Рады, что вам понравилась статья 😊
Вопрос о существовании и особенностях сознания всегда волновали человечество. Философия столетиями старательно рассуждала на эту тему. В результате все сообщество экспертов разделилось на два крупных лагеря. Материалисты убеждены, что первичным в человеке является тело. Идеалисты рассматривают сознание как основу жизни, способную повлиять на бытие самым невообразимым способом.
В философии тема сознания стоит особенно остро, чем в других научных направлениях, не просто так. Ведь эта сфера знаний пытается объяснить сущность, предназначение человека, определить его место в системе мира. От понимания сознания зависит специфика различных школ мировоззрения, инструменты анализа происходящих вокруг явлений. Одни считают сознание инструментом приспособления к окружающей среде, другие — полноценным регулятором жизнедеятельности, а кто-то — внутренним миром, определяющим сущность человека, его индивидуальный набор привычек и качеств личности, реакций на внешние стимулы и раздражители, взглядов, установок и ценностей.
Несмотря на то, что изучением термина преимущественно занимается именно философия, теоретические и методологические аспекты этой темы активно применяются и непосредственно влияют на качество реализации таких областей, как социология, психология, педагогика. Сознание интересует не только гуманитарные науки. Особенности трактовки этого явления напрямую влияют и на научно-технический прогресс человечества. Особенно сейчас, когда активно развивается искусственный интеллект.
В традиционном, обобщенном понимании сознание на сегодняшний день понимается как единство умственных и чувственных образов. При том оно идеально по своей природе — с этим тезисом согласны даже представители материалистической философии.
История взглядов на психическую жизнь человеческого организма развивалась с давних времен. На ранних ступенях появления философии как учения не существовало разделения на материализм и идеализм. Так, Гераклит олицетворял сознание огнем — основой всего. А ценность сущности человека определялась степенью его близости к пониманию общего миропорядка вещей.
До времен Платона психическая активность рассматривалась и как воздух, и в более физической трактовке — движении атомов. И именно этот мыслитель впервые выделил особенность души, а именно — ее принципиальное, тотальное, противоположное отличие от всего материального в этом мире.
Если в античные времена разум был сродни космосу и выступал обобщением мировой закономерности, то в средние века появилась трактовка божественного начала каждого человека.
Г. Гегель, в свою очередь, вплотную подошел к трактовке социально-исторической природы. По его убеждению, субъективный дух определяется опытом прошлых поколений.
Марксизм подходит к вопросу более практично. Согласно этому учению, душа есть ни что иное, как одна из функций мозга, которая отвечает за восприятие конкретным субъектом объективные явления природы и создание мотивов непосредственной активности, деятельности.
Диалектический материализм объясняет сущность души как результат опыта взаимодействия человека с миром. Идеализм же утверждает, что сознание развивается спонтанно, самостоятельно.
Каждый из основатель конкретного направления философии в свое время выдвинул рабочую теорию, сформулировал ее принципы и сущность. До сих пор не существует единого понимания окружающего мира и механизмов возникновения тех феноменов, объективное изучение которых невозможно по ряду причин. Каждая трактовка человеческой души имеет под собой определенные основания и имеет полное право на существование, развитие, дополнение и уточнение.
На разработку теории души в философии большое влияние оказал Р. Декарт, имеющий непосредственное профессиональное представление как о гуманитарных науках, так и научно-технической сфере. Философ выдвигает на передний план определение, началом которого служит непространственная субстанция, доступная для изучения непосредственно самому ее носителю.
Яркий представитель данного направления в философии — рационалист Спиноза. Он полагал, что человек ошибочно считает, что его душа принадлежит только ему. Философ был уверен, что любая форма внутренней активности — процесс познания Богом самого себя. То есть не человек узнает что-то новое посредством изучения и адаптации к окружающей среде, а Бог выражает частичку себя через субъект, направляя его деятельность и активность.
В основе теории Эдмунда Гуссерля лежат сами феномены реакций. Это то, как человек относится к другим вещам — о чем-то мечтает, ждет, предвкушает. Главной характеристикой сознания ученый называет интенциональность — то есть переживание, наделенное смыслом.
Аналитическая философия сознания — это масштабное мироучение. Это философское направление ищет ответы на вопросы:
Окончательное оформление дисциплины аналитической философии ума было связано прежде всего с трудами британского философа Г. Райла. В период господства бихевиоризма и лингвистической философии он предпринял попытку перенаправить методы освоения сознания. Ученый предложил ссылаться на мифическую субстанцию, живущей в теле каждого человека, а понимать ее в выражении поведенческих паттернов, которые проще интерпретировать извне.
Чалмерс утверждает, что сознание является фундаментальным физическим свойством, онтологически автономным от любых известных. Австралийский философ утверждает, что существуют уникальные законы, которые предопределяют механизмы развития и работы ментальной системы.
Изучение этого явления осложнено, как минимум, нехваткой методов диагностики и аналитики. Сознание нельзя увидеть или потрогать, произвести какие-то расчеты или спланировать эксперименты, чтобы выявить закономерности реакций на окружающий мир. В каждом отдельном случае сознание уникально. Сложно даже классифицировать его на отдельные подгруппы или выделить идентичные признаки, систематизировать этапы его развития и выяснить, что может и как конкретно повлиять на этот процесс.
Философия, как одна из самых древнейших дисциплин, продолжает свое становление и развитие по сей день. Появляются новые теории и разветвления базовых научных подходов. Так, теория высшего порядка утверждает, что осознание происходит только тогда, когда в головном мозге возникают соответствующие сигналы. Учение об интегрировании информации встает на сторону утверждения о том, что сознание проходит этапы своего развития, когда в нейронной системе мозга появляется новая информация. И чем глубже, прочнее она интегрируется, тем выше уровень осознанности человека.
Нельзя предположить, когда и будет ли найден ответ на вопрос о сущности ментальной системы жизни. Сложность изучения данного явления связана с непреодолимым отсутствием вещественных доказательств. Могут пройти века, человечество достигнет непревзойденного научно-технического прогресса, а истина в вопросе души так и не родится.