Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка 1. Философ, родившийся в 1820 году, умерший в 1903 г., не получил академического образования, но был одним из самых разносторонних ученых, благодаря выдающимся умственным способностям.
В молодые годы будущего философа интересовали математические и естественные науки. Уже в 1837 году он приступил к работе на железной дороге в качестве инженера, где изобрел прибор для измерения скорости локомотива. После небольшого перерыва на самообразование Спенсер возглавил инженерное бюро и запатентовал еще одно изобретение. Несмотря на успехи в карьере инженера, в 1848 году ученый занялся журналистикой и принялся за написание собственных трудов. Главной его целью стало создание синтетической философии, объединяющей все научные знания. Первые издания труда не заинтересовали читателей, но к 1875 году учение Спенсера обрело огромную популярность.
Основой учения стала идея эволюции, которая делится на органическую, неорганическую и надорганическую. Последняя изучает процессы развития общества, занимается их описанием и выявлением закономерностей. Согласно представлениям органической школы, общество – это организм, каждая часть которого выполняет конкретные функции. Общество подстраивается под окружающую действительность в ходе естественного отбора, ведущего к образованию более сложных образований.
Заметка 2. Популяризация представлений об естественном отборе и борьбе за выживание обусловила появление научного расизма.
Спенсер выделял два типа общества: военное и промышленное. Первый тип общества строится на борьбе за выживание, его целью становится порабощение или уничтожение неприятеля в ходе военных конфликтов. В результате перехода от кустарного производства к фабричному, общество эволюционирует в промышленное. Борьба за существование здесь проявляется в форме конкуренции. Общество промышленного типа может вновь приобрести черты военного.