Рады, что вам понравилась статья 😊
Гераклит родился между 540 и 520 г. до н.э. в древнегреческом полисе Эфес. Сейчас руины античного города находятся на западе Турции. Эфес относился к региону Иония, что определяло диалект и культуру жителей.
Сведения о происхождении философа противоречивые. Есть версия, что он — представитель местной царской династии, отказавшийся от привилегий в пользу брата.
Эфес отличался от Афин тесными отношения с правителями государства Лидия, где впервые началась чеканка монет. Греки, жившие на восточном берегу Эгейского моря,рано столкнулись с персидской угрозой.
Город стал одним из центров Ионического восстания в начале V века до н.э. Выступление ионийцев стало началом греко-персидских войн.
В 478 г. до н.э. Гераклит написал трактат, не имевший названия, но получивший в поздние времена наименование «О природе». Произведение оказалось утраченным, поэтому до современного человека дошли отдельные фрагменты через труды античных и византийских авторов.
Из сохранившихся цитат Гераклита заметно его неприязненное отношение к согражданам. Несмотря на трудности во взаимопонимании, философ не покидал Эфес. В конце жизни удалился в горы, где стал питаться съедобными растениями и тем самым ослабил организм.
Скончался Гераклит в 460 г. до н.э. Из-за загадочного характера цитат, его в древности прозвали «темным», «загадочным» и «меланхоликом». Живший в начале III века н.э. Диоген Лаэртский утверждал, что Гераклит умер, покрытый навозом.
Первая его научная биография вышла в 1901 г. Гераклит относится к «досократовским философам». Сократ родился в 469 г. до н.э.
Несколько известных изречений Гераклита:
✏ Заметка №1Храм Артемиды в Эфесе является одним из 7 чудес света Древнего мира. В последнем варианте храм строился с 550 по 380 г. до н.э. Просуществовал памятник архитектуры недолго. Прошло 24 года и храм сжег Герострат. Цель поступка — желание прославится, поэтому появился фразеологизм «Геростратова слава».
Иллюстрация: образ древнегреческого философа, NeuralWriter
Философ относился к ионической школе и считал себя самоучкой. Окружающие относились к нему, как к мизантропу. Первоначалом он считал огонь. Эту стихию греки считали легкой и подвижной. Она ассоциировалась с богом Гефестом.
Гераклит считал, что огонь сгущается в воздух, а последний превращается в воду, уходящую в землю. Окружающий мир был остывшей частью всеобщего огня.
Древнегреческая религия не нравилась философу. Объектом критики стали жертвоприношения и поклонение статуям. Он негативно относился к погребальным обрядам и к трупу человека. Последний сравнивал с навозом.
Из трактата «О природе» сохранилось свыше 100 фрагментов. Диоген Лаэртский утверждал, что книга Гераклита хранилась в храме Артемиды.
Трактат состоял из трех частей:
Согласно Гераклиту, диалектика представляет концепцию непрерывного изменения, становления. В материальном космосе это проявляется как круговорот веществ и четырех стихий.
Наглядным примером и хорошим образом служит река. Человек не может зайти дважды в водоем. Шагнув второй раз, река будет новой.
Философ является автором фразеологизма «Всё течёт, всё меняется».
Становление выглядит как непрерывный переход из одной противоположности в другую. И совокупность уже созданных противоположностей.
Поэтому в рассуждениях Гераклита были едины антиподы:
Противоположности находятся в постоянной борьбе. По мнению Гераклита, «хозяином всего» является раздор. Борьбу философ ассоциировал со справедливостью.
Понимание диалектики Гераклитом связано и с моментом относительности.
Особое место в размышлениях занимал логос. Философ так обозначал упорядоченную организацию мира и его рациональную структуру.
Доктрину логоса можно рассматривать как источник естественного права. Гераклит сравнивал борьбу за соблюдение закона с защитой городских стен.
Философ не знал о шарообразности Земли, считал ее плоской и бесконечной во всех направлениях. Особого интереса к астрономии и математике он не проявлял.
Все происходящее он связывал с волей судьбы, а также с конфликтами и прихотями богов.
Поэтому у него были такие ассоциации:
Психику человека он связывал с душой. Последняя, по его мнению, состояла из смести огня и воды, то есть благодарного и неблагодарного. Пьянство у него ассоциировалось с водой.
Душу человека он сравнивал с пауком, а тело — с паутиной. Гераклит критиковал концепцию своего предшественника, Гомера, о душе в загробной жизни. Зороастрийцев иногда называют «огнепоклонниками».
Симпатии философа к огню не такие уж и случайные. Эфес к началу V века до н.э. имел тесные связи с империей Ахеменидов, где главной религией был зороастризм.
Лучшими свидетелями окружающего мира Гераклит считал глаза и уши. Знание происходит не от частей человеческого тела, а от мышления, ведущего к мудрости.
✏ Заметка №2В старейшей из сохранившихся цитат, Гераклит, называет мировой порядок «космосом» и утверждает, что он одинаков для всех. Этот космос, ассоциируемый с огнем, существует в настоящем, прошедшем и будущем. Пересказывая Гераклита, Платон и Аристотель утверждали, что мир разрушается «великим пожаром».
Иллюстрация: руины города Эфес, NeuralWriter
В истории философской мысли автору из Эфеса дали такие характеристики:
Один из современников, Биас из Приены, считал, что большинство живущих людей «плохие». Гераклит поддерживал такую точку зрения и критиковал других философов:
К идеям философа из Эфеса проявили интерес Платон и Аристотель. Следовательно, через них, произошло влияние на западную философию.
Сведения о наличии у Гераклита учеников спорные. Влияние его философской мысли заметно у таких философов, как Диоген Аполлонийский, Анаксагор, Эмпедокл, Демократ.
Философы-атомисты считали, что все в окружающем мире находится в движении.
Софисты разделяли идеи Гераклита о логосе. Продолжателем его учения был «отец риторики» — младший современник, софист Горгий.
Несколько античных философов, например, Плутарх, живший в период расцвета Римской империи на рубеже I и II веков н.э., создали трактаты о Гераклите, но эти тексты не сохранились.
Живший в III веке до н.э. философ-стоик Клеанф стал автором труда из 4 томов под названием «Толкование Гераклита». Как и в случае с Плутархом, сочинение не сохранилось.
Представители сократической школы циников соглашались с философом из Эфеса в осуждении религиозных мистических практик.
В римской философии влияние Гераклита заметно в работах императора-философа Марка Аврелия.
Современником Марка Аврелия был Иустин Мученик — представитель ранней патристики. К Гераклиту он относился положительно и считал его, как и Сократа, «христианином до Христа».
В Средние Века о философе из Эфеса знали византийские авторы, а в западной Европе первая его цитата появилась у Бернарда Турского в XII веке. Этот представитель Шартрской школы относился к направлению платоников.
В XIII веке Гераклитом заинтересовались Фома Аквинский, Альберт Великий и Данте Алигьери.
Донато Браманте, итальянский живописец второй половины XV века, в 1477 г. создал фреску, изобразив Гераклита плачущим, а Демокрита смеющимся.
В 1510 г. Рафаэль Санти изобразил Гераклита в образе Микеланджело на фреске «Афинская школа» в Ватикане.