Рады, что вам понравилась статья 😊
Немецкий математик, философ и юрист конца XVII века Лейбниц (рис. 1) защитил диссертацию по праву, служил по политической части, впоследствии стал советником юстиции, выделяя время для научной работы.
Рисунок 1. Готфрид Лейбниц
Заметка 1 Именно Лейбниц ввел в научный обиход распространенные у философов термины «материалист» и «идеалист».
Мыслитель не оставил после себя единого структурированного учения. Его идеи «разбросаны» по множеству небольших разрозненных сочинений. Также, как и Паскаль, Лейбниц критиковал взгляд Декарта на истину (последний утверждал, что истинным признается то, что кажется субъекту самоочевидным и не вызывающим сомнений). Лейбниц называл такой подход субъективным.
Истина объективна, а объективно то, что можно доказать логически. Следовательно, по Лейбницу, суждение признается истинным, если оно логически обосновано.
Заметка 2 Лейбниц встречался с императором Петром I и призывал его создать в России академию наук.
В гносеологии Лейбниц не соглашался с Джоном Локком и его идеей о душе как «чистой доске». По Лейбницу, однако, душа также не содержит врожденных идей. Немецкий мыслитель выступал за «золотую середину», полагая, что в душе присутствуют намётки истинных идей, которые способны претвориться в жизнь благодаря опыту (притом, что опыт без душевных потенций не способен производить знание).
Образцом познавательной деятельности считал математику и, разрабатывая идею «всеобщей науки», также опирался на математический подход, согласно которому любая наука должна обладать универсальным языком и способами «исчисления», наподобие существующих в алгебре.