04.09.2024
#Философия
42

Географический детерминизм: его сущность и основные черты

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Концепция географического детерминизма
  2. Развитие концепции географического детерминизма
  3. XVIII век
  4. XIX век
  5. XX век
  6. Географический детерминизм в России
  7. Критика
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

🤔 Определение

 Географический детерминизм — концепция, утверждающая, что процесс общественного развития — это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие влияния природных сил.

 Географический детерминизм его сущность и основные черты

Фото: Playground AI

Концепция географического детерминизма

Географический детерминизм рассматривает географическую среду как главную движущую силу развития человеческого общества. Быт и нравы, психические особенности людей, уклад жизни, общественный строй, законы, распределение богатства — все это будто бы предопределено той географической обстановкой, в которой существует данное общество. Географический детерминизм интересовал таких разных ученых как К. М. Бэр, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Л. И. Мечников, Л. Н. Гумилев и многих других, что позволяет говорить о значимости проблемы, о постоянном интересе к географическому детерминизму как принципу философов, социологов, географов, политологов и представителей других наук.

Многие сторонники географического детерминизма придавали огромное значение климату. По их мнению, характер этноса, его социальные институты, даже политические режимы определяются особенностями местной погоды.

Со временем факторами, влияющими на духовно-социальную составляющую народов, стали рассматривать и другие явления — плодородие земель, богатство или бедность ресурсов, речная система, особенности ландшафта. Общество трактуется как результат влияние географических объектов и явлений. 

Таким образом, географический детерминизм отрицает не только теологические объяснения характерных черт социума («так велел Бог», «это Божественное провидение»), но и сводит на нет влияние самого человека на социальную реальность. Желания и стремления людей никак не влияют на общество, его структуру и развитие.

Развитие концепции географического детерминизма

Предположение о связи климата и общественного развития высказывают уже античные мыслители и ученые. Гиппократ утверждает, что южане склонны к изнеженности как телесной, так и физической. Аристотель прямо говорит в 7 книге «Политики», что «племена, обитающие в странах с холодным климатом» отважны, но «но недостаточно наделены умом», а вот люди, проживающие в южных районах Азии, отличаются способностями к ремеслам, но мужества у них мало. Поэтому северяне-европейцы образуют маленькие, зато свободные государства, а южане-азиаты создают огромные рабские империи. И Аристотель же первый излагает мысль о «золотой середине» географического детерминизма. По его мнению, эллины занимают среднее положение между севером и югом, а значит, отличаются мужеством и умом, способны отстоять свою свободу и построить крупное государственное образование. 

Особого развития эта мысль не получает, только у Полибия в 4-й книге есть рассуждение о народах, чьи «нравы суровы вследствие холодного и туманного климата», но в целом в римской школе вопрос о связи общественного устройства и окружающей среды не разрабатывался.

Интерес к влиянию географических факторов на социум практически отсутствует в Средние века. В эту эпоху господствует теоцентричная картина мира, в которой судьбы народов и государств определяет воля Провидения, а не плодородие земель и мягкий климат.

XVIII век

По мере развития христианского мировоззрения в Европе идеи детерминизма перестают развиваться. Господство религиозной философии не оставляет места представлениям об обществе, развитие которого определяется материальными причинами.

Ученые Средних Веков и Возрождения еще могли говорить о влиянии климата на человеческое мировоззрение, но социум и протекающие в нем процессы остаются в «ведении» божественного Провидения. Но с приходом «века разума», XVIII столетия, все меняется. Эта эпоха впервые в европейской истории делает акцент на рациональном осмыслении мира. Ученые Просвещения решительно отказываются от любых мистических трактовок общественного развития. 

Монтескье Шарль Луи

«Отцом» географического детерминизма считается Шарль Монтескье — один из видных философов Века Просвещения, изложивший свое мировоззрение в трактате «О духе законов» (1748 год). В целом эта книга посвящена обоснованию законов, определяющих жизнь государства. 

По мнению Монтескье, общественный строй определяется, прежде всего, климатическими условиями. Ведь все, что влияет на тела людей, обязательно влияет и на их дух. А от душевного склада людей зависят законы, обычаи и само устройство местных государств. Жаркий климат расслабляет и обессиливает человека, поэтому в азиатских странах с тропическим климатом люди склонны к созерцанию, а не деятельности. Их страны управляются деспотами, так как местным населением можно управлять только посредством страха и угрозы наказания. 

Вторым фактором, оказывающим важное влияние на государственный строй разных стран оказывается рельеф местности. Для Азии характерны крупные равнины, не разделенные горами или реками. Все это способствует образованию крупных государств с жестким тираническим управлением. 

Южным расслабленным странам противопоставляются общества Севера, населенные активными людьми, ведь холод дает их телам «бодрость», соответственно, они по характеру предприимчивы. Но если в Европе северные народы образуют несколько небольших стран «где правление основано на законах», то Север Азии порождает империи, завоевывающие своих южных бездеятельных соседей.

Кроме того, Монтескье утверждает, что в Азии нет умеренного климатического пояса, там либо очень холодно, либо чересчур жарко. В Европе все обстоит иначе. Именно народы, проживающие в умеренном климате, находятся в наилучшем положении. Это народы достаточно свободолюбивые, но способные объединяться в среднего размера страны под управлением одного монарха. Они могут не бояться внешнего завоевания, под угрозой которого живут маленькие северные республики, и не потерпят южного деспотического управления. 

Таким образом, политическое устройство народов не бывает плохим или хорошим, ведь это лишь следствие объективных факторов. Нет народов, склонных к лени или рабству, есть народы, живущие в условиях максимально благоприятных для безделья или тиранического управления.

 Монтескье Шарль Луи

Фото: Playground AI

Гердер Иоганн Готфрид

Иоганн Гердер — немецкий историк культуры и богослов Позднего Просвещения развивал более мягкий вариант географического детерминизма. В своей книге «Идеи к истории философии» он утверждал, что на общество воздействует не какой-то определенный географический фактор, а их совокупность (климат, почва, рельеф). Кроме того, нет жесткой взаимосвязи географии и форм общественного развития. Окружающая среда не может сделать народ свободолюбивым, скорее климат и иные условия делают людей склонными к определенному политическому правлению и политическому устройству.

XIX век

Идеи географического детерминизма продолжают развиваться и в XIX веке, когда научное знание в Европе окончательно вышло из тени религиозных постулатов. Теперь ученые стараются увязать в единую систему природные явления и развитие народов. Так английский историк Бокль в своей «Истории цивилизации в Англии» пишет, что есть четыре фактора, имеющие огромное влияние на «род человеческий» — климат, пища, почва и общий вид природы (загадочные и устрашающие природные явления). Именно это — причина богатства или бедности, угнетения и свободы нации.

Более конкретно к проблеме подходил Карл Риттер — выдающийся немецкий географ, считавший, что любое человеческое общество вынуждено приспосабливаться к окружающей среде. Каждая нация живет в уникальном географическом окружении, которое не только влияет на человека, но и само изменяется в ходе человеческой деятельности.

Еще один немецкий географ Фридрих Ратцель даже основал науку антропогеографию, в которой государство трактовалось как живой организм, а пространство, на котором оно располагалось, как тело, нечто, определяющее качество его существования. 

XIX век

Фото: Playground AI

XX век

После Второй Мировой Войны географический детерминизм как философская концепция оказался скомпрометирован близостью к постулатам нацизма. Учение о государстве, которое развиваясь, нуждается в увеличении «жизненного пространства», прекрасно обосновывало планы экспансии Германии. 

Кроме того, научно-техническая революция второй половины XX все больше и больше уменьшает роль климата или рельефа в жизни и развитии общества.

Термины и идеи детерминизма «вбираются» концепцией геополитики, рассматривающей внешнюю политику любого государства как попытку улучшить свое географическое положение.

Географический детерминизм в России

В России географический детерминизм в чистом виде почти неизвестен. Российские культурологи и историки чаще развивали «цивилизационный» подход при описании типов общества и государства (Данилевский Н. Я., Леонтьев К. Н.). 

Наиболее близко, к концепции географического детерминизма подошел историк Мечников Л. И. В своей работе «Цивилизация и великие исторические реки» ученый описывает появление и развитие человеческих сообществ под влиянием «водного фактора». Великие цивилизации возникли на берегах крупных рек, по мере развития эта «речная» цивилизация превращается сначала в «морскую», а после в «океаническую».

 Географический детерминизм в России

Фото: Playground AI

Критика

Географический детерминизм — интересная теория, но имеющая существенные недостатки. Их заметили и описали уже в XVIII столетии. Основная претензия к концепции — упрощенность в понимании общественного развития. Из десятков факторов, влияющих на человеческое общество учитываются только природные. Это делает картину мира, представленную учением слишком абстрактной, практически неприменимой к реальности. Уже у Монтескье спрашивали: какие географические факторы различают Францию и Испанию? А ведь общественное устройство и культура этих стран очень различны.

Кроме того, концепция совершенно не учитывает социальную и историческую динамику общества. Государство может менять принципы политического управления (как Древний Рим), а климатические условия останутся теми же. 

Кроме того, концепция совершенно не учитывает социальную и историческую динамику общества. Государство может менять принципы политического управления (как Древний Рим), а климатические условия останутся теми же. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту