08.08.2024
#Философия
42

Философия Людвига Фейербаха: религия любви на основе материализма

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Биография Людвига Фейербаха
  2. Этика Фейербаха
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Философия Людвига Фейербаха религия любви на основе материализма

Фото: Шедеврум

Биография Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии, в городе Ландсхут. В его семье было много выдающихся личностей: отец был талантливым криминологом и юристом, родные братья в будущем стали учеными в области филологии и археологии. Племянник философа стал одним из самых важных немецких художников.

Учился Людвиг Фейербах в гимназии, где проявил тягу к изучению религии. Оконив, уехал жить в Берлин и поступил в университете Гейдельберга на теологический факультет. В процессе учебы начал вдохновляться философией Гегеля. В 1828 году Людвиг Фейербах с блеском защищает в Эрлангенском университете свою диссертацию, темой которой стала «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». В основу работы легли учения абсолютного идеализма Гегеля. В этом же университет будущий философ начал собирать слушателей на собственный курс лекций, которые были написаны под впечатлением от «гегелевской философии».В 1830 году в Нюрнберге свет увидела книга «Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм». Автор книги пожелал скрыть имя.

Главной целью своих работ Людвиг Фейербах считал борьбу с религиозностью, поэтому в своих трудах он ставил понятия религии и философии как два абсолютно противоположных мировоззрения. Своими учениями писатель бросал вызов теологам и институту церкви. Недовольство верующих было слишком велико, книги быстро изъяли. Фейербаха исключили из Эрлангенского университета с запретом на право читать лекции.

Оставшись без работы, Фейербах погружается в изучение истории новой философии. Итогом его исследований стал трехтомник «Истории новой философии», первый том из которого вышел в 1833 году и два последующих через 5 лет. В ноябре 1837 женился на Берте Лев и уехал во франконскую деревню Брукберг. В течение пяти лет были написаны философские труды: 

  • «К критике философии Гегеля»;
  • «Сущность христианства»;
  • «Основы философии будущего»;
  • «Сущность религии».

Семья существовала на скромные финансовые отчисления от фабрики, в которой Берти имела часть прибыли. Жили во флигеле здания фабрики. Спустя несколько лет владельцы предприятия обанкротились, Фейербах потерял источник доходов и единственное жилье. В сентябре 1860 года семья переезжает в Рехенберг, поселяется в маленькой комнате. Здесь Фейербах написал основной, определяющий весь философский путь писателя труд — «Эвдемонизм». Жизнь Фейербаха протекала в сложнейших условиях, но работа отображала сильнейшую веру в человеческое счастье.

Друзья философа и его почитатели сделали многое, чтобы обеспечить голодающей семье выплату стипендии от Шиллеровского фонда в Веймаре. Фонд выплачивал 300 ежемесячных талеров. Это помогло семье с трудом, но существовать. Организованный благотворительный сбор в Лондоне, Нью-Йорке и Вене помог философу в период тяжелой болезни. Кровоизлияние в мозг вызвало паралич. Умер Людвиг Андреас фон Фейербах в 1872 году в Рехенберге.

Знаменитые работы философа 

Имя Фейербаха для современников стало олицетворением борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. Его работы были посвящены философии религии, этике, теории познания и философской антропологии, материализму и неоматериализму. Людвиг Фейербах стал последним представителем классической школы немецкой философии. Проследить как менялось мировоззрение философа от приверженности учениям Гегеля до взглядов, полностью ему противоположных, можно в его самых известных трудах

«Мысли о смерти и бессмертии»

Первая книга, в которой Фейербах критикует религиозную интерпретацию системы Гегеля. Здесь он принимает позицию Спинозы, отрицая возможность существования ада и рая.  Он считает, что достичь бессмертия можно только через прижизненный творческий путь. Эти убеждения были абсолютно противоположны общепринятым.

«Сущность христианства»

Изложенное в книге копирует предыдущий трактат, раскрывая философию детально. Писатель подвергает анализу психологические и социальные корни религиозного мышления. Высказывает мнение, что христианство не имеет предшественников и должно смениться другой религией — религия любви. Естественная человеческая природа — это природа взаимоотношений друг с другом. Фейербах выделяет естественные корни религиозного сознания, они лежат в природе страха, слабости перед природой, немощи. Так рождаются мифы.

Проблема религии в философии Фейербаха

Огромная часть творчества Фейербаха посвящена критике религии. Философ считал началом рождения религии человеческий страх  природы и всевозможных сложностей, страданий, выпадающих человеку. Божественность отражает надежды человека и сформированные идеалы. Религия состоит из жизненных представлений, исходя из того, что для человека Бог является тем, кем сам человек стремиться быть. Поклонение природе на фоне религиозности и культ божественности, говорит о том, что человек возводит в божество то, от чего имеет зависимость в реальности и фантазиях.

Суть религии заключается в природе человеческого сердца. Отличие от разума в том, что оно тянется к вере и любви. Фейербах пишет о человеке, как о склонном к религиозности из-за способности воображать и чувствовать, но и стремиться к счастью. Тоже самое можно сказать и о блаженстве, совершенном существе и бессмертии. В этом отражается суть антропологического объяснения религии, применимое к отдельным христианским догматам. Троицу Фейербах объясняет через семью, божественный промысел — через мистическое представление человека о его отличии от природы и отчуждения от него Бога.

Этика Фейербаха

Этические воззрения Фейербах излагает в работе «Эвдемонизм». Термин означает жизненную установку, связанную с единственным высшим человеческим благом, которое Фейербах называет счастьем. Учение философа посвящено самому понятию и способам достижения счастья как максимального физического и духовного благополучия человека. Определение счастья в культурах разное. Фейербах переосмысливает понятие: «Бог есть любовь» заменяя его на «Любовь есть Бог». Бог не нужен в качестве метафизического существа, вместо него на первый план выходит определенное чувство, которое должно привести к счастливому существованию. Прежде чем полюбить ближнего, нужно первоначально полюбить себя, считает Фейербах и ставит Эго-Я на первую ступень. В философии Фейербаха основные вопросы звучат так: «Кто такой Ты?», «Какие взаимоотношения у Я и Ты?». Человек разумный обязан понимать, что «Ты» обладает презумпцией любви к самому себе.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту