Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы вкратце расскажем вам об одном из самых известных франкоязычных философов, мыслителей, писателей, о теоретике искусства Жан-Жаке Руссо.
Жан-Жак появился на свет в Женеве, в семье часовщика и его супруги. Интересно, что систематического образования будущий легендарный просветитель не получил. Мать его умерла при родах. Мальчик оказался на попечении родственников по материнской линии ввиду того, что его отец повторно женился. Детство Жан-Жака прошло в протестантском пансионе. Впоследствии он стал учеником – сначала нотариуса, потом – гравера. До поры, до времени молодой человек пробовал себя в различных сферах деятельности: он работал лакеем, переписчиком нот, секретарем, драматургом – отдельные его пьесы были поставлены в королевском театре. Именно тогда под спудом тяжелой молодости в нем сформировался его сложный, противоречивый характер, оригинальное мироощущение.
Будучи секретарем у откупщика Франкеля, Руссо удалось познакомиться с просвещенными людьми одного кружка, в число которых входил писатель Дидро. Руссо очаровывал собеседников своими наивными, но небезынтересными рассуждениями и рассказами на основе своего жизненного опыта.
Одно из дебютных произведений, написанных Руссо, называлось «Рассуждения о науках и искусствах». Оно было подготовлено для академического конкурса. Автор представил на суд читателя обличительную речь в двух частях против научных догм и искусств, которые развращают нравы и уводят людей от добродетели, лишают положительных качеств, заложенных самой природой. Этот труд вызвал заметный интерес у интеллектуалов Франции, а его автор обрел достаточную известность в стране.
Со временем пытливого мужчину заинтересовал вопрос о неравенстве людей и способах его преодоления. Корень всех проблем человечества он видел в несправедливом устройстве государства и наличии частной собственности. Этому и была посвящена творческая работа Жан-Жака под названием «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Книга стала своеобразным продолжением предыдущего дискурса.
Слава Руссо укрепилась с выходом новой книги «Общественный договор». Социальный пакт, предложенный мыслителем, гласил: каждый из нас должен отказаться от всех своих личных притязаний на права ради торжества прав общественных. Смелая публикация вызвала неоднозначную реакцию читателей. Оно несколько раз переиздавалось во Франции, было переведено на многие европейские языки. Опасаясь преследований, Руссо перебрался в Швейцарию. Когда много лет спустя возвратился, то вел в большинстве своем уединенный образ жизни, страдая от мании преследования.
Основа социально-политических взглядов Руссо сугубо материалистическая. Он считал: основу жизни общества составляют телесные потребности человека, духовные – вторичные, дополнительные.
В своих произведениях с претензией на научность Руссо-просветитель призывал собратьев вернуться к природному началу, восхвалял уединенное проживание, труд в сельской местности. Руссо, с присущим ему субъективизмом, рекомендовал гражданам изолировать детей от общества, дабы воспитать их в естественной среде, без тлетворного влияния извне, с учетом талантов и предпочтений воспитанника. Однако стоит признать, что благие стремления ученого определить условия возникновения государства, где будет править закон, а не чей-то произвол, и где народ будет свободен, больше были похожи на утопию и естественными образом потерпели фиаско.
Надеясь на счастливое будущее человеческой цивилизации, Руссо провозглашал теорию о независимости и самостоятельности социума. Вдобавок просветитель призывал само общество издавать справедливые законы.
Постепенно сложилась система философских взглядов Руссо, которая логическим образом обрело название руссоизм. Оно базировалось на принципах сентиментализма, индивидуализма, натурализма, зиждилось на чувствах, личностных качествах и естественной среде. Философско-религиозная теория Руссо, его религиозные, моральные принципы, литературные соображения, педагогические выводы выразились в литературных произведениях «Новая Элоиза», «Эмиль», «Исповедь».
Ж.-Ж. Руссо придерживался деизма, руководствуясь в жизни простым лозунгом: «Вернуться к природе!». Одновременно философ критически относился к религии, считал, что в основе веры в Господа лежат субъективные ощущения и эмоции. Руссо видел свою задачу в защите достоинства и интересов обиженных, несостоятельных граждан. Все это привело к созданию целой программы преобразования общества, перехода к реальной демократии.
