31.07.2024
#доклад
#конференция
42

Этика как наука о морали

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Основное содержание понятия «этика»
  2. Классификация направлений этики
  3. Основные этические вопросы и категории
  4. Заключение 

 

Определение №1 Этика — раздел философии, изучающий моральные нормы, процесс их формирования и функционирования. В ходе процесса этического познания философы стремятся ответить на вопрос о существовании и характере истинных моральных норм и ценностей.

 

В практической плоскости этика помогает формировать и обосновывать разные общественные устои или осуждать определенные тенденции в поведении людей. 

 

Определение №2 Моралью называют совокупность представлений о добре и зле, принятых в конкретном обществе или отдельными индивидами. Феномен морали и её функционирования является основным объектом этических исследований.

Основное содержание понятия «этика»

 содержание понятия «этика»

Фото: Бинг

Этика в разговорном понимании — совокупность моральных норм, на протяжении продолжительного времени рассматривающихся каким-то обществом как ориентир для оценки и регулирования поведения с целью интеграции группы вокруг определенных ценностей, синоним морали. В научном смысле этика, наряду с эстетикой, является разделом аксиологии, философским направлением, занимающимся изучением ценностей и созданием систем мышления, из которых можно выводить моральные принципы.

С практической точки зрения этика – исследование концепций, связанных с применением таких понятий как, таких как добро, зло, право, долг, свобода, доблесть, добродетель.

В понимании Анри Бергсона (французского философа ХХ века), этика — совокупность принципов, которым должно подчиняться поведение человека. Они имеют два источника: социальный и индивидуальный. Социальным источником является набор правил, преобладающих в обществе, воспитавшем человека. Сюда входят моральные запреты и заповеди, обязательные для соблюдения в сообществе. Они создаются для поддержания функционирования социума в определенных рамках. Это ограничивает свободу личности.

Индивидуальный источник – индивидуальное поведение героев, святых и т.д., признанных образцами для подражания, которые становятся популярными и вызывают своими действиями процесс формирования новой морали.

Классификация направлений этики

Этика, как философская дисциплина, имеет множество направлений, каждое из которых фокусируется на различных аспектах моральных принципов, ценностей и поведения. Классификация направлений этики включает в себя основные теоретические подходы и прикладные области. 

Основные дихотомии в этике. Описательная и нормативная этика

В зависимости от того, являются ли предметом этики индивидуальные или социальные цели, можно говорить об индивидуальной этике (личная мораль) и социальной этике. С другой стороны, если рассматривать этику с точки зрения происхождения ее норм, можно выделить религиозную этику (ее источником являются заповеди Бога), рационалистическую (ее источником является разум), эмоциональную (ее источником являются чувства) или обычную (ее источником является социальный договор). Можно говорить и об этике, зависящей (от Бога, идеологии, от определенного мировоззрения) и независимой (от религии, мировоззрения).

Выделяют следующие направления в этике:     

 

  • Определение №3 Описательная этика — этика, занимающаяся моралью с научной точки зрения.

 

Философ не является создателем нормативных систем, а наблюдатель нравственной жизни во всех ее проявлениях. Представитель этого направления может быть историком и исследовать историю этических доктрин или фактическую историю морали в разные эпохи, т. е. задается вопросом, какими критериями добра и зла пользовались люди в древние времена, а какие — в эпоху Раннего Возрождения. Мыслитель в этой сфере может заниматься этнологией и изучать нравы и моральные системы, встречающиеся в разных культурах. Философ, имеющий дело с моралью, понимаемой как социальный факт, является социологом морали. Значимым предположением социологии морали является тезис о сводимости морали к явлениям социальной природы, что мораль возникает потому, что существует социальная группа (мы можем иметь моральные обязанности только по отношению к другим, а не к себе). В рамках данной концепции мораль изменяется вместе с социальной группой, зависит от условий, в которых существует сообщество (т. е. от биологических, географических, демографических, политических, экономических условий). Социология морали изучает взгляды, поведение и моральные ориентации. Зачастую она сталкивается с другой областью описательной этики, психологией морали. Связь касается мотивов поведения (эгоизм, альтруизм), нравственного развития человека, формирования установок, теорий нравственного воспитания.

