Иррационалистическое учение Ф. Ницше
Фридрих Ницще — немецкий мыслитель конца 19 века. Работы мыслителя, выразившие новаторские идеи и подходы к культуре стали предтечей к формированию новой культурно-философской традиции, а также заложили основы школы философии жизни.
Творческий путь
В жизни и творчестве философа нашли отражения черты кризисного времени, которые выразились в тотальном разочаровании и пессимизме. В философском творчестве можно выделить три этапа:
- Ранний период, молодой Ницще следует идеям Шопенгауэра.
- Следующий этап связан с позитивизмом и разочарованием в идеале художника.
- Последний этап, это период зрелого Ницще, когда разработаны собственное учение о сверхчеловеке и дана идея переоценки всех ценностей.
Заметка В первом труде «Рождение трагедии» Ницще формулирует проблему создания культуры, в которой человек мог бы успешно воспитать себя и усовершенствоваться духовно.
Философия переоценки ценностей
Согласно учению Ницще, выработанная западным обществом система ценностей, базирующаяся на круге платоновско-христианских учений, должна быть реорганизована. Ницще предвидел надвигающуюся эпоху тотального нигилизма и провозгласил «смерть Бога».
Определение «Смерть Бога» — понятие символизирующее отказ общество от высших ценностей и формирование потребности в новом порядке и новой иерархии.
Философия воли
Центральным учением философии Ницще стала разработка проблемы воли к власти. Данная проблема ставила вопрос важности общественных явлений, в основе понятия лежит право сильного. Этическая разработка проблемы носит нигилистический характер: мораль рассматривается как элемент, пагубно влияющий на развитие культуры. Таким образом, идеалом новый культуры должен стать сверхчеловек, не связанный моральными нормами.