Рады, что вам понравилась статья 😊
Философ Абхинавагупта из Индии, живший в X-XI веках, разрабатывал вопросы религиозного и эстетического содержания. Он был последователем шиваизма в его антидуалистическом ключе.
Заметка 1 Учителем философа был его предшественник Утпаладева.
Рисунок 1 - Абхинавагупта, индийский философ
Основу мировоззренческой системы Абхинавагупты составляло учение о единстве двух категорий, которые образуют одну сущность. Мифологическая персонификация этого единства была воплощена в любви божеств Шивы и Шакти.
Пример 1 Шива представляет собой образ созерцательного разума, в то время как Шакти есть подвижный элемент познания, активный компонент мирового самоанализа.
Два этих компонента обитают в режиме бесконечного движения пульсирующего характера, согласно размеренности которого существует вся вселенная. Ритм пронизывает все живое, и когда человек осознает в себе это чередование, он придет к истинному просветлению. С этого момент человек становится подобен Богу.
Рисунок 2 - Философская система единства
Принцип осознания человеком сути природы преломляется и в его эстетических взглядах. Философ считал, что акт творения человеком произведения искусства и акт восприятия его другими приравниваются к единому узнаванию божественного.
Пример 2 Категории катарсиса и удовольствия возможны, так как в душе каждого расположена одно и та же сущность.
Человеку присуща постоянная страсть к познанию и узнаванию. Апогей этого чувства единения настолько высок, что человек на миг забывает земную суету и становится частью великого и прекрасного начала, которое больше его самого. Мировая истина заложена в подобном процессе осознания.
Заметка 2 Философам Индии свойственна разработка нескольких направлений мудрствования, так, например, Кшемараджа, ученик вышеупомянутого философа, также рассматривал проблематику поэтики.