11.08.2024
#доклад
#конференция
42

Макро- и микросреда предприятия: что подразумевает и как влияет на управление

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Значение анализа макро- и микросреды для успешного функционирования предприятия
  2. Макросреда предприятия
  3. Микросреда предприятия
  4. Сравнение и взаимодействие макро- и микросреды
  5. Улучшение макро- и микросреды предприятия

Значение анализа макро- и микросреды для успешного функционирования предприятия

Анализ макро- и микросреды предприятия важен при формировании стратегии эффективного управления и извлечения прибыли. Стратегическое планирование предполагает четкую расстановку приоритетов и целей деятельности предприятия на ограниченном отрезке времени. Анализ позволяет выявить наиболее значимые факторы, степень уязвимости перед которыми наиболее велика.

Анализ макро- и микросреды позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие компании, своевременно принять меры по профилактике экономических волнений, продумать пути решения вероятных проблем. В результате анализа формируется тактика управления рисками коммерческой деятельности, что позволяет извлечь выгоду из предполагаемых трудностей.

Анализ помогает выявить потенциальные проблемы и возможности, способные повлиять на деятельность компании, для принятия руководством соответствующих оперативных шагов.

Для анализа используют следующие методики:

  • прогноз вероятности событий и ситуаций;
  • имитационное воспроизведение процессов и последствий;
  • анализ отдельно взятого фактора;
  • экспертный анализ.

В странах с развивающейся экономикой данные методы и приемы широкого распространения не получили, в том числе и по причине отсутствия доступной и достоверной базы данных.

Макросреда предприятия

Под макросредой предприятия понимаются влияющие на деятельность внешние аспекты, управлять и контролировать которые не представляется возможным. К ним относятся факторы экономического и политического характера, природные, технические и культурные факторы, правовое регулирование, инфраструктура.

Макросреда характеризуется большим охватом влияющих на бизнес аспектов. Это факторы косвенного воздействия, т.к. прямого влияния они не оказывает.

Факторы внешней среды, влияющие на деятельность предприятия

На эффективность и функциональность деятельности отдельной компании и на экономику оказывают влияние внешние причины, прямого отношения к бизнесу не имеющие:

  • Экономические – соотношение спроса и предложения, уровень покупательской способности населения, величина доходов и показатель качества жизни, ценообразование и регулирование цены на государственном уровне, доля безработного населения, скорость роста инфляции, доступность заемных средств.
  • Политические – внутригосударственная стабильность и устойчивость, регулирование налогового сектора, конкуренции, трудовых отношений, торговли, экономики, тарифов.
  • Технические – необходимость внедрения инновационных технических разработок в процессы производства для повышения эффективности, сокращения затрат, роста и развития предприятия.
  • Природно-экологические – степень оснащенности природными ресурсами, сырьем, материалами, особенности местного климата и территории, сезонные колебания спроса.
  • Культурные – общепринятые нормы социального поведения, национальные особенности и обычаи, организация взаимодействия и сотрудничества с партнерами.

Также на деятельность предприятия оказывает влияние демографическая ситуация в стране и в отдельно взятой местности. Численность и плотность населения влияет на уровень спроса конечного потребителя.

Анализ PESTEL (политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы) в макросреде

Анализ PESTEL – это методика прогнозирования вероятных колебаний экономики по различным причинам на временном интервале. Для его проведения необходимо определить и проанализировать окружающую ситуацию, выявить факторы, влияние которых на бизнес будет особенно сильным.

Анализу подлежат политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы макросреды. По результатам анализа принимаются управленческие решения, формируется стратегия дальнейшего развития бизнеса.

Зачем нужен анализ PESTEL:

  • оценка рисков при выходе на рынок новой компании, при выводе нового продукта;
  • поиск выгодных направлений развития бизнеса;
  • прогноз потребительского спроса на товары и услуги;
  • подготовка и планомерный переход компании в меняющихся условиях;
  • оценка прибыльности проекта во временной перспективе;
  • выявление степени потребности в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в качестве инвестиций или кредитных денег;
  • минимизация отрицательных факторов влияния;
  • прогноз вероятных в будущем потребностей и тенденций.

Анализ PESTEL необходим при открытии нового бизнеса, независимо от масштабов и направления. 

Влияние макросреды на стратегическое планирование предприятия

Целью стратегического планирования является эффективное управление предприятием в меняющихся условиях. Правильная реакция бизнеса на колебания экономики, изменения спроса и действия конкурентов позволит извлечь выгоду и укрепиться на рынке.

В зависимости от внешних условий ведения бизнеса на стратегическое планирование каждого отдельного предприятия могут оказывать влияние различные факторы макросреды. Степень влияния зависит от масштабов бизнеса, чем крупнее компания, тем большему влиянию она подвержена.

Микросреда предприятия

Микросреда – это совокупность факторов, напрямую влияющих на деятельность компании. Она включает субъекты, с которыми происходит непосредственное взаимодействие – конечные потребители продукции, партнеры по бизнесу, поставщики, конкуренты, регулирующие государственные структуры.

Факторы внутренней среды предприятия, влияющие на его деятельность

К факторам микросреды относятся:

  • Конкуренция – степень соперничества между компаниями, работающими в одной сфере, выпускающими один вид продукции.
  • Сбыт – уровень потребительского спроса и организация его удовлетворения.
  • Взаимодействие с партнерами – сотрудничество с другими взаимосвязанными компаниями и организациями.
  • Покупательская способность населения – финансовая возможность удовлетворить спрос зависит от уровня занятости в отдельно взятой местности.
  • Потребление – характер и уровень потребления товаров и услуг, потребности целевой аудитории.

Факторы микросреды оказывают прямое влияние на деятельность компании.

Анализ SWOT (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) микросреды

SWOT представляет собой комплексный анализ внутренних и внешних аспектов, влиянию которых подвержен бизнес. В рамках данного анализа выявляются:

  • Сильные стороны – аспекты устойчивости, укрепления и роста бизнеса.
  • Слабые стороны – факторы риска и уязвимости, тормозящие развитие компании.
  • Возможности – использование происходящих вокруг событий в пользу развития компании.
  • Угрозы – события, влекущие угрозу существованию и развитию бизнеса.

По результатам SWOT можно судить о положении компании на рынке среди конкурентов, разработать дальнейшую стратегию развития.

Влияние микросреды на оперативное управление предприятием

Факторы микросреды оказывают прямое влияние на оперативное управление бизнесом. От потребностей, специфики спроса и финансовых возможностей покупателей зависит стратегия и направление ведения бизнеса.

Сравнение и взаимодействие макро- и микросреды

Микросреда формируется на целевом рынке предприятия и включает взаимодействие всех участников бизнес процессов. Макросреда оказывает косвенное влияние на всех участников рынка, независимо от масштабов и сфер деятельности.

Крупные компании или предприятия с узкой спецификой сами оказывают влияние на микросреду путем расширения линейки продуктов, повышения конкурентоспособности.

Улучшение макро- и микросреды предприятия

Анализ макро- и микросреды предприятия выявляет стимулирующие рост и тормозящие развитие факторы. По результатам анализа специалисты дают рекомендации по оптимизации бизнес-процессов, которые позволяют сократить издержки производства, ускорить производственные процедуры, рационально распределить и использовать имеющиеся ресурсы, доработать систему планирования и прогнозирования.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!