Легизм и юснатурализм
Учение легизма о примате закона
Легизм с критикой относится к положениям философии права об анализе смыслов, ценностей и идеалов прав и законов, так как считают это чуждым правовой системе. Так называемая метафизика предмета отвергается ими.
Заметка 1. Значение для легистов имеют два факта: рационально-эмпирическая структура права и ее официально-принудительный характер.
Легизм рассматривает нормативно-правовую систему в качестве инструмента власти.
Определение 1. Закон согласно легизму – это реальное выражение самодовлеющего на общество института власти, законе есть выражение их волеизъявления.
Основным свойством правовой системы легизм признает обязательный характер исполнения.
Юснатурализм и естественное право
Если легизм строится на праве, приобретенном по воле представителей властных структур, то юснатурализм в противоположность этому строится на понятии естественных прав человека.
Определение 2. Естественное право подразумевает, что человек обладает им с момента рождения, оно истинно, неотъемлемо и неизменно.
Юснатурализм открыто критикует легизм за искусственность его постулатов. Права, которые отстаивает юснатурализм, согласуются с критериями нравственности и справедливости, берут начало в самой природе вещей, отражают данную им суть.
Пример. Естественные права включают в себя, например, право на свободу, равенство, достоинство.
Заметка 2. Легизм и юснатурализм освещают два противоложных корпуса одной проблемы – доказательств объективности определенной правовой системы. Однако юснатурализм не имеет собственной законодательной практики.