01.08.2024
#Философия
42

Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Биография философа
  2. Образование, встреча с Фихте
  3. Первый период философии Шеллинга
  4. Второй период философии Шеллинга
  5. Влияние идей Шеллинга
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг — величайший немецкий философ XIX века, который стал основоположником германского идеализма. Он создал научную концепцию, основанную на объективно-идеалистических принципах, где главными представлениями о природе как об отдельном живом организме были рассуждения о ее полярности и бессознательно-духовном и творческом началах.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг-

Фото: Fusion Brain

Биография философа

Фридрих Шеллинг был родом из Леонбергера. Он родился в 1775 году — его воспитанием занимался отец, который был протестантским священником. Ученые не смогли найти достаточного количества сведений о детстве этого немецкого философа, однако известно, что в возрасте 15 лет он уже смог добиться первых успехов в области науки. В столь юном возрасте ему удалось стать студентом Тюбингенского университета, а уже через два года Фридрих проводит блестящую защиту магистерской диссертации.

Чуть позже юноша познакомился с другими своими единомышленниками, которые также как и он, решили посвятить жизнь изучению философии. Среди его лучших знакомых выделяют Гегеля и Гете. Во время учебы в университете Фридрих занялся изучением деятельности Канта и Фихте.

Шеллинг обучался в Тюбингенском училище 3 года. После выпуска оттуда он переехал в Йену и получил должность профессора в передовом университете этого города. Там он познакомился с «кружком романтиков», в результате чего Фридриху удалось жениться на супруге одного из членов этого объединения. Однако брачная жизнь этого немецкого философа сложилась не лучшим образом — спустя 6 лет совместной жизни его жена умерла от дизентерии. 

В период супружества Фридрих Шеллинг решил продолжить обучение в Вюрцбургском университете, но вскоре передумал и отправился в более крупный город — Мюнхен. Там его судьба сложилась более удачным образом — за короткий срок его делают штатным членом Баварской академии наук.

Баварская академия наук в Мюнхене-

Фото: Fusion Brain

После смерти жены Фридрих перебрался в столицу Германии и занялся чтением философских лекций, в том числе и тех, которые содержали его собственные заключительные положения и выводы. Однако его знакомый Паулус смог завладеть всем содержанием работ Шеллинга и выставил их в общий доступ под предлогом проведения «научной дискуссии». Такой поступок сильно задел молодого философа, и из мести он решил подать на приятеля в суд. Но в ходе судопроизводства Фридрих так и не добился своих намерений и под давлением неприятных событий принял решение о прекращении ораторской деятельности.

Опровержение обвинения Шеллинга судом поставило крест на лекторской карьере философа. Дело в том, что после распространения содержания работ он потерял над ними авторское право, в результате чего больше не мог выступать с лекциями перед публикой и утверждать, что созданная философия принадлежит именно ему.

Фридрих Вильгельм Шеллинг предпочитал прожить последние годы своей жизни в кругу близких ему людей и друзей-единомышленников. В старости философ уже обзавелся широкой известностью и уважением не только среди германских, но даже и российских поклонников. К нему регулярно приезжали великие мыслители из Петербурга, которые пытались найти подходящие принципы для внедрения их в свои течения. Умер Фридрих в Швейцарском городке в 1854 году.

Философская работа Шеллинга представляет собой несколько идеологических периодов, обособленных друг от друга. Ученые говорят, что труды этого немецкого философа были незаконченными и не являлись единой теорией, однако из всей его деятельности можно выделить 5 направленностей:

  • Натурфилософские идеи — здесь Фридрих пытался сформировать основополагающие догадки, согласно которым планировалось найти базис, единый для всех наук.
  • Гносеологический период заключается в подробной изучении деятельности других философов: Фихте и Канта, где порой прослеживается критика со стороны Шеллинга и небольшое переосмысление ключевых выводов.
  • Религиозная философская направленность.
  • Положительная философия.
  • Период преследования идей абсолюта и тождества.

Эти труды Фридрих создавал годами. На пути к успеху у него случалось множество неудач, но это не помешало ему стать величайшим философом своего времени.

Образование, встреча с Фихте

Увлечения и интересы Фридриха сформировались под влиянием деятельности отца. Его родитель был видным протестантским священником, а также добился определенного успеха в теологии и сумел стать профессиональным лингвистом. Все это отразилось на мышлении юного философа, который с детства мечтал заняться изучением философии и созданием научных концепций.

В 10 лет Шеллинг получил начальное образование, что позволило ему без проблем поступить в латинское училище Нюртенгена. Спустя год его переводят в Бебенхаузенскую семинарию, а дальнейшее получение научных знаний решает продолжить в институте Тюбингена.

Институт Тюбингена в xix веке-

Фото: Fusion Brain

Обучение в Тюбингенском учебном теологическом заведении заняло у Шеллинга 5 лет. За время учебы он обрел новый круг знакомых и единомышленников: среди ближайших его друзей были Гельдерлин и Гегель. На 3 году обучения в институте в 1792 году Фридрих успешно защитил магистерскую диссертацию, которая представляла собой исследование по духовному вопросу — там описывался библейский миф о грехопадении.

Но на этом знакомство с великими учеными не закончилось: Фридрих Шеллинг смог сдружиться с видным философом того времени Фихте, который научил его основам своего наукоучения. На основании полученных знаний и закрепленных идей Фридрих начал развивать свои собственные концепции, правда, первые работы пока что нельзя было назвать полностью авторскими, ведь они имели характерно выраженный «фихтеанский уклон».

В 1793 году Шеллинг решил заняться публикацией своих первых трудов. Из них попали в свет такие работы, как «Я как принцип философии», «О возможности формы философии вообще», «Письма о догматизме и критицизме» и ряд других. В последних трудах Фридриха все чаще стали просматриваться его авторские мысли и доводы — такие работы активно публиковались в 1795 году.

 Шеллинг работает над философскими трудами-

Фото: Fusion Brain

Оригинальная философская мысль Шеллинга приходила с годами. Конечно, она была сформулирована под влиянием его знакомого Фихте, но все же в ней присутствует большое количество уникальных тенденций. Но чуть позже Фридрих заявил, что его настоящей заслугой является объединение философских мыслей Спинозы и Фихте, в результате чего получилась новая концепция. Она объединяла в себе научные представления об устройстве природы, а также динамический идеализм.

После небольшого перерыва Шеллинг публикует свою работу под названием «Идеи к философии природы», тем самым демонстрирует начало создание собственной философской системы. Спустя некоторое время, в 1798 году Фридрих также выпускает в свет еще несколько выдающихся трудов: «О мировой душе», «Первый набросок системы натурфилософии», а также последующая дополнительная часть — «Введение к наброску системы натурфилософии». В 1800 году Шеллингом была опубликована «Всеобщая дедукция динамического процесса».

Стоит подметить, что Фридрих Шеллинг не только старался создавать свои уникальные философские труды, но и также работал над усовершенствованием старых работ, причем не принадлежащих ему. Так, на протяжении нескольких лет немецкий философ занимался переработкой фихтевского наукоучения, тем самым создав более уточненный его вариант —- «Трансцендентальная философия».

 Шеллинг после того, как стал известным-

Фото: Fusion Brain

Первый период философии Шеллинга

Первое время Шеллинг был сторонником пантеизма, поэтому ученые охарактеризовали первый период его философии как пантеистический. Однако спустя продолжительное время он заметно поменял взгляды и убеждения, став приверженцем мысли об ассимиляции и объединении всего сущего в одну дуалистическую систему, что привело к появлению отдельного философского труда под названием «теория тождества».

Первые шаги в покорении философской науки Фридрих решил сделать в натурфилософии — это течение занимается изучением природы.

Приверженцы натурфилософских взглядов, как и сам Шеллинг, старались путем научных исследований определить сущность всего мира, а именно разобраться, как работает природа, ее различные и неподконтрольные явления и т. д.

Однако через некоторое время натурфилософия пришла в значительный упадок, а на ее место встала классическая физика. В отличие от предыдущих взглядов на строение мира, философия науки подтверждала только доказанные гипотезы при помощи механистического подхода, при этом всячески отвергая чьи-либо философские догадки или необоснованные мнения. 

С новыми философскими тенденциями Фридрих Шеллинг был категорически несогласен, поэтому у него не оставалась другого выбора, как сделать свою собственную натурфилософскую систему. Основные принципы он хотел брать из других естественных наук (в том числе медицины), однако считал, что имеет полное право трансформировать их под индивидуальное миропонимание.

В процессе создания философских трудов и многочисленных исследований Шеллинг сформулировал 2 вопроса, касающихся натурфилософского течения того времени:

  1. В этом вопросе Фридрих поставил факт, который олицетворял постоянное человеческое разногласие, возникающее между необходимостью и свободой. Здесь он размышлял по поводу слепого творческого механизма и целесообразности.
  2. Тут Шеллинг впервые рассмотрел противоречие, возникающие между «ставшим и становлением». По его мнению, природа обладает диалектичностью.

Сформулировав эти два вопроса, Фридрих положил начало созданию новой системы, которой свойственна жизнь с неразрывной связью неорганических явлений и творческого обожествления природы. Такой подход привел к развитию теории тождества.

В философии тождества Фридриха Шеллинга прослеживается следующее: то, как мы осознаем мир первично — не существует. Это означает, что нет никакого бытия и сознания, однако они тесно взаимосвязаны. Тождество природы и духа возникает при помощи разума, а в сознании закрепляется связь между субъектом и объектом. Такое тождество имеет различия, причем количественные, но не качественные. Однако не стоит забывать, что и количественным различиям свойственно погашение и полное исчезновение.

Второй период философии Шеллинга

Второй период Шеллинговской философии характеризуется углубленным изучением религии. Труды здесь представлены в виде философии откровения.

В отличие от первого периода, во втором Фридрих Шеллинг сделал полный уклон на мировоззрение теизма, тем самым полностью проигнорировав пантеистические взгляды. Под началом продвижения теистической философии понимается прежде всего попытка немецкого философа возродить бывшую теорию тождества, а для достижения своих целей был выбран путь изучения христианской веры.

Ученые пришли к выводу, что содержание философии откровения можно поделить на две части:

  1. Общая. В этой части Фридрих создает основополагающие черты новой «позитивной» философии, а также устраивает противопоставление «негативного» и «позитивного» мировоззрения. 
  2. Специальная. Эта часть содержит в себе работы религиозного характера. В ней затрагиваются такие темы, как судьба человека после смерти, а также подробно разбирается христианское вероучение.

В результате продолжительного труда Шеллингу удалось прийти к ряду умозаключений. Они имели следующее содержание:

  • Первочеловек — это существо, свободное от Бога и потенций, который является итогом творения. Таким образом, он, как неотъемлемое звено ипостасей троицы, должен вмещать в себя мироздание.
  • Исходя из этого, Фридрих сделал вывод, что первочеловек обладает способностью отделения от божественного мира при помощи свободной воли, которая позволяет ему создавать уникальный внебожественный мир.Под понятием «откровение» Шеллинг подразумевал возврат сотворенного существа к единому Богу с целью создания единения Бога и человека.
  • В качестве истока откровения Фридрих считал свойственный ему мифологический процесс. По завершению данного процесса подразумевалось воплощение единого Бога в сознании человека.

Такой подход к философской науке сделал Фридриха Шеллинга одним из самых неординарных приверженцев немецкого идеализма.

Влияние идей Шеллинга

Философская деятельность Фридриха Шеллинга имела огромное влияние не только на последующих немецких философов, но также и на русских мыслителей. Одновременно с этим в первой половине XIX столетия данный философ вызывает особое впечатление у приверженцев русской литературной эстетической мысли, что приводит в движение российский романтизм и переворачивает сознания сторонников его философских взглядов.

Особое значение в народ принес его труд о теории тождества, относящийся к первому периоду. Эти философские взгляды включали в себя не только догадки о совместном тождестве реального и идеального, находящегося в Абсолюте, но и обоснованные сведения о наличии в природе мыслящего и животворящего принципа. Исходя из мнения Шеллинга, следовало, что природа — это ни что иное, как уникальное место, где объединяются между собой человеческий и божественный уровни.

Умозаключения Фридриха привели в движение несколько сторон тогдашней естественной науки, но наибольшее влияние его философские работы оказали на саму философию и литературу.

Особенное значение труды Фридриха Шеллинга имели для русской духовной культуры. Одновременно с проникновением в Россию Шиллинговского течения происходило неизбежное изменение в сознании русских людей. Сторонники брали за основу главные принципы этого немецкого философа и внедряли их в свое мировоззрение.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту