Рады, что вам понравилась статья 😊
В современном мире нет определенности, многое регулярно меняется, трансформируются. Наиболее распространены изменения в экономической сфере, поэтому важно создать в ней безопасные условия.
В статье подробнее остановимся на понятии экономической безопасности, раскроем ее уровне, распишем основные аспекты, роль государственного регулирования серьезного вопроса.
А. Б. Борисов в одном из словарей раскрывает понятие следующим образом:
Экономическая безопасность:
Если говорить о видах экономической безопасности, то она подразделяется на виды в зависимости от экономического субъекта: экономическая безопасность предприятия, государства, региона. Для каждого хозяйствующего субъекта она имеет свою специфику.
Экономическая безопасность — приоритетное направление для каждого из субъектов. Рассматривается, как совокупность взаимосвязанных направлений: безопасность занятости, сохранение платежеспособности, разработка плана по получению финансов экономическим субъектом.
Определяющим принципом обеспечения экономической безопасности является комплексность. Она включает в себя выполнение следующих задач:
Службы безопасности всегда должны быть готовы преодолевать критические ситуации.
Экономическая безопасность бывает 5 уровней:
Оценка экономической безопасности предполагает анализ финансового состояния экономического субъекта. Изучаются показатели:
О безопасном функционировании системы также говорят уровень внешнего и внутреннего долга, способность экономики функционировать в режиме расширенного производства.
При оценке экономической безопасности рассматриваются не только микроэкономические факторы, но и макроэкономические. К ним относятся: уровень безработицы по стране, региону, политическая стабильность, уровень доходов населения, состояние финансовых рынков, индекс физического объема экспорта и импорта, уровень экономической миграции субъектов РФ, индекс денежной массы, баланс производства и потребления энергоресурсов в расчете на душу населения.
По результатам проведения анализа состояния экономической безопасности хозяйствующих субъектов перечень показателей может уточняться. Мониторинг показателей, оценка состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти.
В условиях современной экономики успех компаний зависит от возможных и разнообразных проявлений факторов риска.
Понимание возможных угроз — важная часть в разработке стратегии экономической безопасности государства, предприятия. Без четкого понимания их природы, характера воздействия невозможно грамотно организовать противодействие их разрушающей силе.
Все угрозы между друг другом взаимосвязаны и влияют на стабильность национальной экономики.
Рассматривая внутренние угрозы выделяют следующие:
К внешним угрозам современного общества относятся:
Одна из актуальных главных внешних угроз для нашей страны — импортная зависимость, которая неблагоприятно влияет на национальную безопасность государства. Важно грамотно разработать стратегию в экономике для нейтрализации угроз внешней безопасности.
Цель государственной стратегии по обеспечению экономической безопасности — разработка соответствующих мер, которые:
Главные меры, которые принимаются для создания безопасных экономических условий состоят в реализации задач:
Регулярно появляются все новые и новые внешние и внутренние угрозы. Они не имеют подготовленных мер решения проблемы, поэтому требуют разработки стратегии действий в режиме «здесь и сейчас» с сохранением государственного суверенитета, международного мира и безопасности.
Экономическая безопасность — приоритетное направление, от которого зависит развитие экономических субъектов. Оно невозможно без формирования системы государственного воздействия на экономику.
Обеспечение экономической безопасности государством, в первую очередь, достигается нормотворчеством, которое создает институциональные условия для экономической деятельности страны, а также ее экономических субъектов. Государством разрабатываются формальные и неформальные законы, нормы и правила ведения хозяйственной деятельности.
Государством в рамках данной роли создаются «жесткие» и «мягкие» институты. Первые из них обязательны для исполнения, при неисполнении влекут правовые последствия, вторые — носят рекомендательный характер, ориентируют компании в позитивном направлении развития экономической деятельности. «Мягкие механизмы» не принуждают, интенсивно пропагандируются в обществе. Хозяйственные советы выпускаются не только документально, но и публикуются в методических материалах. Совокупность материалов называется методическим обеспечением экономического субъекта.
Пропаганда «мягких» институтов важна в обществе. Если не создавать и не продвигать необходимые для успешной деятельности экономических субъектов методические рекомендации, то высок риск того, что хозяйствующие объекты окружат разрушительные нормы и институты.
Роль государства состоит и в том, что создаются условия для поддержания производителей материальных благ. Оно способствует организации условий, в которых экономические субъекты могли бы успешно работать, сохранить интеллектуальное наследие, выработанные бизнесом корпоративные нормы. Для того чтобы важные для общества предприятия не прекращали деятельность, продолжали процветать и развиваться, государство помогает принимать грамотные управленческие решения.
Для создания институциональной системы безопасности экономики привлекаются региональные и муниципальные органы власти. В этом плане нет возможности другого субъекта, который бы обладал соответствующими полномочиями.