Рады, что вам понравилась статья 😊
Работы Томаса Гоббса внесли неоценимый вклад в становление политической и социальной мысли современного общества. Хоть они и не нашли своё призвание в английском обществе XII века, тренд на переосмысление и новую трактовку философских мыслей Гоббса сохраняется с начала XX века и по сей день.
На пути к формированию собственной философской концепции Томасу Гоббсу пришлось пережить немало эпохальных событий. Каждое из них оставило неизгладимый отпечаток и повлияло на итоговый вид сочинений философа.
Рождение Томаса Гоббса пришлось на трудный период жизни его семьи. Он появился на свет раньше срока. Причиной тому стали потрясшие Англию известия о наступлении испанской Армады, наступающей, в том числе, и к берегам Уэстпорта (в настоящем Малмсбери, Уилтшир). В автобиографии «Vita carmine expressa» Томас Гоббс описывает этот момент такими словами: «Моя мать родила близнецов: меня и страх».
Отец будущего философа служил викарием в Чальтонском храме. В отличие от своего сына, он не отличался умом, был необразован и чрезвычайно вспыльчив. Один из конфликтов Томаса-старшего с соседним викарием привел к потасовке, после которой зачинщика уволили.
Потеряв возможность содержать жену и детей, глава семейства покинул их, оставил все заботы на своего состоятельного старшего брата, Франсиса. Под его опекой юный Томас Гоббс поступил в частную школу под руководством выпускника Оксфорда, Роберта Латимьера. За годы учебы он проявил достаточно прилежности и старания, чтобы в 1603-м году поступить в Магдаллен Холл (сейчас известен как Хартфорд-Колледж) — одно из отделений Оксфордского университета.
Еще до зачисления в колледж Томас отличился интересом в изучении языков и философской литературы. Истории запомнился его вариант перевода трагедии Еврипида «Медея» с греческого на латинский. В самом университете интересы Гоббса сместились в сторону изучения схоластической логики и математических наук. В 1608-м году Томас покидает Оксфорд, чтобы поступить в Колледж Святого Иоанна и получить степень бакалавра в сфере гуманитарных наук.
Обучение принесло Томасу Гоббсу не только полезные знания, но и связи. Так, благодаря сэру Джеймсу Хасси, преподавателю из Магдаллен Холл, Томас сам становится наставником для сына барона Уильяма Кавендиша. Позднее эта рекомендация прочно свяжет судьбу Томаса с семьей Кавендишей на долгие годы.
Фото: Сгенерировано через Шедеврум
Гоббс становится компаньоном для своего ученика во время его большого путешествия по Европе, проходившего с 1610 по 1615. В поездке Томас знакомится с новыми научными и практическими методами, ставя их в противовес схоластической философии, которую изучал в Оксфорде.
После возвращения на родину основная научная деятельность Гоббса направлена на изучение работ классических греческих и латинских авторов. Он подрабатывает личным секретарем у Фрэнсиса Бэкона, а также переводит несколько его эссе на латинский язык. Несмотря на публикации нескольких собственных статей о литературе, Гоббс не раскрывается как философ вплоть до 1629-го года.
Его философское пробуждение идет вместе с преподаванием старшему сыну бывшего ученика, Уильяма Квендиша, также названному Уильямом. В это время Томас Гоббс преимущественно живет в Париже и регулярно посещает философские дебаты. В Англию Гоббс возвращается только в 1637 году, где становится секретарем Уильяма Кавендиша младшего. В последствии, наблюдая за его политикой, Томас посвящает ему «Элементы закона», где описываются политические идеи в историческом контексте. Идеи, выраженные в нем хоть и стали популярны в обществе, но не нравились новому парламенту, пришедшему в 1640-м году.
Чтобы избежать преследований Гоббс был вынужден бежать в Париж, откуда и наблюдает за происходящим на родине. События Гражданской Войны в Англии и общество роялистов-изгнанников вдохновляют философа на написание «Левиафана», в котором философ представляет собственную теорию гражданского правления.
Фото: Сгенерировано через Шедеврум
После окончания гражданской войны Томас Гоббс возвращается в Англию, где после обращения в Государственный совет, получает право на спокойную жизнь. В это время он окончательно формирует свою философскую систему и выпускает заключительный трактат.
С Восстановлением Стюартов философ получает признание общественности. Король Карл II приглашает Гоббса ко двору и назначает ему пенсию в размере 100 фунтов стерлингов и предоставляет защиту от Палаты общин, увидевшей в работах философа признаки богохульства и атеизма. Этот прецедент подталкивает Томаса Гоббса дополнить свой трактат «Левиафан» приложением, доказывающим, что его работа не противоречит Никейскому символу веры.
Но все дальнейшие трактаты философа не проходят цензуру. Часть из них публикуется в Амстердаме в 1668 году. Томас Гоббс снова встречается с неприятием своих работ на родине, но не имеет возможности даже ответить на критику. В то же время, в Европе его трактаты пользуются популярностью.
Смерть настигает Томаса Гоббса в декабре 1679 году после паралитического удара. Последними словами философа были «Последний прыжок в темноту». Некоторые из его работ были опубликованы лишь посмертно.
В своих взглядах Томас Гоббс всегда был убежденным материалистом. Предметом его философского изучения становились лишь физические тела. Рассуждения о душе он считал основами веры, а не научного исследования.
В интерпретации Гоббса люди и животные представляют собой сложные механизмы, поведение которых диктуется внешними факторами. Одушевленных машин от неодушевленных отличает способность сохранять впечатления с помощью органов, а также анализировать, выстраивать логические цепочки и сравнивать старые впечатления с новыми.
Познавать мир философ предлагал с помощью последовательного эмпиризма. В его концепции идея появлялась на основе мыслей и впечатлений в разных органах чувств во время движений. Соединяя, раздвигая и сравнивая простые идеи можно было получить более сложные концепции.
В своих трактатах Томас Гоббс переходит от мыслей о том, что качества объектов определяются колебаниям в них к суждениям о том, что воспринимающий определяет качества объекта под воздействием внешних сил.
Единственно верным способом познания мира, по мнению Гоббса, является его чувственное восприятие. Однако оно не полно и требует осмысления научно-философским путем для того, чтобы стать истиной.
Наиболее полно свои взгляды на государственное устройство Томас Гоббс выражает в сочинении «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В ней философ признает 3 вида государственного устройства:
Самой надежной из них, по Гоббсу, считается монархия. Именно правитель должен обеспечивать обществу защиту и правосудие, контролируя его через свод норм и законов. Церковь считается неотделимой частью государства и находится под его контролем. Целью религиозной общины является создание духовных норм и правил для общества, которые не регулируются государством. Таким образом Гоббс старался отделить философское познание от религиозного учения.
Единственно верной религией философ признавал христианство по Библии и Ветхому Завету. Он верил, что свод правил, представленный в них способствует построению безопасного общества, где нет места эгоистичной натуре человека.
При этом монарх считался внешней силой, которая обязана диктовать законы, но не должна следовать им. Только монарху позволялись эгоистичные желания и влечения, если они направлены на сохранение мира и порядка в обществе. У граждан государства оставалась возможность сместить правительство, если оно не выполняет свою главную функцию. Но после установления нового миропорядка граждане снова отрекались от своих эгоистичных амбиций в угоду нового правительства.
Хоть первая часть «Левиафана» и посвящена размышлениям о сущности человека, она дает ответы и свод правил для благоприятного, по мнению Гоббса, устройства общества.
Свободу воли Томас Гоббс считал относительной и прочно завязанной на полярном выборе между добром и злом. Любые впечатления вызывают в сердце человека чувство удовлетворения или неудовлетворения, и ставят его перед выбором: совершить движение в сторону добра и продлить удовольствие или замереть на месте. Бездействие сопряжено с влечением ко злу.
Фото: Сгенерировано через Шедеврум
Мораль, по мнению Гоббса также является относительной, но регулируется внешне и не может существовать в обществе, не ограниченном ничем. Эгоистическая природа человека естественным образом подталкивает его к войнам и конфликтам. Избежать их возможно лишь отказавшись от эгоистических стремлений и приняв свод правил поведения для общества.
В своем сочинении философ приводит три фундаментальных закона, на которых должно строиться общество:
Остальные 16 законов справедливого общества рассматривают отношения между людьми, призывают членов общества быть добрыми, терпимыми и любезными по отношению друг к другу. В случае возникновения споров, Томас Гоббс предлагает привлекать третью сторону, которая сможет справедливо и беспристрастно рассудить конфликт. Главный тезис, просматривающийся в видении мирного справедливого общества, философ берет из Евангелия от Матфея (7:12): «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Для своего времени Томас Гоббс отличился прогрессивными идеями об устройстве государства, общества и природе человека. Долгое время его теории и концепции подвергались критике не только современников, но и последующих поколений философов. На данный момент взгляды на учение Гоббса изменилось. Отбросив религиозный аспект и идеализацию монархической системы власти, можно выделить важные моменты, которые актуальны и для современной политики.
Только сильное и стабильное государство может обеспечить себе суверенитет и сохранить мир для граждан. Слабеет государство тогда, когда перестает давать своим гражданам гарантии честного и справедливого социального регулирования и стабильность политических процессов. В результате такое государство обречено погрязнуть в войнах, хаосе, разрухе и угрозе политического переворота.
История показывает, что все государства проходят через этапы стабильности, смены власти и обновления политического уклада. Общество находит новые и совершенствует старые государственные уклады в попытке найти оптимальный для каждого нового поколения образ управления и общественной жизни. Этот процесс тесно сопряжен с выражением человеческого эго и будет повторяться постоянно.
В научном взгляде на работы Томаса Гоббса примечательна не столько попытка установить взаимодействие между государством, обществом и церковью, сколько сам подход философа к раскрытию этих идей. В отличие от Фрэнсиса Бэкона, труды Гоббса не отличаются красочностью повествования и многообразием форм. Вместо ярких картинок философ предлагает структурированные, четкие и универсальные тезисы.
Благодаря этому его теории находят отклик во многих современных науках. Для политической сферы интересны описанные Гоббсом методы взаимодействия общества с государством. В философско-историческом контексте примечательны взгляды философа на общественный уклад того времени, а также переход от схоластических представлений о мире к материальному познанию. Психология рассматривает широкий спектр идей Томаса Гоббса от его правил социального взаимодействия до отражения деятельности тела на функционировании психики.