Рады, что вам понравилась статья 😊
В немецкой философии начало историцизму как возможности сформулировать законы, по которым совершается исторический процесс, положил Иоганн Готфрид Гердер (рис. 1), чьи воззрения впоследствии оказали влияние на ряд последователей немецкой классической философии.
Рисунок 1. И. Г. Гердер
Рассматривая как более поздние фиксации человеком воззрений на мир и его историю, так и фольклорные, мыслитель сравнивал историю народов с этапами взросления человека, а историю человечества — с деревом, в котором древние народы образуют устойчивый ствол (например, античная цивилизация), а новые нации — более подвижные ветви.
Заметка 1. Синхронно с изысканиями Гердера представитель немецкой классической философии Георг Гегель сформулировал различия между немецкими понятиями Historie и Geschichte, освобождая последнее от богословской трактовки.
Иммануил Кант писал о Naturgeschichte, видя возможности историцизма в мире природных явлений.
На фигуре Канта круг замыкается, и Гердер, испытывавший влияние идей своего учителя Канта, положительно относился к критике Кантом основ научного знания и принципов познавательной деятельности.
Заметка 2. Гердер ставил разум в том числе и во главе историцизма. Вероятно, поэтому философа сегодня называют жемчужиной немецкого Просвещения.
В XIX столетии принципы историцизма начинают рассматривать сами историки, забрав лидерство в этом направлении у философов. Так, Леопольд фон Ранке полагал, что историческое знание должно быть объективным, для чего необходимо точное и систематическое исследование источников, а также отход от идеологических и политических трактовок исторического процесса.