Все области описательной этики объединяет факт их научности. Мыслитель выступает в роли объективного исследователя, который, зная масштабы и характер своей области, изучает ее элементы по объективным критериям. Результаты этих исследований, в большинстве случаев, имеют научную ценность, близкую к другим областям науки, поддаются проверке, хотя они в большей степени зависят, от принятых предположений и методов, чем биология или география.

 

  • Определение №4 Нормативная этика – совокупность различных философских концепций, цель которых – сформулировать ответы на вопросы: что такое добро и зло, что такое моральный долг, как достичь счастья, что такое добродетель. 

 

Зачастую ответы на эти вопросы требуют знания о том, кто такой человек, что такое общество, имеет ли жизнь цель по своей природе или носит случайный характер. Нормативная этика, понимаемая как область философии, связанная с антропологией, знанием о человеке, и онтологией, общим знанием того, что существует и как оно существует. Иногда этика связана с психологией и социологией, с теологией, то есть с верой в эсхатологический (связанный со спасением), духовный характер жизни человека.

В зависимости от того, на чем настаивает та или иная этическая система, можно говорить об этике долга, этике субъекта (совести), этике добродетелей (характера, личного совершенства), этике целей (счастья, удовольствия, общего блага, благополучия).

Несколько упрощая классификацию нормативной этики, в ней можно выделить основные направления, каждое из которых отвечает на один из трех вопросов: 

  • Что делать? 
  • К чему стремиться? 
  • Кем быть?    

Развитие науки, в частности медицины и информационных технологий, разрушение окружающей среды в последнее время способствовали возникновению многих новых моральных проблем, которые рассматриваются рассматриваемых в конкретных разделах этики, таких как биоэтика, сексуальная этика, глобальная этика, экологическая этика, техническая этика, политическая этика и многие другие этики, касающиеся узких областей.

  • В современности в рамках широкого понимания этики находится метаэтика, исследование объективности, субъективности и относительности моральных утверждений или скептицизма по отношению к ним. Это связано с тем, что мораль с формальной точки зрения — совокупность запретов и предписаний, действующих в нашем обществе, которые нельзя доказать или опровергнуть, поскольку повелительные предложения не являются предложениями в логическом смысле. Она зависит от принятой философской, идеологической или религиозной концепции реальности.

Индивидуальная и социальная этика

Индивидуальная и социальная этика

Фото: Бинг

 

  • Определение №5 Индивидуальная этика — личное представление человека о том, что является правильным, а что морально сомнительным, а также о том, что следует делать, чтобы действовать в соответствии со своей моралью.

 

Индивидуальная мораль не формируется изолированно — на нее существенно влияют среда, в формирующая индивида и культура общества, в котором он существует.     

 

  • Определение №6 Социальная этика — определенные правила в рамках которых функционируют коллективные формы: группы и институты.

 

Их действия и решения, в силу факта воздействия на многих людей, должны морально стремиться к тому, чтобы быть благими и добродетельными.

Социальная этика определяет работу таких институтов, как государственное право, указывает, в какие моменты их функционирование будет справедливым и добродетельным. Она не репрезентует существующие отношения, а стремится к моральному идеалу институтов и сфер общественной жизни. Социальная этика касается нескольких сфер жизни общества, например, экономики (этика поведения работника, работодателя, профессиональная этика).

Не следует целиком отделять индивидуальную этику от социальной этики, потому что, хотя их субъекты различны, моральные ценности и процесс их формирования имеют много общего и зачастую взаимосвязаны.

Классификация направлений этики по Рудольфу Карнапу 

Рудольф Карнап предложил свою классификацию этических теорий.

По сфере применения норм морали:

  • Объективистские теории этики предполагают возможность вывести общие для всех людей моральные нормы и примеры одобряемого поведения вне зависимости от любых субъективных факторов.
  • Субъективистские теории этики утверждают, что моральные нормы не могут быть едиными и зависят от многих факторов, воздействующих на различные общества и индивидов. Совпадение многих этических постулатов разных обществ объясняется схожим характером влияющих на них факторов, а возможность выведения единой этической системы отрицается.

По источнику и причинам происхождения моральных ценностей:

  • Натурализм. Натуралистические системы выводят причины формирования моральных норм из выводов естественных и социальных наук, отрицая иные факторы.
  • Антинатурализм. Противостоит натурализму, ища причину формирования систем морали вне естественных наук, обращаясь к религиозным идеям, либо исследуя исключительно процесс рационального человеческого мышления, не учитывая данные и подходы естественных наук.
  • Эмотивизм. Теории из этой категории рассматривают моральные предписания как выражение и продолжение человеческих эмоций или как результат действия человеческой психики и в связи с в этом не стремятся искать ни натуралистические, ни антинатуралистские источники этих предписаний, а мораль в качестве психологического явления.

По оценке характера моральности поступка:

 

  • Определение №7 Интенционализм — моральная оценка действия определяется, прежде всего, мотивом.

 

Согласно этим теориям, действие нельзя считать морально правильным, независимо от его конечного результата, если оно не было предпринято с благими намерениями.

 

  • Определение №8 Консеквенциализм — моральность действия зависит от его конечного результата. 

 

Даже в том случае, если действие было совершено случайно, оно может рассматриваться в качестве морального, если эффект был положительным.  

 

  • Определение №9 Нормативизм — данные системы отказываются определять критерии доброго или злого поступка объективно, ориентируясь в оценке на принятые в том или ином обществе нормы.

 

Следовательно, ни мотив, ни эффект не имеют значения в моральной оценке того или иного поступка, в отличии от соответствия этого поступка моральным предписаниям.

Основные этические вопросы и категории

Этика занимается изучением моральных вопросов, касающихся того, что является правильным и неправильным, хорошим и плохим в человеческом поведении и поступках. 

Вопросы, изучаемые этикой

Этика изучает философские вопросы, связанные со следующими проблемами:

  • Определение сущности морального долга. Этика пытается объяснить, что такое сущность нравственного добра или зла, что является благом по своей сути, а что является злом.
  • Определение (извлечение) подробного содержания морального долга. Этика стремится сформулировать моральные обязанности, то есть определить, что люди должны и чего ничего не должны делать, и указать, почему, то есть обосновать справедливость этих обязанностей.
  • В конечном счете, объяснение причин существования морального долга. Этика пытается определить, каковы основания того, что наши моральные обязательства именно такие, а не другие. Этот раздел этики называется метафизикой морали.
  • Объяснение происхождения морального зла. Этика пытается ответить на вопрос, откуда происходит моральное зло.
  • Поиск способов преодоления морального зла. Этика пытается указать, как мы можем избежать зла и как мы можем его преодолеть.
  • Этика как теория морали может означать либо теорию морального долга, либо теорию морального поведения, либо теорию фактически признанных и практикуемых в данной социальной среде моральных норм поведения.

Этику следует отличать от морального богословия. Этика ограничивается естественными источниками познания морального долга и естественными основаниями (критериями) их законности (обоснованности). Нравственное богословие, правда, не отказывается от естественных источников познания, но ссылается прежде всего на сверхъестественный источник (религиозное откровение и вера) в свете которого интерпретирует естественное знание о нравственном долге.

Основные этические категории и определения

Только человек может являться моральным субъектом. Он чувствует моральную правильность действия благодаря осознанию морального долга, то есть благодаря моральному самосознанию.

Совесть человека является способностью выносить суждения о моральной ценности человеческих поступков и, в частности, о собственном поведении человека. Добросовестность, с одной стороны, собственный акт субъекта, силой которого субъект сам обязуется к определенному действию, с другой — акт познания субъекта, суждение, в силу которого субъект самим актом вынесения этого суждения зависит от принятой им оценки того или иного поступка.

Совесть становится для человека единственным способом нравственного управления самим собой. Информация совести о моральной правоте действия не всегда верна, не исключает возможности ошибки. Имея дело с отдельными случаями добра и зла, совесть может ошибаться. Отсюда возникает необходимость контролировать свою совесть, все глубже познавая человеческую личность.

Нравственное чувство — способность различать добро и зло с помощью своего рода интуиции, которая позволяет человеку делать нравственный выбор, не обращаясь к разуму. Оно касается как собственного, так и чужого поведения. Отсутствие морального чувства называется «моральным безумием». Человек без морального чувства не способен понимать моральные принципы и ценности и действовать в соответствии с ними.

Чтобы человеческий поступок был нравственным поступком, он должен быть добровольным, исходить от свободной воли человека, от воли, сознательно стремящейся к какому-то благу в качестве своей цели.

Принудительный поступок не может иметь истинную моральную ценность. 

Значение морального поступка меняется в зависимости от того, кто, что, где, с чьей помощью, почему, как, когда совершил. 

Причины для совершения морального поступка могут быть различны:

  • Одни считают, что у людей есть моральная обязанность действовать, когда действие является необходимым условием достижения счастья, к которому действующий стремится, как к своей конечной цели. Эта позиция связана с эвдемонизмом, представлением о получении счастья, как о критерии моральности того или иного поступка.
  • Другие считают, что у людей есть моральное обязательство действовать этически правильно, когда действие предписано действующему лицу моральным авторитетом. Эта позиция перекликается с деонтонамизмом, представлением о законности и авторитетности в связи с моральностью поступков.
  • Третьи заявляют, что у нас есть моральное обязательство действовать морально, когда это действие способствует соблюдению некого личного ценностного представления действующего. Такой подход называют персонализмом.  

Существует 4 типа этических оценок того или иного действия:

  • Оценка на основании ценности поступка. Утверждает, что поступок сам по себе является чем-то хорошим, чем-то положительным. Суждение не касается того, являются ли последствия такого поступка хорошими или плохими, или другой поступок в этом случае не был бы еще лучше.
  • Оценка на основании рациональности поступка при моральном выборе. Рассматривает действие во взаимосвязи с его последствиями и сравнительно с другими, возможными в этом случае действиями. Мы признаем, что этот поступок, наряду с его последствиями, является наилучшим из возможных в имеющей место ситуации, и поэтому он назван правильным.
  • Оценка на основании намерений при совершении действия. Нравственным мы называем человека, который имеет благие намерения и воплощает их в действие. Чтобы поступок был нравственным поступком, нужна убежденность, что он является правильным поступком, и его нужно совершить только по той причине, что он считается правильным.
  • Оценка на основании затрат для действующего при совершении действия. Касается усилий, затраченных при совершении нравственного поступка. Можно без усилий поступать правильно, но нельзя без усилий добиться того, что в строгом смысле слова называется заслугой.

Заключение 

Этика — раздел философии, изучающий нравственную сторону жизни человека. Она непосредственно связана с моралью, является учением о морали и моральности тех или иных действий. Распространено множество классификаций этических учений, которые зависят от критериев оценки моральных поступков, подходов к формированию и функционированию ценностных систем. Этика, являясь областью философского знания, тесно взаимодействует с социальными и естественными науками (социологией, психологией, антропологией), а также религиозными учениями.

Основными этическими понятиями и категориями являются знакомые каждому человеку концепции, такие как моральный долг, моральный выбор, добро и зло, совесть, нравственность. За счет этической компоненты общество получает способность функционировать в том числе на основании моральных правил, разделяемых его постоянными членами. Эти правила зависят от нескольких составляющих, таких как культура, господствующая религия или идеология, рационально обоснованная этико-философская концепция.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!