Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: Шедеврум
Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии, в городе Ландсхут. В его семье было много выдающихся личностей: отец был талантливым криминологом и юристом, родные братья в будущем стали учеными в области филологии и археологии. Племянник философа стал одним из самых важных немецких художников. Учился Людвиг Фейербах в гимназии, где проявил тягу к изучению религии. Оконив, уехал жить в Берлин и поступил в университете Гейдельберга на теологический факультет. В процессе учебы начал вдохновляться философией Гегеля. В 1828 году Людвиг Фейербах с блеском защищает в Эрлангенском университете свою диссертацию, темой которой стала «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». В основу работы легли учения абсолютного идеализма Гегеля. В этом же университет будущий философ начал собирать слушателей на собственный курс лекций, которые были написаны под впечатлением от «гегелевской философии».В 1830 году в Нюрнберге свет увидела книга «Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм». Автор книги пожелал скрыть имя. Главной целью своих работ Людвиг Фейербах считал борьбу с религиозностью, поэтому в своих трудах он ставил понятия религии и философии как два абсолютно противоположных мировоззрения. Своими учениями писатель бросал вызов теологам и институту церкви. Недовольство верующих было слишком велико, книги быстро изъяли. Фейербаха исключили из Эрлангенского университета с запретом на право читать лекции. Оставшись без работы, Фейербах погружается в изучение истории новой философии. Итогом его исследований стал трехтомник «Истории новой философии», первый том из которого вышел в 1833 году и два последующих через 5 лет. В ноябре 1837 женился на Берте Лев и уехал во франконскую деревню Брукберг. В течение пяти лет были написаны философские труды: Семья существовала на скромные финансовые отчисления от фабрики, в которой Берти имела часть прибыли. Жили во флигеле здания фабрики. Спустя несколько лет владельцы предприятия обанкротились, Фейербах потерял источник доходов и единственное жилье. В сентябре 1860 года семья переезжает в Рехенберг, поселяется в маленькой комнате. Здесь Фейербах написал основной, определяющий весь философский путь писателя труд — «Эвдемонизм». Жизнь Фейербаха протекала в сложнейших условиях, но работа отображала сильнейшую веру в человеческое счастье. Друзья философа и его почитатели сделали многое, чтобы обеспечить голодающей семье выплату стипендии от Шиллеровского фонда в Веймаре. Фонд выплачивал 300 ежемесячных талеров. Это помогло семье с трудом, но существовать. Организованный благотворительный сбор в Лондоне, Нью-Йорке и Вене помог философу в период тяжелой болезни. Кровоизлияние в мозг вызвало паралич. Умер Людвиг Андреас фон Фейербах в 1872 году в Рехенберге. Имя Фейербаха для современников стало олицетворением борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. Его работы были посвящены философии религии, этике, теории познания и философской антропологии, материализму и неоматериализму. Людвиг Фейербах стал последним представителем классической школы немецкой философии. Проследить как менялось мировоззрение философа от приверженности учениям Гегеля до взглядов, полностью ему противоположных, можно в его самых известных трудах Первая книга, в которой Фейербах критикует религиозную интерпретацию системы Гегеля. Здесь он принимает позицию Спинозы, отрицая возможность существования ада и рая. Он считает, что достичь бессмертия можно только через прижизненный творческий путь. Эти убеждения были абсолютно противоположны общепринятым. Изложенное в книге копирует предыдущий трактат, раскрывая философию детально. Писатель подвергает анализу психологические и социальные корни религиозного мышления. Высказывает мнение, что христианство не имеет предшественников и должно смениться другой религией — религия любви. Естественная человеческая природа — это природа взаимоотношений друг с другом. Фейербах выделяет естественные корни религиозного сознания, они лежат в природе страха, слабости перед природой, немощи. Так рождаются мифы. Огромная часть творчества Фейербаха посвящена критике религии. Философ считал началом рождения религии человеческий страх природы и всевозможных сложностей, страданий, выпадающих человеку. Божественность отражает надежды человека и сформированные идеалы. Религия состоит из жизненных представлений, исходя из того, что для человека Бог является тем, кем сам человек стремиться быть. Поклонение природе на фоне религиозности и культ божественности, говорит о том, что человек возводит в божество то, от чего имеет зависимость в реальности и фантазиях. Суть религии заключается в природе человеческого сердца. Отличие от разума в том, что оно тянется к вере и любви. Фейербах пишет о человеке, как о склонном к религиозности из-за способности воображать и чувствовать, но и стремиться к счастью. Тоже самое можно сказать и о блаженстве, совершенном существе и бессмертии. В этом отражается суть антропологического объяснения религии, применимое к отдельным христианским догматам. Троицу Фейербах объясняет через семью, божественный промысел — через мистическое представление человека о его отличии от природы и отчуждения от него Бога. Этические воззрения Фейербах излагает в работе «Эвдемонизм». Термин означает жизненную установку, связанную с единственным высшим человеческим благом, которое Фейербах называет счастьем. Учение философа посвящено самому понятию и способам достижения счастья как максимального физического и духовного благополучия человека. Определение счастья в культурах разное. Фейербах переосмысливает понятие: «Бог есть любовь» заменяя его на «Любовь есть Бог». Бог не нужен в качестве метафизического существа, вместо него на первый план выходит определенное чувство, которое должно привести к счастливому существованию. Прежде чем полюбить ближнего, нужно первоначально полюбить себя, считает Фейербах и ставит Эго-Я на первую ступень. В философии Фейербаха основные вопросы звучат так: «Кто такой Ты?», «Какие взаимоотношения у Я и Ты?». Человек разумный обязан понимать, что «Ты» обладает презумпцией любви к самому себе.
Знаменитые работы философа
«Мысли о смерти и бессмертии»
«Сущность христианства»
Проблема религии в философии Фейербаха
Этика Фейербаха