Рады, что вам понравилась статья 😊
Джордано Бруно — ученый эпохи Возрождения, пострадавший за собственные научные взгляды. И сейчас нет верного ответа, за что его приговорили к столь страшной смерти. В данной статье, мы постараемся разобрать не только биографию ученого, но и рассмотреть идеи Джордано Бруно, послужившие причиной казни посредством сожжения на костре.
Фото: https://www.piqsels.com/
Джордано Бруно появился на свет в 1548 году в небольшом городке Ноле неподалеку от Неаполя и был назван Филиппо. Но так как в Средние века традиционно новорожденных именовали по месту их появления на свет, вскоре за Джордано закрепилось новое имя - Бруно Ноланец.
Родителями мальчика являлись простые люди, отец — наемный солдат, мать — крестьянка. Несмотря на свое происхождение, они стремились дать сыну хорошее образование.
После того, как мальчику исполнилось 11 лет, его отправили в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. Окончив учебное заведение, 15-летний юноша стал учиться в монастыре святого Доминика.
Новое имя — Филиппо, Бруно удостоился в процессе пострига в монахи в 1565 году. В Неаполе он прожил более 10 лет, окончательно связав жизнь с монашеством. В этот же период в 1568 году философ пишет свою первую книгу, посвященную папе Пию V, «Ноев ковчег».
С 24-летнего возраста молодой монах уже проводит церковные службы, а в свободное время посещает местную библиотеку, с жадностью изучая труды Аристотеля и Птолемея.
Вскоре Бруно заподозрили в изучении запрещенной литературы, особенно произведений гуманистов, что в эпоху Средневековья считалось ересью. Первоначально он отправляется в Рим, в надежде оправдаться, но осознав, что помощи ждать не у кого, вынужден скитаться по Европе, отказавшись от монашеского одеяния. Он попадает в Париж, где долгое время находился под покровительством самого Генриха III. Ученый преподает в Сорбонне, но расходится во мнении с профессорами. Вскоре по рекомендациям короля Джордано Бруно перебирается в Лондон.
В Оксфорде ученый вновь вступает в конфликт с профессорами в связи с пропагандой трудов Коперника о гелиоцентрическом устройстве мира.
Фото: https://www.piqsels.com/
Покинув Англию Джордано Бруно в определенный период жил в Германии, затем в Праге, а после перебрался во Франкфурт-на-Майне. Но за публикацию трудов, его начинает преследовать католическая церковь.
К основным сочинениям ученого относятся запрещенные на тот момент произведения:
Относительно личной жизни средневекового ученого точных данных не имеется. Сведения о семье и детях у Джордано Бруно отсутствуют, учеников или последователей тоже не существовало. Всплывают даже предположения о гомосексуальных наклонностях мужчины. Подобные связи не являлись редкостью в Средневековье, особенно у монахов и священников.
Но подобная информация не основана на фактах, и ее утверждение не должно трактоваться как истина.
Философские взгляды представленного героя во многом связаны с пантеизмом, точнее идеей о Всевышнем, выступающим основой создания мира. Но он не отделен от него, а растворен в бытие. Мир включает множество монад, способных объединяться и делиться, изменяя свойства и форму. Бог же представлен в виде монады монад.
Если раньше ученый считал, что движению монад необходимо внешнее воздействие, позже он пересмотрел свои взгляды. Движение - их естественное состояние. Признавая необъятность высшей вселенной, созданной Богом, Бруно, в том числе, воспевал участие человека в изучении вселенной, и ее освоении.
Научные идеи Коперника итальянский монах рассматривал с философской стороны. Более того, он считал, что явился на свет для выполнения определенной миссии, возможно поэтому Бруно не отрекся от собственных слов даже в момент смертного приговора.
Присутствовали в размышлениях Джордано Бруно и мистические начала, к примеру, идея о переселении душ. Данное учение он называл герметизмом. Название от греческого жреца Гермеса Трисмегиста. Эта оккультная практика широко распространилась в период Нового времени.
Имеются в творческой деятельности Бруно стихи и пьесы обличительного характера, в них высмеиваются современные нравы католических священнослужителей, наряду с жизнью и бытом простых итальянских граждан.
По этим причинам многие современные ученые и священнослужители считают, что вызов философа, брошенный католическому учению, являлся ересью, а не научными изысканиями.
Далее описан ряд утверждений монаха, за многие из них Джордано Бруно и поплатился жизнью:
Что характерно для учений Джордано Бруно — это отсутствие какого-либо научного подтверждения его теориям. В его работах отсутствуют формулы и схемы, научно-рациональный подход, а также диалектические методы, которыми зачастую пользовались ученые. Жившие в XVI–XVII веках. Его произведения пропитаны поэтическими образами, философской риторикой идеями пантеизма и мистики. Так философ говорил, что творцом вселенной выступает первый Бог, весь мир — это второй Бог, а человек, находящийся в нем — третий Бог.
Все произошло в 1591 году. Бруно пригласили в Венецию для преподавания. Учеником оказался юноша дворянского происхождения Джованни Мочениго, с ним ученый занялся мнемоникой. В ходе занятий ученик интересовался у философа его научной деятельностью, сложившимися убеждениями. Казалось, что между ними зародились дружеские отношения, но 23 мая 1592 года Джованни Мочениго написал донос на итальянского философа. В нем говорилось о распространении ученым еретических утверждений, отвергая установленные религиозные догмы. Затем последовало еще два подобных доноса.
Получив кляузы, инквизиция требует у Венеции выдать ей вероотступника. 27 февраля 1593 года Бруно посадили под арест в Замке святого Ангела. Начались многочасовые истязания ученого, однако он не намеревался признавать ереси и отказываться от своих взглядов. Он вновь и вновь повторял, что его утверждения верны, а католические священники неправильно трактует многие догмы.
9 февраля церковный суд вынес приговор обвинения по восьми пунктам. Он был отлучен от церкви и лишен монашеского сана. Завершив все ритуалы, монаху вынесли приговор: «казнь без кровопролития». В те времена она приводилась в исполнение путем сожжения на костре. 17 февраля 1600 года, после 6-ти летнего заточения, его казнили на площади Рима Кампо-деи-Фиори, что переводится как «цветущее поле». Последней фразой, произнесенной Джордано Бруно, стала: «Сжечь — не означает опровергнуть».
В наши дни католическая церковь пересмотрела свои взгляды. Так, в 1992 году она реабилитировала Галилео Галилея. Но относительно Джордано Бруно подобных действий не предпринималось. Более того, отмечая 400 лет со дня казни Бруно в 2000 году, кардинал Анджело Содано назвал сожжение ученого «печальным эпизодом», но полностью согласился с действиями инквизиции по спасению жизни философа.
И сегодня ведутся споры относительно Джордано Бруно. Светские люди считают его философом и ученым, пострадавшим за свои взгляды. Они утверждают, что Бруно смог объединить религию и науку, и в открытую заявить об абсурдности ряда идей католических священников. Для церкви же он разрушитель духовных устоев, не заслуживающий реабилитации. Они ссылаются на текст приговора, где почти не говорится о гелиоцентризме и учении Коперника, а вот обвинение в вероотступничестве и магии присутствуют. Якобы философ сомневался в непорочном зачатии Девы Марии и возможности превращения хлеба в тело Христово. Но текст обвинения не сохранился и все заявления носят предположительный характер.
Возможно оправдание церковью Галилео Галилея связано с тем, что свои утверждения он подкреплял практическими изысканиями. Джордано Бруно же был философом. Нередко он полагался не на логические выводы, а на мистику, что окончательно шло вразрез с религиозными постулатами.