Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение №1 Этика — раздел философии, изучающий моральные нормы, процесс их формирования и функционирования. В ходе процесса этического познания философы стремятся ответить на вопрос о существовании и характере истинных моральных норм и ценностей.
В практической плоскости этика помогает формировать и обосновывать разные общественные устои или осуждать определенные тенденции в поведении людей.
Определение №2 Моралью называют совокупность представлений о добре и зле, принятых в конкретном обществе или отдельными индивидами. Феномен морали и её функционирования является основным объектом этических исследований.
Фото: Бинг
Этика в разговорном понимании — совокупность моральных норм, на протяжении продолжительного времени рассматривающихся каким-то обществом как ориентир для оценки и регулирования поведения с целью интеграции группы вокруг определенных ценностей, синоним морали. В научном смысле этика, наряду с эстетикой, является разделом аксиологии, философским направлением, занимающимся изучением ценностей и созданием систем мышления, из которых можно выводить моральные принципы.
С практической точки зрения этика – исследование концепций, связанных с применением таких понятий как, таких как добро, зло, право, долг, свобода, доблесть, добродетель.
В понимании Анри Бергсона (французского философа ХХ века), этика — совокупность принципов, которым должно подчиняться поведение человека. Они имеют два источника: социальный и индивидуальный. Социальным источником является набор правил, преобладающих в обществе, воспитавшем человека. Сюда входят моральные запреты и заповеди, обязательные для соблюдения в сообществе. Они создаются для поддержания функционирования социума в определенных рамках. Это ограничивает свободу личности.
Индивидуальный источник – индивидуальное поведение героев, святых и т.д., признанных образцами для подражания, которые становятся популярными и вызывают своими действиями процесс формирования новой морали.
Этика, как философская дисциплина, имеет множество направлений, каждое из которых фокусируется на различных аспектах моральных принципов, ценностей и поведения. Классификация направлений этики включает в себя основные теоретические подходы и прикладные области.
В зависимости от того, являются ли предметом этики индивидуальные или социальные цели, можно говорить об индивидуальной этике (личная мораль) и социальной этике. С другой стороны, если рассматривать этику с точки зрения происхождения ее норм, можно выделить религиозную этику (ее источником являются заповеди Бога), рационалистическую (ее источником является разум), эмоциональную (ее источником являются чувства) или обычную (ее источником является социальный договор). Можно говорить и об этике, зависящей (от Бога, идеологии, от определенного мировоззрения) и независимой (от религии, мировоззрения).
Выделяют следующие направления в этике:
Философ не является создателем нормативных систем, а наблюдатель нравственной жизни во всех ее проявлениях. Представитель этого направления может быть историком и исследовать историю этических доктрин или фактическую историю морали в разные эпохи, т. е. задается вопросом, какими критериями добра и зла пользовались люди в древние времена, а какие — в эпоху Раннего Возрождения. Мыслитель в этой сфере может заниматься этнологией и изучать нравы и моральные системы, встречающиеся в разных культурах. Философ, имеющий дело с моралью, понимаемой как социальный факт, является социологом морали. Значимым предположением социологии морали является тезис о сводимости морали к явлениям социальной природы, что мораль возникает потому, что существует социальная группа (мы можем иметь моральные обязанности только по отношению к другим, а не к себе). В рамках данной концепции мораль изменяется вместе с социальной группой, зависит от условий, в которых существует сообщество (т. е. от биологических, географических, демографических, политических, экономических условий). Социология морали изучает взгляды, поведение и моральные ориентации. Зачастую она сталкивается с другой областью описательной этики, психологией морали. Связь касается мотивов поведения (эгоизм, альтруизм), нравственного развития человека, формирования установок, теорий нравственного воспитания.
Все области описательной этики объединяет факт их научности. Мыслитель выступает в роли объективного исследователя, который, зная масштабы и характер своей области, изучает ее элементы по объективным критериям. Результаты этих исследований, в большинстве случаев, имеют научную ценность, близкую к другим областям науки, поддаются проверке, хотя они в большей степени зависят, от принятых предположений и методов, чем биология или география.
Зачастую ответы на эти вопросы требуют знания о том, кто такой человек, что такое общество, имеет ли жизнь цель по своей природе или носит случайный характер. Нормативная этика, понимаемая как область философии, связанная с антропологией, знанием о человеке, и онтологией, общим знанием того, что существует и как оно существует. Иногда этика связана с психологией и социологией, с теологией, то есть с верой в эсхатологический (связанный со спасением), духовный характер жизни человека.
В зависимости от того, на чем настаивает та или иная этическая система, можно говорить об этике долга, этике субъекта (совести), этике добродетелей (характера, личного совершенства), этике целей (счастья, удовольствия, общего блага, благополучия).
Несколько упрощая классификацию нормативной этики, в ней можно выделить основные направления, каждое из которых отвечает на один из трех вопросов:
Развитие науки, в частности медицины и информационных технологий, разрушение окружающей среды в последнее время способствовали возникновению многих новых моральных проблем, которые рассматриваются рассматриваемых в конкретных разделах этики, таких как биоэтика, сексуальная этика, глобальная этика, экологическая этика, техническая этика, политическая этика и многие другие этики, касающиеся узких областей.
Фото: Бинг
Индивидуальная мораль не формируется изолированно — на нее существенно влияют среда, в формирующая индивида и культура общества, в котором он существует.
Их действия и решения, в силу факта воздействия на многих людей, должны морально стремиться к тому, чтобы быть благими и добродетельными.
Социальная этика определяет работу таких институтов, как государственное право, указывает, в какие моменты их функционирование будет справедливым и добродетельным. Она не репрезентует существующие отношения, а стремится к моральному идеалу институтов и сфер общественной жизни. Социальная этика касается нескольких сфер жизни общества, например, экономики (этика поведения работника, работодателя, профессиональная этика).
Не следует целиком отделять индивидуальную этику от социальной этики, потому что, хотя их субъекты различны, моральные ценности и процесс их формирования имеют много общего и зачастую взаимосвязаны.
Рудольф Карнап предложил свою классификацию этических теорий.
По сфере применения норм морали:
По источнику и причинам происхождения моральных ценностей:
По оценке характера моральности поступка:
Согласно этим теориям, действие нельзя считать морально правильным, независимо от его конечного результата, если оно не было предпринято с благими намерениями.
Даже в том случае, если действие было совершено случайно, оно может рассматриваться в качестве морального, если эффект был положительным.
Следовательно, ни мотив, ни эффект не имеют значения в моральной оценке того или иного поступка, в отличии от соответствия этого поступка моральным предписаниям.
Этика занимается изучением моральных вопросов, касающихся того, что является правильным и неправильным, хорошим и плохим в человеческом поведении и поступках.
Этика изучает философские вопросы, связанные со следующими проблемами:
Этику следует отличать от морального богословия. Этика ограничивается естественными источниками познания морального долга и естественными основаниями (критериями) их законности (обоснованности). Нравственное богословие, правда, не отказывается от естественных источников познания, но ссылается прежде всего на сверхъестественный источник (религиозное откровение и вера) в свете которого интерпретирует естественное знание о нравственном долге.
Только человек может являться моральным субъектом. Он чувствует моральную правильность действия благодаря осознанию морального долга, то есть благодаря моральному самосознанию.
Совесть человека является способностью выносить суждения о моральной ценности человеческих поступков и, в частности, о собственном поведении человека. Добросовестность, с одной стороны, собственный акт субъекта, силой которого субъект сам обязуется к определенному действию, с другой — акт познания субъекта, суждение, в силу которого субъект самим актом вынесения этого суждения зависит от принятой им оценки того или иного поступка.
Совесть становится для человека единственным способом нравственного управления самим собой. Информация совести о моральной правоте действия не всегда верна, не исключает возможности ошибки. Имея дело с отдельными случаями добра и зла, совесть может ошибаться. Отсюда возникает необходимость контролировать свою совесть, все глубже познавая человеческую личность.
Нравственное чувство — способность различать добро и зло с помощью своего рода интуиции, которая позволяет человеку делать нравственный выбор, не обращаясь к разуму. Оно касается как собственного, так и чужого поведения. Отсутствие морального чувства называется «моральным безумием». Человек без морального чувства не способен понимать моральные принципы и ценности и действовать в соответствии с ними.
Чтобы человеческий поступок был нравственным поступком, он должен быть добровольным, исходить от свободной воли человека, от воли, сознательно стремящейся к какому-то благу в качестве своей цели.
Принудительный поступок не может иметь истинную моральную ценность.
Значение морального поступка меняется в зависимости от того, кто, что, где, с чьей помощью, почему, как, когда совершил.
Причины для совершения морального поступка могут быть различны:
Существует 4 типа этических оценок того или иного действия:
Этика — раздел философии, изучающий нравственную сторону жизни человека. Она непосредственно связана с моралью, является учением о морали и моральности тех или иных действий. Распространено множество классификаций этических учений, которые зависят от критериев оценки моральных поступков, подходов к формированию и функционированию ценностных систем. Этика, являясь областью философского знания, тесно взаимодействует с социальными и естественными науками (социологией, психологией, антропологией), а также религиозными учениями.
Основными этическими понятиями и категориями являются знакомые каждому человеку концепции, такие как моральный долг, моральный выбор, добро и зло, совесть, нравственность. За счет этической компоненты общество получает способность функционировать в том числе на основании моральных правил, разделяемых его постоянными членами. Эти правила зависят от нескольких составляющих, таких как культура, господствующая религия или идеология, рационально обоснованная этико-философская концепция.