28.08.2024
#Экономическая теория
42

Промышленный переворот и его последствия для экономии Англии

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение промышленного переворота
  2. Причины промышленного переворота
  3. Основные стадии промышленного переворота
  4. Экономические последствия
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам

Определение промышленного переворота

Термин «Индустриальная революция» означает, что в экономической сфере жизни общества происходит массовый переход от ручного труда к машинному, фабрика вытесняет мануфактуру, появившуюся в раннее Новое время. 

В социальной сфере промышленная революция представляет переход от аграрного общества к индустриальному. Процесс выражается в росте численности образованного городского населения. Формируется литературный язык вместо многочисленных региональных говоров. 

Если использовать марксистские термины, то индустриализация означает ликвидацию феодальных пережитков. Место аристократии занимает буржуазия, промышленники, а не землевладельцы.

Образ фабрики XIX века

Фото: NeuralWriter

Причины промышленного переворота

Индустриализация началась в Англии не случайно. Для перехода от мануфактуры к фабрике необходимо сочетание ряда факторов — экономических, технологических, социальных и политических. Промышленный переворот не мог начаться в Испании, где отставало мануфактурное производство из-за неправильной политики королей в XVII веке. 

Это условие относится к России, Речи Посполитой, Османской империи и изолированной от мира Японии. 

Экономические факторы

Необходимо иметь развитое мануфактурное производство, этот этап предшествует индустриализации. Развитие мануфактур приводило к формированию прослойки промышленников, которые имели значительные денежные средства и могли их вложить в новшества, то есть в строительство фабрик. 

Также необходимо иметь частную собственность на землю и развитую внешнюю торговлю, ведь произведенную продукцию нужно продавать и, наоборот, покупать в других странах дешевое сырье. Население в государстве должно быть платежеспособным, чтобы купить выпущенные товары. Массовое производство снижает их стоимость.

Технологические инновации

В первой половине XVIII века в Англии появилось ряд важных изобретений. Томас Севери и Томас Ньюкомен вошли в историю как создатели паровых двигателей с насосом. 

В Великобритании в начале XVIII века была развита легкая промышленность. С ней связано появление ряда изобретений, которые привели к строительству первых фабрик.

В 1733 г. в Англии изобрели летучий челнок для ткацкого станка. В 1765 г. придумана механическая прялка «Дженни», способная работать с 18 веретенами.

1771 г. вошел в историю как дата открытия первой прядильной фабрики Ричарда Аркрайта.

Увеличение производительности труда в 40 раз связано с тем, что в 1785 г. Эдмунд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок.

К 1790 г. в Великобритании действовало 150 прядильных фабрик. Численность рабочих могла достигать 700 человек.

В 1778 г. Джеймс Уатт разработал паровую машину. Первые фабрики использовали энергию водяной мельницы, но в последней четверти XVIII века промышленности стали применять паровые машины.

✏ Заметка

К XVIII веку относится изобретение токарных станков. В России его создал Андрей Нартов, но этот изобретатель не единственный. Во Франции и Англии были придуманы свои токарные станки. Один из первых британских токарных станков стали использовать Королевский арсенал в 1772 г.

Социальные и политические условия

Великобритания в XVIII веке представляла конституционную монархию. Промышленный переворот начался правление Георга III. Монарх занимал престол 60 лет, но особо не интересовался государственными делами.

К социально-политическим условиям относится: образованное городское население, наличие университетов и типографий, законодательство с гарантиями частной собственности. 

Образ города в Англии XIX века

Фото: NeuralWriter

Основные стадии промышленного переворота

Подготовительный этап относится к 1730–1780 гг., к правлению королей Георга II и Георга III. Основным содержанием стало появление новых изобретений и первых фабрик.

Второй этап можно охарактеризовать переходом к механизации. Этот процесс продолжался до начала XIX века. Во внешней политике он совпал с наполеоновскими войнами. Внедрение станков приводило к разорению ремесленников, поэтому следствием механизации стало луддитское движение 1811 г. Его участники выступили против технического прогресса.

Третий этап охватывал первую половину XIX века. С ним связано строительство железных дорог, развитие парового флота, вытеснившего парусный, расширение британских колониальных владений.

Железная дорога середины XIX века

Фото: NeuralWriter

Ручное производство и механизация

Использование станков в десятки раз повышало производительность труда. В результате, небольшая по площади Англия почти весь XIX века имела репутацию «мастерской мира». 

Она производила промышленной продукции в разы больше огромных по площади России, Турции и Китая. В последних трех преобладал ручной труд. Индустриализация в Российской империи началась при императоре Николае I в 1830–1840-е гг. Процесс шел медленно. По данным переписи 1897 г., в России 87% населения проживало в сельской местности. Несмотря на высокие темпы роста экономики и успехи железнодорожного строительства, индустриализация шла медленно.

Развитие фабричного производства

Промышленные предприятия нового типа стали появляться не только в легкой промышленности. В 1784 г. в Англии изобрели процесс пудлингования, улучшивший качество чугуна. Вскоре королевство отказалось от импорта железа из Швеции и России.

С 1830 по 1847 г. в Великобритании наблюдался трехкратный рост выпуска металла. Последний используется в производстве оружия, поэтому в Крымской войне 1853–56 гг. британская армия была оснащена лучше российской. 

Британские фабрики стали появляться в колониях, например, в Индии. В США 1861 г., к началу Гражданской войны, северные штаты в промышленном отношении в разы опережали южные. 

Индустриализация шла медленно в Южной Европе, на пространстве от Балкан до Пиренеев, а также в Латинской Америке. 

Строительство фабрик привело к увеличению численности городского населения. Рождаемость стала снижаться. Условия труды были тяжелыми. Индустриализация способствовала появлению новых экономических развитых регионов. В Российской империи к концу XIX века таким стал Донбасс. 

Транспортная революция

Первая железная дорога общего пользования появилась в Англии в 1825 г. Спустя 2 года открылась первая конная железная дорога во Франции, но через несколько лет на континент пришел паровой двигатель. В 1834 г. открылось железнодорожное сообщение в Германии, а 1835 г. — в Бельгии. Спустя 2 года и в России появилась линия между Санкт-Петербургом и Царским селом. В 1839 г. состоялось открытие первых железных дорог в Италии и Нидерландах. 

✏ Заметка

В 1830 г. началось производство паровозов в США, а к 1850 г. в этом государстве было уже 14 тыс. км железных дорог против едва ли 1000 в Российской империи. В 1838 г. Атлантический океан впервые переплыл корабль на паровом ходу и без использования парусов.

Железнодорожное строительство XIX века можно назвать «транспортной революцией». Оно ускоряло перемещение людей и грузов. В США к 1870 г. железнодорожная линия связала побережья Тихого и Атлантического океанов. В России большая часть Транссибирской магистрали построена к 1904 г. Англичане стали активно строить железные дороги в колониях, особенно, в Индии. 

Одновременно развивалось строительство пароходов, что ускорило перевозки грузовиков из колоний в метрополии и обратно. И так стало проще перевозить людей за океан, поэтому индустриальная Англия в середине XIX века могла позволить войны с Китаем и Мьянмой и колонизировать земли Новой Зеландии, где в 1860–1870-х гг. также началось железнодорожное строительство.

С транспортом связно и развитие телеграфа, которое началось в 1837 г.

Экономические последствия

Результаты индустриализации для Англии:

  • лидерство в мировой экономики до 1900 г., затем уступили его США;
  • первое место в мировой торговле и по тоннажу флота;
  • доступность товаров населению из-за массового производства;
  • изменения в культуре, быте, повседневной жизни, в том числе, появление в Лондоне первого в мире метрополитена;
  • захват новых рынков сбыта, что выражалось во внешней политике.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту