Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы расскажем о концепции А. Тойнби. Этот британский философ является одним из классиков цивилизационного подхода и создателем оригинальной модели развития мировой истории.
Арнольд Джозеф Тойнби родился 14 апреля 1889 года в Великобритании в семье ученых и интеллектуалов. Получил престижное образование в элитных высших учебных заведениях своей страны. Тойнби специализировался на греческой истории и современности, являясь знатоком положения дел в Греции. Занимал ряд консультативных должностей в ходе важных международных переговоров с британской стороны.
Самый известный труд А. Тойнби — «Постижение истории» публиковался в период с 1934 по 1961 год. В нем автор излагает оригинальную концепцию мирового исторического развития, которая сосредоточена вокруг рождения, жизни и смерти отдельных цивилизаций, представления о внешних вызовах, как о основных двигателях развития человеческих обществ. Труд А. Тойнби вызвал полемику в историко-философских кругах своего времени, став классической работой в рамках цивилизационного подхода к изучению истории.
А. Тойнби скончался в 1975 году.
А. Тойнби разрабатывал концепцию в рамках цивилизационного подхода к изучению человеческой истории. Этот подход появился в конце XIX – начале XX веков. В России его основателем и первым представителем считается Н. Я. Данилевский, создавший труд «Россия и Европа» в конце XIX века. В Европе цивилизационный дискурс зародился самостоятельно, его первым представителем считается О. Шпенглер и его работа «Закат Европы».
Цивилизационный подход противостоял линейному представлению о мировом историческом развитии. Последнее предполагает наличие единой линии прогресса для всех человеческих обществ. Отличается только скорость, с которой разные общества проходят одни и те же этапы развития, вырабатывая более-менее одинаковые институты и преодолевая одинаковые испытания. Ярким примером линейной концепции развития человеческой истории является исторический материализм, принятый в марксистском дискурсе и выражающийся в формационном подходе.
Сторонники цивилизационного подхода, в том числе А. Тойнби, резко оппонировали таким концепциям. В рамках цивилизационного подхода единство человеческой истории отрицается, как и поступательное прогрессивное развитие каждого из человеческих обществ. Вместо этого единицей исторического развития признаются отдельные общества со своими уникальными особенностями, проходящими стадии зарождения, развития, расцвета и увядания. История представляется в качестве жизненного процесса нескольких крупных цивилизаций.
А. Тойнби работал в этом дискурсе. В отличии от Шпенглера, который употреблял термин «цивилизация» для обозначения позднего периода развития общества, когда оно исчерпывает собственный потенциал и вступает в стадию угасания, Тойнби именовал «цивилизацией» отдельную историческую единицу, самобытное общество, сформировавшееся и структурировавшейся в качестве ответа на внешний вызов.
Тойнби, будучи религиозным мыслителем, видел содержание истории в вызовах, которые Бог посылает человеческим обществам и в том, каким образом эти общества на них отвечают. Причиной формирования «цивилизаций» становятся события, заставляющие вырабатывать самобытные культурные концепции. Они объединяют людей в общества для решения возникших проблем. В борьбе с вызовами и неурядицами «цивилизации» рождаются, развиваются и угасают, исчерпав свой потенциал.
А. Тойнби выделял два типа вызовов, с которыми может столкнуться общество:
Тойнби выделял основные типы вызовов, с которыми исторически сталкивались отдельные цивилизации:
Основной актор в рамках общества, отвечающий на внешние вызовы — интеллектуальная и политическая элита, которая направляет значительную часть общества, создает смыслы и культурные концепции, составляющие содержание культуры той или иной цивилизации. Массы так или иначе следуют за интеллектуальным и наиболее влиятельным меньшинством. Основополагающим видом культурной ценности цивилизации выступает ее религиозная составляющая.
Ни одна из цивилизаций не развивается вечно, каждое общество проходит стадии зарождения, расцвета, надлома и угасания. В момент надлома элита исчерпывает активный ресурс и становится неспособна генерировать идеи и смыслы в рамках устоявшейся культуры. Со временем цивилизация, не скрепляемая больше актуальными культурными фантомами, угасает и исчезает, уступая место молодым обществам.
Некоторые цивилизации наследуют более ранним, продолжая часть их культурного и материального наследия. Так эллинское общество, под которым Тойнби понимал весь греко-римский мир, наследует минойской цивилизации. Из него, в свою очередь, генеалогически происходит как западная, так и византийская православная цивилизации.
Далеко не всем цивилизациям суждено пройти цикл полностью, некоторые из них застревают в развитии под влиянием внешних обстоятельств или недостаточной способности генерировать новые идеи и смыслы. К таким обществам Тойнби относил эскимосское, скандинавское, спартанское и тюркское-кочевое. У них нет истории в том смысле, в каком она есть у состоявшихся цивилизаций.
К состоявшимся же цивилизациям философ относил следующие:
Концепция Тойнби имеет некоторые отличия от концепций Данилевского и Шпенглера. Главная плоскость, в которой лежат эти отличия – темы, интересовавшие исследователей. Данилевский фокусируется на противостоянии славянского и европейского культурно-исторического типов, а Шпенглер – на причинах упадка и разложения западной цивилизации. Более современные представители цивилизационного подхода, в частности, Хантингтон, делают акцент на противостоянии и противоречиях между цивилизациями.
Главной особенностью концепции А. Тойнби является важность понятия вызова, с которым сталкивается то или иное общество. По мнению мыслителя, внешние факторы заставляют людей создавать сложные структуры, с помощью которых они решают возникшие проблемы, в процессе чего формируется отдельная цивилизация. Также следует указать на значительную роль религиозной компоненты в концепции Тойнби. По мнению философа, вызовы, с которыми сталкиваются люди, непосредственно связаны с Божьим промыслом, а религия является важнейшим культурным феноменом, определяющим облик и тенденции развития той или иной цивилизации.
В современности цивилизационный подход к изучению истории и концепция А. Тойнби становятся вновь востребованы на фоне происходящих на мировой арене событий. Торможение глобализационных процессов, обособление отдельных обществ и стремление национальных государств проводить самостоятельную суверенную политику заставляет усомниться в линейности и единстве исторического развития человеческих обществ и дает повод обратиться к цивилизационным концепциям для анализа происходящих процессов. Теория А. Тойнби считается одной из крупных и авторитетных в этой области.