13.11.2024
#Философия
42

Философская антропология

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Основные проблемы философской антропологии
  2. Основоположник философской антропологии
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

На создание этой статьи у нашей команды ушло 28 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по философии и антропологии и контент-менеджер.

Основные проблемы философской антропологии

 

🤔 Определение

Философская антропология — это междисциплинарная область знания, занимающаяся изучением человека как уникального существа, его природы, существования и места в мире. 

 

Эта дисциплина стремится понять не только биологические и физиологические аспекты человеческой жизни, но и глубинные экзистенциальные, культурные и социальные факторы, формирующие человеческий опыт. Философская антропология охватывает широкий спектр вопросов, касающихся человеческой идентичности, сознания, культуры и нравственности.

Макс Шелер — немецкий философ и социолог. Он выделяет важный момент: человек стал активно исследовать собственную природу, что создает необходимость для формирования целостной науки, сосредоточенной на проблеме человечества — философской антропологии. Исследования в областях психологии, биологии и социологии не позволяют до конца понять сложность человеческой сущности и его предназначение в мире. Философская антропология имеет потенциал стать основой для этической теории и ключевой проблемой философского размышления.

Согласно православной антропологии, человек является произведением Божьим, созданным по образу и подобию Бога, что определяет его как духовное существо. Грехопадение не натолкнуло на уничтожение образа Божия в человеке, а лишь привело к его искажению. Человек остается существом, получающим благодать от Бога. Главная идея христианской антропологии — понятие богочеловека, воплощенного в Христе. Эта антропология показывает, что, несмотря на свою созданную природу, человек сталкивается с вызовами, подчеркивающими его трагизм и сложные внутренние конфликты. Он оказывается несоответствующим миру, в котором живет, что приводит к борьбе не только с внешним злом, но и с собственными внутренними конфликтами.

Таким образом, философская антропология представляет собой необходимый инструмент для глубокого анализа многосложной природы человека и его положения в мире. Православная антропология акцентирует внимание на духовной важности человека, его связи с Богом и внутренней трагедии. Эта перспектива углубляет философскую антропологию, делая ее не только более многоплановой, но и более контрастной к натуралистическим подходам. В итоге, и философская, и православная антропология открывают нам, что человек — это уникальный объект исследования, обладающий как гносеологическим, так и антропологическим значением.

Основоположник философской антропологии

Макс Шелер (1874–1928), основоположник философской антропологии, претерпел значительные изменения в своих философских взглядах. Изначально являясь неокантианцем, он испытал сильное влияние феноменологии, особенно после встречи с Эдмундом Гуссерлем в 1900 году. В своих поздних работах Шелер сосредоточился на исследовании человеческой природы, что отражено в его посмертно опубликованной книге «Положение человека в космосе».

1920-е годы стали временем персонализма и экзистенциализма, которые были связаны с политическими и экономическими потрясениями в Европе. Шелер проявлял беспокойство относительно социальных и экономических катастроф, следовавших за Первой мировой войной и революциями в Германии и России, интерпретируя их как проявления глубокого кризиса в понимании человека. Он утверждал, что коммунизм отказывается от человеческой сущности.

Вопрос о человеческой природе впервые был сформулирован Иммануилом Кантом, который задумывался о написании четвертой работы после своей трилогии «Критик», но не завершил ее. Шелер настаивает на том, что современная философия должна ответить на этот вопрос, поскольку незнание сути человека ведет к культурному кризису. Основной причиной кризиса общества он видит неправильный подход к познанию, который переоценивает естественные науки и игнорирует культурные знания. Шелер выстраивает иерархию наук: на верхней ступени — естественные науки, затем гуманитарные, включая философию, и, наконец, учение о спасении — религию. Понимание человеческой сущности должно основываться на интеграции этих трех дисциплин, но такой синтетический подход к познанию человека оказывается сложным. По мнению Шелера, сущность человека столь многослойна, что ее невозможно точно определить; она превосходит любые научные обобщения.

Как отмечает Паскаль, сложность познания человека требует обращения к другим дисциплинам. Шелер ставит вопрос прямо: либо философия сосредоточится на человеке, либо ей не стоит заниматься ничем иным. Актуальность этой проблемы возрастает на фоне кризиса современного общества.

Философская антропология, продолжая традицию Макса Шелера, остается значимым направлением в западной философии. В этом поле выделяются два основных подхода: биологический и функциональный, акцентирующие внимание либо на сущности человека, либо на его проявлениях. Основной вопрос заключается в том, что из этих двух аспектов считать первичным.

Сущность человека многослойна. Шелер подчеркивал, что полного понимания человека достичь невозможно из-за его сложности. Его последователи начали исследовать человека с точки зрения биологического измерения, рассматривая его как живое существо, но с выходом за рамки чисто животной природы. Немецкий философ Арнольд Гелен утверждал, что человек является уникальным существом с биологическим и социальным предназначением, а также способностью к творчеству, что порождает внутреннее чувство недостаточности и недовольства своими творениями.

С другой стороны, функциональная школа, представляемая Эрнстом Кассирером, предлагает иную интерпретацию. В своем произведении «Опыт о человеке» Кассирер акцентирует внимание на проявлениях и функциях человека, подчеркивая, что его трудовая деятельность и создание культурных артефактов — вот что отличает его от животных. Человек создает язык, мифы, искусство и науку — все это результаты человеческой активности.

Кассирер выделяет символическую природу человеческого опыта, утверждая, что «человек существует не только в физическом, но и в символическом универсуме». Язык и культура становятся основными аспектами человеческой жизни, что отличает подход Кассирера от Шелера. В отличие от последнего, Кассирер не стремится вести нас от символов к Божественному, а акцентирует внимание на значении символов в понимании человеческого опыта.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту