18.07.2024
#Этика
42

Моральный выбор

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что такое моральный выбор
  2. Суть морального выбора
  3. Сущность и структура морального выбора
  4. Объекты морального выбора
  5. Ситуация морального выбора
  6. Моральный выбор и ответственность
  7. Проблема морального выбора
  8. Этические представления о моральном выборе
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В этой статье обсудим проблему морального выбора. Для начала дадим научное объяснение этому термину. Моральный выбор – это осознанный выбор того или иного варианта поведения, позиции в спорном вопросе, основанный на совокупности личностных и общепринятых установках, принципах, мировоззрении.

Что такое моральный выбор

Очень часто понятия морали и нравственности взаимозаменяют в обиходе. На самом деле, это не совсем верно. Учёные различают эти понятия.

Определение Мораль – это своеобразный свод норм и правил поведения в обществе.

Определение Нравственность – моральные качества конкретного человека, которыми он руководствуется в своем поведении и жизненной позиции в принципе.

По сути, нравственность – это практическое воплощение существующей только теоретически морали. Однако нравственный и моральный выбор – вещи разные.

Нравственность не всегда носит знак плюс и соответствует общечеловеческим представлениям о том, что правильно, а что нет. Это качество складывается из жизненного опыта конкретного человека:

  • стиля воспитания в семье;
  • уровня образования;
  • интересов и привычек;
  • социального окружения;
  • религии и многого другого.

Конструктивная, положительная нравственность чаще развивается у людей, которым присущ альтруизм. Это стремление нести в общество радость, пользу, счастье. Такому человеку нет необходимости ждать подходящей ситуации, чтобы проявить себя. Он не может поступать иначе и не ждёт благодарности. Альтруисту более чем достаточно самоудовлетворения, потребности оказаться нужным и полезным.

При том существует и нравственность негативная, эгоистичная. В таких случаях люди действуют из личной выгоды, преследуют только свои интересы, не считаются с правами и комфортом окружающих. Со временем, адаптировавшись в коллективе, они начинают принижать значимость и ценность других, открыто говорить о собственной исключительности и превосходстве.

Суть морального выбора

Чтобы понять, что такое моральный выбор, необходимо проникнуться мотивацией того или иного человека при принятии решения. В философской науке считается, что в норме личность стремится к достижению нравственного идеала – в соответствии со сложившейся внутренней картиной мира.

Мораль считается важной составляющей духовной культуры. И правильно интерпретирована она может быть только в конкретном контексте, временном отрезке развития общества, преобладающих исторических, религиозных обстоятельствах. В связи с этим общепринятая этика может обосновывать или критиковать различные функции морали.

Мораль может охарактеризовать человека как с положительной, так и с отрицательной стороны. Перед тем, как сделать выбор, индивид должен обладать моральным сознанием. Это система ценностей, ориентаций, образцов поведения, которые связывает желаемый образ себя. Это личностные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом.

Сущность и структура морального выбора

Мораль как система норм и ценностей существует как статическое общественное явление. Необходимость морального выбора возникает, когда сложившаяся ситуация вынуждает человека принять определенное решение из нескольких возможных. И каждый из них будет иметь собственное нравственное содержание, может быть оценено с позиций критики или одобрения.

Любое решение при этом требует определённых объективных и субъективных предпосылок, условий, возможностей познания и интерпретации возможной модели поведения. В их числе: 

  • возможности реализации того или иного выбора;
  • уровень нравственного развития личности;
  • степень усвоения человеком норм и правил;
  • развитость чувства долга, ответственности, сострадания;
  • особенности самовосприятия и позиционирования себя в обществе и многое другое.

Акт совершения выбора не заканчивается принятием определенного решения. Закономерное продолжение кроется в непосредственной реализации – подборе подходящих средств, практическом осуществлении и, в том числе, оценкой достигнутого результата.

Моральный выбор может носить объективный или субъективный характер. В первом случае – это выбор доступных вариантов поведения, наиболее полезных и результативных. Во втором – возможность совершения тех или иных поступков не под воздействием внешней принудительной силы, стимулов, а под влиянием строго внутренних, глубинных убеждений.

Учитывать важно и внешние обстоятельства, и внутренний голос. Отсутствие максимально возможной полной информации для принятия оптимального решения может подтолкнуть человека к необдуманным поступкам – когда во имя долга и стремления к идеалу он игнорирует степень того, насколько подходят условия для достижения цели, а также обесценивает вероятные риски, последствия.

Вместе с тем существует и обратная ситуация. Когда человек осознанно отказывается от решительных действий из-за страха допустить ошибку, непреднамеренно нанести вред себе или окружающим.

Моральный выбор всегда связан с признанием приоритета одной ценности перед другой. Что, в свою очередь, часто провоцирует внутренний конфликт.

Объекты морального выбора

Объектом морального выбора может выступать любая социальная структура, независимо от численности ее участников. Каждый индивид при этом выбирает, преследовать личные интересы и действовать на основании только внутренних убеждений, или рассматривать сложившуюся ситуации с точки зрения всего коллектива.

Ситуация морального выбора

Ситуация морального выбора сопровождает каждого человека на протяжении всей жизни, каким бы он легким не был на подъем и насколько бы безразлично не относился к происходящим вокруг событиям. Эта тенденция начинается с личностного самоопределения, отождествления себя с окружающим миром и пониманием того, что человек способен влиять на ситуацию вокруг, а в том числе, зависеть от нее и сам.

Каждый день индивид сталкивается с решением огромного количества задач, которые требуют выбора, решения. Безусловно, далеко не каждая из них связана с моралью, нравственностью. И тем не менее – так или иначе каждое решение, пусть принятое и без глубинного самоанализа, определяет обстоятельства жизни, эмоциональное состояние.

Интересен тот факт, что принимая на себя те или иные роли в житейских обстоятельствах, человек и формирует свою индивидуальность. В том числе – собственный, уникальный моральный облик. Который, в свою очередь, повлияет на принятие более серьёзных решений. Каждую секунду своего существования индивид определяет своё же будущее и своё положение, благополучие в нём.

Моральный выбор и ответственность

Моральный выбор всегда предполагает взятие на себя ответственности за последствия действий – относительно себя или общества. Для многих это становится непосильной ношей, что предопределяет путь бездействия или решение, которое минимально повлияет на окружающую среду и место самого человека в ней. Выбор может запустить этические и психологические деформации личности, к которым она также зачастую оказывается не готовой.

Любое противоправное деяние, совершённое человеком, влечёт за собой наступление юридической ответственности, наказание в соответствии с принятыми в обществе (официально задокументированными) нормами права. Помимо юридической, существует и моральная ответственность. То есть, человек, принимая решение, должен предугадать все возможные последствия и, по возможности, предупредить все риски. Зрелая личность (речь не о физиологическом возрасте и уровне развития) понимает, что может спровоцировать её поступок – и на основании этого принимает окончательное решение.

Многим людям знакомо выражение «муки совести». Человек, который совершил поступок, противоречащий его же убеждениям, испытывает эмоциональный дискомфорт. Совесть в таких случаях навязчиво напоминает, что нужно было поступить иначе. Чтобы избавиться от чувства вины, люди встречаются с теми, кто пострадал от их решений, и признаются в своей неправоте, а в ряде случаев – намеренно наказывают сами себя.

Нельзя поспорить с аксиомой, что невозможно всегда оставаться благородным, честным, справедливым. Даже если сам человек будет убежден, что соответствует абсолютному эталону, в обществе всегда появятся люди с противоположной по смыслу и содержанию системой ценностей. Они могут высмеивать, осуждать, критиковать. От такого социального давления человек перестаёт стремиться к идеалу и довольствуется уже достигнутыми на тот момент целями.

Людей, которые хотя бы преимущественно, действуют в соответствии с общепризнанными нормами морали, очень мало. Кроме того, существуют ситуации, требующие серьёзно пожертвовать собственным благополучием, а также те, в которых принять верное решение крайне сложно. Особенно, когда время на обдумывание ограничено.

Проблема морального выбора

Моральные ценности в ходе истории не раз подвергались деформации, а в некоторых случаях и вовсе занимали позицию второго плана. Моральный выбор был бы невозможен, если бы человек действовал согласно четким алгоритмам, подобно автоматическому устройству. Законы нравственности могут трактоваться как законы сохранения общества. 

Этика накладывает определённые требования. Одно из них – соблюдение принципа справедливости. Однако само по себе определение иррационально, оно не поддаётся строгому логическому объяснению, интерпретации, каким-либо количественным оценкам. Тем не менее, отклонения от условной нормы проявления справедливости моментально считываются обществом. Справедливость можно рассматривать как важнейшую характеристику распределения прав и обязанностей.

Этические представления о моральном выборе

Этика занимается созданием и обоснованием ориентиров, которые помогают человеку принять то или иное решение, а главное – наиболее правильно относительно самой ситуации распознать момент, в котором нужно принять решение, взять на себя ответственность.

Этика как явление берет свое начало в предпосылке, что мораль существует независимо от субъективных представлений. Людям гораздо проще согласиться с тем, что исторически определилось обществом как плохое или хорошее. В то же время философы веками рассуждали о превосходстве и обоснованности той или иной этической системы.

Моральный выбор состоит в том, что человеку приходится решать – противоречат ли свойственные ему ценности не совсем осознаваемым интересам сохранения собственной личности, роли, образа. Моральный поступок часто заставляет жертвовать удобством, комфортом. Наряду с ощущением притягательности представляющихся возможностей закрадывается мысль, что выбор может видеться остальным как пренебрежение интересами окружающих, утрата собственного достоинства. Есть несколько фундаментальных признаков, по которым можно распознать необходимость сделать моральный выбор.

  1. Внутреннее ощущение, что следует поступиться собственными интересами, привычным комфортом.
  2. Проявление силы воли.
  3. Абстрагирование от стороннего влияния, ориентация на внутренние ощущения.

Моральный выбор не связан с планированием будущего. Он совершается в моменте здесь и сейчас. Причём над сложившимися обстоятельствами человек власти не имеет. Само наличие в жизни каждого человека таких ситуаций – исходная точка формирования этики. Но этика не диктует, как поступать в тех или иных ситуациях, ведь каждая из них имеет свои особенности и связывает людей с разными жизненными ценностями. Речь идет о практической морали. Этика же объясняет основания, логику морального выбора.

Обществом были созданы разные этические системы. В одним упор делается на мотивы выбора, в других – на требуемые от человека личностные качества или его естественные потребности. И во всех этих теориях этика дает рациональное описание предпосылок для совершения действия. Этика неразрывна связана с религией. Там, где одно деяние рассматривается с положительной точки зрения, оно же будет интерпретировано строго противоположно в другой культуре.

Этика выдвигает разные точки зрения на оправданность того или иного поступка в конкретных обстоятельствах. Но эти принципы учат не тому, как нужно выбирать, а как подчиняться ситуации. Стоит понимать, что этика – наука из сферы философии, а значит определяется она прежде всего разумом, рациональностью.

Рассуждать о моральном выборе можно бесконечно долго. В обществе всегда найдутся те, кто разделит принятое человеком решение, и те, кто его категорически осудит. Причём ценности у них могут совпадать. Просто в силу особенностей жизни, воспитания, личностных качеств, опыта каждый наблюдатель по-своему интерпретирует условия, которые потребовали принять чёткое решение.

Моральный выбор каждый человек интерпретирует по-своему. Структура, сущность, признаки этого понятия родились только в силу попыток рационализировать опыт поколений и создать систему, которая бы послужила базой для понимания природы этого явления.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту