Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка 1 В древнегреческой философии выделяют три периода: зарождение, расцвет и упадок. Античная классика относится ко второму периоду (расцвета) 5-4 веков до н.э.
Сократ (рис. 1) критически относился к софистам, считая их
Рисунок 1 - Общие сведения и идеи Сократа
риторические приемы неприемлемыми, и изобрел свою систему — майевтику, согласно которой предмет дискуссии нужно рассматривать с противоположных сторон.
Сократ не размышлял о первоначале и методах познания окружающей действительности, сфокусировав свое внимание на человеке. Этика Сократа сводится к признанию знания добродетелью, а незнания — пороком. Как следствие, согласно Сократу, сознательно человек никогда не сделает зла (с чем не соглашался Аристотель).
Платон был наиболее известным учеником Сократа и письменно
Рисунок 2 - Идеи Платона и Аристотеля
зафиксировал идеи своего учителя. Платон полагал, что существуют два мира — идеальный и материальный. Мир идей, согласно философу (рис. 2), воплощает идеальный образ объекта или процесса, в то время, как телесный мир грубо претворяет в жизнь задуманный идеал.
Платон утверждал, что в душе содержатся ответы на вопросы бытия, но душа человека, стесненная телом с его грубыми земными потребностями, забывает идеи-ответы, и в течение жизни нужно прилагать интеллектуальные усилия, чтобы их вспомнить.
Ученик Платона Аристотель (рис. 3) полагал, что залог благоденствия
Рисунок 3 - Аристотель на той же фреске
государства заключается в процветании части общества, называемой средним классом; эту идею экономисты и социологи до сих пор считают истинной.
Философ создал классическую логику, считая, что ее основы должны прилагаться ко всем наукам. Не соглашался с идеализмом Платона, считая материю и дух равными основополагающими началами.