Заметка: Что же такое деизм? Это философское течение, признающее существование божественного начала, но отрицающее сверхъестественное и мистическое, религиозные откровения и догматизм. Большая часть приверженцев деизма полагает, что Вседержитель после сотворения всего сущего не вмешивается в жизнь человека. Другие деисты полагают, что Создатель все-таки так или иначе оказывает влияние на текущие события, но не управляет ими до конца, дает вольно течь происходящим событиям.
Основной задачей просветительской работы великого философа Руссо было вытравить из людей аморальность. Доказать, что для здорового общества важно, чтобы все его представители или по крайней мере больший его процент стремился к духовному совершенству, к осознанию того, что нравственное поведение – это очень важная составляющая для нормальной жизни. Руссо был уверен: без совершенства не существует воли. Однако на его собственном примере теория существенно расходилась с практикой. Просветитель в силу разных обстоятельств был не в состоянии следовать тому, что сам же декларировал, о чем философствовал. Что поделаешь, человеческая натура – субстанция слабая, противоречивая.
Коллеги-просветители в основе своей одобрительно относились к его воззрениям, поддерживали начинания. Однако осуществление его философских постулатов допускали лишь при условии правильного воспитания представителей правящего класса, при установлении в стране республиканской формы правления. Это когда для просвещенных людей открывались бы возможности получения материальных благ и обретения равных политических прав.
Какие же основные положения входили в философское учение Руссо? Давайте их перечислим:
Помимо деизма Руссо придерживался философии эскапизма. Давайте разберемся в этом понятии.
Определение: Эскапизм – это умение избегать неприятного, скучного, обыденного, это искусство примирения человека с действительностью и ухода от реальности в мир иллюзий.
Свои философские теории Руссо неустанно подкреплял романтическими произведениями литературы, различными эссе. Уже в своих первых работах по философии провозглашал идеи «разоблачений цивилизации и культуры», называл это «естественным следствием». В споре, что важнее для человека – разум или чувства, Руссо оставлял первенство за чувствами, которые в отличие от разума, не оспариваются, не поддаются осознанию.
Для высоконравственного человека основными инстинктами являются:
Труды философа Руссо превратили черствую, жесткую, зачастую репрессивную западную культуру в более мягкую и человечную. По признанию многих ученых, принципы руссоизма развивались в духе раннего христианства, а эскапизм – в духе позднего. Несомненным достижением этого просветителя было то, что можно назвать гуманизацией общества – через любовь к человеку, к природе.
По мнению ученого, ребенок талантлив от природы изначально. Задача педагога, воспитателя развить этот дар, помочь усвоить нужные знания, научить любому ремеслу, помочь сформировать личность. Руссо на данном пути рекомендовал делать следующее:
Роль воспитателя по Руссо сводится к одному: ненавязчиво направлять ребенка к познанию мира, незаметно влиять на его интересы, взгляды. Педагог должен быть воспитателем, также как ученик – воспитанником.
Педагогические теории просветителя оказали огромное влияние на многих деятелей в области образования и воспитания.
Согласно размышлениями Руссо, любой человек по своей натуре миролюбивое милосердное существо, однако сложившиеся традиции, общественное давление, ход всей истории цивилизации заставляют его становиться жестоким и злым. Индивид, изначально рожденный свободным, оказываясь со временем в обществе, сковывает, порабощает себя обретением собственности. Духовные победы, культура поднимают человечество по лестнице эволюционного развития, хотя при этом порабощают его рядом запретов. Факт обособления личности в культуре Руссо обозначил задолго до Карла Маркса.
Французская революция была изрядно подпитана идеями Руссо, его взгляды о народовластии, прямой демократии взяли на щит якобинцы, но так и не смогли их должным образом реализовать. Доктрины Ж.-Ж. Руссо нередко подвергались критике, особенно со стороны другого известного писателя – Вольтера. Тем не менее, они послужили неким ориентиром, отправной точкой для создания социально-политических концепций последующий веков.
Цитата: «Свобода не в том, чтобы делать то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь».
Цитата: «Всякая злость происходит от бессилия».