24.07.2024
#доклад
#конференция
42

А. Тойнби как классик цивилизационного подхода

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Краткая биография А. Тойнби
  2. Основное содержание цивилизационной концепции А. Тойнби
  3. Отличие концепции Тойнби от других классических концепций в рамках цивилизационного подхода
  4. Значение концепции Тойнби в современности

В этой статье мы расскажем о концепции А. Тойнби. Этот британский философ является одним из классиков цивилизационного подхода и создателем оригинальной модели развития мировой истории.

Краткая биография А. Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби родился 14 апреля 1889 года в Великобритании в семье ученых и интеллектуалов. Получил престижное образование в элитных высших учебных заведениях своей страны. Тойнби специализировался на греческой истории и современности, являясь знатоком положения дел в Греции. Занимал ряд консультативных должностей в ходе важных международных переговоров с британской стороны.

Самый известный труд А. Тойнби — «Постижение истории» публиковался в период с 1934 по 1961 год. В нем автор излагает оригинальную концепцию мирового исторического развития, которая сосредоточена вокруг рождения, жизни и смерти отдельных цивилизаций, представления о внешних вызовах, как о основных двигателях развития человеческих обществ. Труд А. Тойнби вызвал полемику в историко-философских кругах своего времени, став классической работой в рамках цивилизационного подхода к изучению истории.

А. Тойнби скончался в 1975 году.

Основное содержание цивилизационной концепции А. Тойнби

А. Тойнби разрабатывал концепцию в рамках цивилизационного подхода к изучению человеческой истории. Этот подход появился в конце XIX – начале XX веков. В России его основателем и первым представителем считается Н. Я. Данилевский, создавший труд «Россия и Европа» в конце XIX века. В Европе цивилизационный дискурс зародился самостоятельно, его первым представителем считается О. Шпенглер и его работа «Закат Европы».

Цивилизационный подход противостоял линейному представлению о мировом историческом развитии. Последнее предполагает наличие единой линии прогресса для всех человеческих обществ. Отличается только скорость, с которой разные общества проходят одни и те же этапы развития, вырабатывая более-менее одинаковые институты и преодолевая одинаковые испытания. Ярким примером линейной концепции развития человеческой истории является исторический материализм, принятый в марксистском дискурсе и выражающийся в формационном подходе.

Сторонники цивилизационного подхода, в том числе А. Тойнби, резко оппонировали таким концепциям. В рамках цивилизационного подхода единство человеческой истории отрицается, как и поступательное прогрессивное развитие каждого из человеческих обществ. Вместо этого единицей исторического развития признаются отдельные общества со своими уникальными особенностями, проходящими стадии зарождения, развития, расцвета и увядания. История представляется в качестве жизненного процесса нескольких крупных цивилизаций.

А. Тойнби работал в этом дискурсе. В отличии от Шпенглера, который употреблял термин «цивилизация» для обозначения позднего периода развития общества, когда оно исчерпывает собственный потенциал и вступает в стадию угасания, Тойнби именовал «цивилизацией» отдельную историческую единицу, самобытное общество, сформировавшееся и структурировавшейся в качестве ответа на внешний вызов.

Тойнби, будучи религиозным мыслителем, видел содержание истории в вызовах, которые Бог посылает человеческим обществам и в том, каким образом эти общества на них отвечают. Причиной формирования «цивилизаций» становятся события, заставляющие вырабатывать самобытные культурные концепции. Они объединяют людей в общества для решения возникших проблем. В борьбе с вызовами и неурядицами «цивилизации» рождаются, развиваются и угасают, исчерпав свой потенциал.

А. Тойнби выделял два типа вызовов, с которыми может столкнуться общество: 

  1. Природные. К ним относятся географические и климатические условия, в которых существует то или иное общество, и порождающие перед ним необходимость гармонично выстроить повседневную жизнь в их рамках. К примерам вызовов данного типа можно отнести условия, поставленные перед представители древнеегипетской цивилизации. Они были вынужденные создать сложную ирригационную систему для продолжения своего существования. Поддерживая и расширяя эту систему египетское общество неизбежно усложняло и расширяло собственные институты, что привело его к состоянию высокоразвитой цивилизации.
  2. Человеческие. К ним о вызовы представляют собой ситуации, связанные с взаимодействием с представителями иного общества. К ним относится внешнее вторжение или нужда конкурировать с другим государством за ресурсы или торговые пути. Примером формирования цивилизации в ответ на внешний человеческий вызов, согласно Тойнби, является русская цивилизация. Восточнославянские племена были вынуждены постоянно противостоять степным кочевникам, что привело к формированию у них сложной системы общественных институтов, опираясь на которые они смогли победить наследников империи монголов и завоевать основные земли их извечных врагов.

Тойнби выделял основные типы вызовов, с которыми исторически сталкивались отдельные цивилизации:

  • вызов неблагоприятного климата;
  • вызов новых земель;
  • вызов перманентного давления извне;
  • вызов внешнего ущемления общества;
  • вызов неожиданной внешней экспансии.

Основной актор в рамках общества, отвечающий на внешние вызовы — интеллектуальная и политическая элита, которая направляет значительную часть общества, создает смыслы и культурные концепции, составляющие содержание культуры той или иной цивилизации. Массы так или иначе следуют за интеллектуальным и наиболее влиятельным меньшинством. Основополагающим видом культурной ценности цивилизации выступает ее религиозная составляющая.

Ни одна из цивилизаций не развивается вечно, каждое общество проходит стадии зарождения, расцвета, надлома и угасания. В момент надлома элита исчерпывает активный ресурс и становится неспособна генерировать идеи и смыслы в рамках устоявшейся культуры. Со временем цивилизация, не скрепляемая больше актуальными культурными фантомами, угасает и исчезает, уступая место молодым обществам. 

Некоторые цивилизации наследуют более ранним, продолжая часть их культурного и материального наследия. Так эллинское общество, под которым Тойнби понимал весь греко-римский мир, наследует минойской цивилизации. Из него, в свою очередь, генеалогически происходит как западная, так и византийская православная цивилизации. 

Далеко не всем цивилизациям суждено пройти цикл полностью, некоторые из них застревают в развитии под влиянием внешних обстоятельств или недостаточной способности генерировать новые идеи и смыслы. К таким обществам Тойнби относил эскимосское, скандинавское, спартанское и тюркское-кочевое. У них нет истории в том смысле, в каком она есть у состоявшихся цивилизаций.

К состоявшимся же цивилизациям философ относил следующие:

  • египетская;
  • андская;
  • древнекитайская;
  • минойская;
  • шумерская;
  • майяская;
  • сирийская;
  • индская;
  • хеттская;
  • эллинская;
  • западная;
  • японо-корейская;
  • византийско-балканская;
  • русская;
  • китайская;
  • иранская;
  • арабская;
  • индуистская;
  • мексиканская;
  • юкатанская;
  • вавилонская.

Отличие концепции Тойнби от других классических концепций в рамках цивилизационного подхода

Концепция Тойнби имеет некоторые отличия от концепций Данилевского и Шпенглера. Главная плоскость, в которой лежат эти отличия – темы, интересовавшие исследователей. Данилевский фокусируется на противостоянии славянского и европейского культурно-исторического типов, а Шпенглер – на причинах упадка и разложения западной цивилизации. Более современные представители цивилизационного подхода, в частности, Хантингтон, делают акцент на противостоянии и противоречиях между цивилизациями. 

Главной особенностью концепции А. Тойнби является важность понятия вызова, с которым сталкивается то или иное общество. По мнению мыслителя, внешние факторы заставляют людей создавать сложные структуры, с помощью которых они решают возникшие проблемы, в процессе чего формируется отдельная цивилизация. Также следует указать на значительную роль религиозной компоненты в концепции Тойнби. По мнению философа, вызовы, с которыми сталкиваются люди, непосредственно связаны с Божьим промыслом, а религия является важнейшим культурным феноменом, определяющим облик и тенденции развития той или иной цивилизации. 

Значение концепции Тойнби в современности

В современности цивилизационный подход к изучению истории и концепция А. Тойнби становятся вновь востребованы на фоне происходящих на мировой арене событий. Торможение глобализационных процессов, обособление отдельных обществ и стремление национальных государств проводить самостоятельную суверенную политику заставляет усомниться в линейности и единстве исторического развития человеческих обществ и дает повод обратиться к цивилизационным концепциям для анализа происходящих процессов. Теория А. Тойнби считается одной из крупных и авторитетных в этой области.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!