Рады, что вам понравилась статья 😊
Рисунок 1. Иммануил Кант
Один из ведущих мыслителей немецкой классической философии Иммануил Кант (рис. 1) полагал, что познание неразрывно связано с опытом.
Согласно воззрениям Канта, сначала человек испытывает и проживает какой-нибудь процесс или явление, и только потом этот процесс переходит в «ранг» познанных. Такие знания мыслитель относил к апостериорным.
Второй формой знания, по Канту, является априорное. Этими знаниями человек овладевает в процессе познания, однако они предоставляются человеку как данность, от природы, и не требуют доказательств.
Заметка 1 Другими категориями философии Канта, которые относят нас к границам познания, являются «вещь в себе» и явление.
«Вещами в себе» Кант называл объекты с теми характеристиками, которые не связаны с восприятием человека и не зависят от условий восприятия. Например, человек может постичь форму, размер, цвет, запах и вкус некого предмета, однако ему недоступны внутренние сущностные характеристики этой вещи.
Явлением мыслитель называл постижимую человеком противоположность «вещи в себе». Явление представляет собой предмет в восприятии индивида и, следовательно, оно доступно пониманию человеческого сознания.
Заметка 2 Считая «вещи в себе» непознаваемыми, Кант заранее выстраивал границы познавательной деятельности, с чем не соглашаются которые современные философы.
Стоит отметить, что понятие души человека и существования после смерти Кант, что логично, относил к категории «вещей в себе», которые не могут быть познаны и, следовательно, у человека нет надобности их познавать.