляет переход от аграрного общества к индустриальному. Процесс выражается в росте численности образованного городского населения. Формируется литературный язык вместо многочисленных региональных говоров.
Если использовать марксистские термины, то индустриализация означает ликвидацию феодальных пережитков. Место аристократии занимает буржуазия, промышленники, а не землевладельцы.
Фото: NeuralWriter
Индустриализация началась в Англии не случайно. Для перехода от мануфактуры к фабрике необходимо сочетание ряда факторов — экономических, технологических, социальных и политических. Промышленный переворот не мог начаться в Испании, где отставало мануфактурное производство из-за неправильной политики королей в XVII веке.
Это условие относится к России, Речи Посполитой, Османской империи и изолированной от мира Японии.
Необходимо иметь развитое мануфактурное производство, этот этап предшествует индустриализации. Развитие мануфактур приводило к формированию прослойки промышленников, которые имели значительные денежные средства и могли их вложить в новшества, то есть в строительство фабрик.
Также необходимо иметь частную собственность на землю и развитую внешнюю торговлю, ведь произведенную продукцию нужно продавать и, наоборот, покупать в других странах дешевое сырье. Население в государстве должно быть платежеспособным, чтобы купить выпущенные товары. Массовое производство снижает их стоимость.
В первой половине XVIII века в Англии появилось ряд важных изобретений. Томас Севери и Томас Ньюкомен вошли в историю как создатели паровых двигателей с насосом.
В Великобритании в начале XVIII века была развита легкая промышленность. С ней связано появление ряда изобретений, которые привели к строительству первых фабрик.
В 1733 г. в Англии изобрели летучий челнок для ткацкого станка. В 1765 г. придумана механическая прялка «Дженни», способная работать с 18 веретенами.
1771 г. вошел в историю как дата открытия первой прядильной фабрики Ричарда Аркрайта.
Увеличение производительности труда в 40 раз связано с тем, что в 1785 г. Эдмунд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок.
К 1790 г. в Великобритании действовало 150 прядильных фабрик. Численность рабочих могла достигать 700 человек.
В 1778 г. Джеймс Уатт разработал паровую машину. Первые фабрики использовали энергию водяной мельницы, но в последней четверти XVIII века промышленности стали применять паровые машины.
✏ ЗаметкаК XVIII веку относится изобретение токарных станков. В России его создал Андрей Нартов, но этот изобретатель не единственный. Во Франции и Англии были придуманы свои токарные станки. Один из первых британских токарных станков стали использовать Королевский арсенал в 1772 г.
Великобритания в XVIII веке представляла конституционную монархию. Промышленный переворот начался правление Георга III. Монарх занимал престол 60 лет, но особо не интересовался государственными делами.
К социально-политическим условиям относится: образованное городское население, наличие университетов и типографий, законодательство с гарантиями частной собственности.
Фото: NeuralWriter
Подготовительный этап относится к 1730–1780 гг., к правлению королей Георга II и Георга III. Основным содержанием стало появление новых изобретений и первых фабрик.
Второй этап можно охарактеризовать переходом к механизации. Этот процесс продолжался до начала XIX века. Во внешней политике он совпал с наполеоновскими войнами. Внедрение станков приводило к разорению ремесленников, поэтому следствием механизации стало луддитское движение 1811 г. Его участники выступили против технического прогресса.
Третий этап охватывал первую половину XIX века. С ним связано строительство железных дорог, развитие парового флота, вытеснившего парусный, расширение британских колониальных владений.
Фото: NeuralWriter
Использование станков в десятки раз повышало производительность труда. В результате, небольшая по площади Англия почти весь XIX века имела репутацию «мастерской мира».
Она производила промышленной продукции в разы больше огромных по площади России, Турции и Китая. В последних трех преобладал ручной труд. Индустриализация в Российской империи началась при императоре Николае I в 1830–1840-е гг. Процесс шел медленно. По данным переписи 1897 г., в России 87% населения проживало в сельской местности. Несмотря на высокие темпы роста экономики и успехи железнодорожного строительства, индустриализация шла медленно.
Промышленные предприятия нового типа стали появляться не только в легкой промышленности. В 1784 г. в Англии изобрели процесс пудлингования, улучшивший качество чугуна. Вскоре королевство отказалось от импорта железа из Швеции и России.
С 1830 по 1847 г. в Великобритании наблюдался трехкратный рост выпуска металла. Последний используется в производстве оружия, поэтому в Крымской войне 1853–56 гг. британская армия была оснащена лучше российской.
Британские фабрики стали появляться в колониях, например, в Индии. В США 1861 г., к началу Гражданской войны, северные штаты в промышленном отношении в разы опережали южные.
Индустриализация шла медленно в Южной Европе, на пространстве от Балкан до Пиренеев, а также в Латинской Америке.
Строительство фабрик привело к увеличению численности городского населения. Рождаемость стала снижаться. Условия труды были тяжелыми. Индустриализация способствовала появлению новых экономических развитых регионов. В Российской империи к концу XIX века таким стал Донбасс.
Первая железная дорога общего пользования появилась в Англии в 1825 г. Спустя 2 года открылась первая конная железная дорога во Франции, но через несколько лет на континент пришел паровой двигатель. В 1834 г. открылось железнодорожное сообщение в Германии, а 1835 г. — в Бельгии. Спустя 2 года и в России появилась линия между Санкт-Петербургом и Царским селом. В 1839 г. состоялось открытие первых железных дорог в Италии и Нидерландах.
✏ ЗаметкаВ 1830 г. началось производство паровозов в США, а к 1850 г. в этом государстве было уже 14 тыс. км железных дорог против едва ли 1000 в Российской империи. В 1838 г. Атлантический океан впервые переплыл корабль на паровом ходу и без использования парусов.
Железнодорожное строительство XIX века можно назвать «транспортной революцией». Оно ускоряло перемещение людей и грузов. В США к 1870 г. железнодорожная линия связала побережья Тихого и Атлантического океанов. В России большая часть Транссибирской магистрали построена к 1904 г. Англичане стали активно строить железные дороги в колониях, особенно, в Индии.
Одновременно развивалось строительство пароходов, что ускорило перевозки грузовиков из колоний в метрополии и обратно. И так стало проще перевозить людей за океан, поэтому индустриальная Англия в середине XIX века могла позволить войны с Китаем и Мьянмой и колонизировать земли Новой Зеландии, где в 1860–1870-х гг. также началось железнодорожное строительство.
С транспортом связно и развитие телеграфа, которое началось в 1837 г.
Результаты индустриализации для Англии: