Рады, что вам понравилась статья 😊
С эпохи античности выделяют два главных подхода к пониманию и трактовке категории истины: онтологический и гносеологический. Так, онтология как дисциплина, познающая бытие в целом, рассматривает истину как данность, объективно существующую в мире, и поэтому истину можно осмыслить, воспринять и понять без специальной методологии. Гносеологический подход связан с теорией познания и подразумевает, что истина познается благодаря разуму и рациональным подходам: истину можно «классифицировать», распределять по определенным категориям, возводить в системы и т. д.
Заметка. Аристотель называл истинным то, что объективно и не зависит от субъективного взгляда человека, рассматривающего предмет.
Русское слово «заблуждение», обозначающее соответствующее понятие, восходит к древнерусской словоформе «за блуд», что вполне объясняет значение термина: «заблуждение» означает ошибку, искажение, отход от истины, которая на Руси была равна Богу и противопоставлялась блуду.
Английский философ прошлого столетия Бертран Рассел (рис. 1), изложивший историю философских учений в труде «История западной философии», был представителем логического атомизма, сторонники которого полагали, что истинным является то, что соответствует фактам.
Рисунок 1. Б. Рассел в 1957 году
Однако проблема заключается в том, что признание явления или процесса «фактом» неизбежно связано с субъективностью познающих субъектов, поэтому истинным факт бывает не всегда и впоследствии может оказаться заблуждением.И. Кант рассматривал истину с точки зрения категорий априорного (доступного человеку от природы и не требующего доказательств) и апостериорного (постигаемого благодаря опыту).