Рады, что вам понравилась статья 😊
Эффект дохода и эффект замещения — это экономические понятия, отражающие степень изменения потребительского спроса. Их появление провоцируют любые ценовые колебания. Они приводят к тому, что потребитель может рассчитывать на иное количество товара в своей корзине (при подорожании его становится меньше, а при удешевлении больше).
Заметка №1 Кроме эффектов дохода и замещения существует общий эффект. Он рассчитывается как их сумма.
Влияние ценовых колебаний на спрос по конкретному товару бывает и косвенным. Изменение стоимости одного продукта сказывается и на остальных покупках потребителя, т.к. в его распоряжении остается больший или меньший объем средств, которые он может направить на приобретение других благ.
Поэтому эффекты дохода и замещения определяются двумя факторами. Первый — изменение покупательской способности. Второй — возможность изменения потребления одного блага в ущерб других, не покидая при этом пределов кривой безразличия.
Определение №1 Эффектом замещения называют структурные изменения в спросе покупателя, спровоцированные ценовыми колебаниями на один из товаров, входящих в его потребительскую корзину.
Фото: work5
Эффект характеризует логику индивида, который при подорожании одного продукта стремится его заменить аналогом с ценой прежнего, более низкого уровня. Итогом этого становится падение спроса на подорожавшее благо.
Наиболее ярко эффект замещения работает с товарами-субститутами (заменителями). Пример ситуации: яблоки и груши — взаимозаменяемые вещи. При повышении цены на яблоки потребители начинают охотнее покупать груши, т.к. они становятся относительно дешевле. В итоге растет спрос на них.
Определение №2 Эффектом дохода называют силу, вызывающую структурную перестройку спроса покупателей из-за изменения их благосостояния. Он проявляется в следующем: удешевление товара дает доступ покупателю с его большему количеству. При этом не требуется сокращать количество потребления других благ.
Эффект демонстрирует, как увеличение или сокращение дохода потребителя воздействует на динамику спроса. Стоимостные колебания, пусть и не в значительной степени, воздействуют на совокупные цены рынка и вызывают изменения его благосостояния. За счет высвобождающихся средств покупатель может увеличить потребление других продуктов.
Существует два типа эффектов дохода и замещения — прямые и перекрестные. Первые описывают колебания спроса на товар с изменившейся стоимостью. Перекрестные эффекты демонстрируют изменения в востребованности остальных благ, входящих в потребительскую корзину покупателя.
Фото: work5
Рассмотрим динамику спроса на некий товар Х при ценовых колебаниях если стоимость другого товара (Y) остается неизменной величиной. На графике перекрестный эффект замещения отражен как Ys/x, дохода как Yi/x.
Обозначим номинальный доход потребителя как I. Тогда базовая потребительская корзина будет иметь вид Ei(Xi,Yi), которая включает два товара x и y. Если цена товара х сократиться с Р1 до Р2, это расширит бюджетное множество. При этом бюджетные линии изменят свой наклон, что приведет к перемещению точки рыночного равновесия в координаты Е2(X2,Y2). Динамика спроса, вызванная удешевлением товара Х, — наглядная демонстрация эффектов дохода и замещения.
Для выяснения степени влияния эффекта замещения делают допущение о неизменности дохода потребителей. Отразит ситуацию вспомогательная бюджетная линия с менее выраженным углом наклона и новой точкой соприкосновения с кривой безразличия U1 (E3). В этот момент покупатель возвращается к исходному уровню полезности с сохранением прежнего благосостояния.
Точка пересечения Е3 — вспомогательный оптимум, имеющий место в случаях, когда на X-спрос действует лишь эффект замещения. Если точка Е3 одновременно является равновесной, доход потребителя не изменится, т.к. Е1 и Е3 попадают в границу кривой безразличия U1. Получается, что значение спроса на товар Х зависит только от соотношения цен на товары X и Y. Разность Х3 и Х1 демонстрирует прямой эффект замещения.
Учитывая, что в итоге потребительским решением становится корзина, соответствующая точке Е2, а не Е3, потребителю потребуется более высокий доход. Он будет соответствовать кривой безразличия U2. При новых обстоятельствах покупатель может позволить себе при заданном балансе цен приобрести больше как X, так и Y товаров. Разность Х2 и Х1 будет показывать прямой эффект дохода.
Покупатели могут по-разному реагировать на ценовые колебания различных групп товаров. В зависимости от того, насколько сильно проявляются эффекты замещения и дохода, их делят на три группы:
Пример №1 Для потребителя, имеющего неизменный постоянный доход N, обязательными нормальными благами являются кефир и молоко. Эффект замещения проявится в следующем. Удешевление кефира вызовет рост интереса покупателей. Цена молока не изменилась, для потребителя оно стало сравнительно дороже. Действуя рационально, он заменит относительно дорогое молоко кефиром, тем самым повысив его востребованность. При этом снижение стоимости кефира делает покупателя богаче, запуская эффект дохода. Прирост он может направить на покупку дополнительного количества кефира или молока.
Заметка №2 Для низших товаров возможен перевес как в сторону эффекта замещения, так и в сторону потребления. Если преобладает первый, кривая спроса будет иметь нормальный вид и закон спроса будет работать. Но возможны ситуации, когда эффект дохода проявляется сильнее. Такие товары называют продуктами Гиффена.
Пример №2 Потребитель, имея определенную доходность, приобретает натуральные и порошковые сливки. Последние для него — товар низшей категории. При снижении его стоимости потребитель увеличит спрос на него, стремясь заменить им более дорогой натуральный продукт (проявление эффекта замещения). Однако снижение стоимости сухих сливок сделало покупателя относительно богаче. Появившийся прирост средств он направит на приобретение дополнительных единиц натурального продукта. Из-за действия эффекта дохода снижение стоимости сухих сливок приведет к сокращению спроса на них и повысит востребованность товаров более высокой категории.
Заметка №3 Автором Парадокса Гиффена является британский экономист. Эта его теория неоднократно подвергалась критике, т.к. в реальности такие ситуации уникальны и редки. Он возникает, когда эффект дохода существенно или полностью перекрывает эффект замещения. В последнем случае наблюдается ниспадающая динамика спроса на заданный товар.
Фото: work5
Изучению взаимовлияния изменения доходов населения на динамику спроса посвящал свои работы лауреат Нобелевской премии английский экономист Джон Хикс. Он полагал, что реальные доходы потребителей остаются неизменными, если он не покидает границы кривой безразличия, соответствующей старому уровню цен.
Фото: work5
При заданной цене рынок находится в точке равновесия Е1. Ей соответствует количество товара Х1. При снижении цены бюджетная линия разворачивается вправо и появляется новая равновесная точка Е2, которой соответствует новое количество — Х2. Прирост с Х1 до Х2 — общий эффект от сокращения стоимости.
Выделить степень замещения легко через построение новой бюджетной линии. Ее размещение должно соответствовать двум условиям:
Положение Е3 — новое соотношение товаров, которые будет выбирать население при новом стоимостном диапазоне. Отрезок Х1Х3 — величина S-эффекта замещения. Это подтверждает и график 4, на котором наглядно продемонстрировано, что в точке Е3 в потребительской корзине оказывается меньше благ, чем в положении Е1. Перемещение от Е2 к Е3 демонстрирует действие I-эффекта дохода.
Из всего этого вытекает правило Хикса: «При любых ценовых колебаниях S-эффект приводит к росту потребления удешевленных и снижения потребления подорожавших благ».
В интерпретации Е.Е. Слуцкого реальная доходность населения определяется не предельной полезностью (как у Хикса), а количеством приобретаемых благ. Он полагал, что ценовая вариативность не влияет на реальные доходы. Поэтому даже при новых стоимостных комбинациях покупатели берут старый набор благ.
Фото: work5
На графике видно, что при обновленных бюджетных ограничениях равновесие зафиксируется в точке Е1. Но имея такой объем возможностей покупателю доступен и другой оптимум Е3 в пределах новой кривой на карте безразличия U3. Отрезок Е1-Е3 показывает S-эффект, т.к. при снижении стоимости активизируется потребление товара Х.
Рост благосостояния побудит покупателей перейти на новый уровень кривой безразличия U2, которая пересекается с новой бюджетной линией в точке Е2. Переход из положения Е3 к Е2 демонстрирует действие I-эффекта.
Из-за сложности измерения предельной полезности благ подход Хикса применим лишь в ординалистической теории потребительского поведения. Для практического использования больше подходит подход Слуцкого.