08.07.2024
#доклад
#конференция
42

Немецкая классическая философия: отличительные особенности и основные представители

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение немецкой классической философии
  2. Исторический контекст
  3. Главные личности немецкой классической философии
  4. Другие философы и течения
  5. Наследие немецкой классической философии
  6. Современное значение и интерпретации

В этой статье мы расскажем о ее отличительных особенностях и основных представителях. Также осветим исторический контекст немецкой классической философии, ее наследие и современное значение.

Определение немецкой классической философии

Под немецкой классической философией понимается период с конца XVIII века до первой четверти ХІХ века, представляющий собой заключительный этап формирования новоевропейской философии. Он отличается целостностью, логической завершенностью и высокой степенью систематизации концепций.

В эту эпоху было тщательно проработано несколько ключевых аспектов и произошел переход от основных проблем философии наподобие бытия и мышления к изучению сущности человека и рассмотрению истории как целостного процесса развития.

Исторический контекст

В конце XVIII века философия Нового времени начала утрачивать былую мощь, что привело к невозможности ее использования в качестве фундамента для разработки научных знаний. Концепции Декарта, Ньютона, Лейбница стали морально устаревшими.

После естественно-научной революции, произошедшей в XVII веке, и ряда значимых открытий в области естествознания началось формирование представления об идеальном знании, базирующемся на законах математики и механики.

Наука продемонстрировала противоречивый характер действительности, ее переменчивость. В итоге классические немецкие мыслители осуществили философское обобщение текущего состояния и достижений науки, направленное на стимуляцию новых открытий.

Главные личности немецкой классической философии

Немецкая классическая философия занимает важное место в истории философской мысли и включает ряд выдающихся мыслителей. Ознакомимся с некоторыми основными личностями, которые оказали значительное влияние на развитие философии.

Иммануил Кант

 Кант

Фото: https://robotext.io/image

Родоначальником классической немецкой философии считается Иммануил Кант. Взгляды мыслителя в значительной степени менялись в течение всей его жизни. Сначала он был заинтересован в решении естественно-научных проблем. Впоследствии Кант переключился на идеалистические, оторванные от действительности темы: бытие, познание, нравственность, право.

С точки зрения Канта, в основе любого знания лежит опыт. Часть знаний люди получают при помощи познавательной способности. Они называются априорными, приобретенными до получения опыта.

Такое истолкование философии мыслитель тесно связывал с преодолением ряда сложностей, вызванных ограничениями человеческого разума. Причина этих ограничений кроется в том, что весь мир делится на познаваемые явления и ноумены, недоступные для познания, — «вещи в себе».

Перед погружением в область метафизики необходимо сперва определить границы человеческого познания. Условия, требуемые для познания, представлены непосредственно в разуме человека. Благодаря им достигается всеобщность знания, но они являются непреодолимыми барьерами достоверного знания.

Кант отвергал как рационалистическую, так и эмпирическую традиции, поскольку они зиждутся на предположении о существовании единственного источника познания: разума или чувственного опыта. В противоположность этому, философ утверждал, что и ощущения, то есть чувственная интуиция, и понимание в одинаковой степени необходимы для приобретения опыта.

Кант считал, что рационалисты и эмпирики не в состоянии провести разграничение в рамках 2 дихотомий — «аналитическое или синтетическое» и «априорное или эмпирическое». По мнению мыслителя, не все априорные истины являются аналитическими. К примеру, это касается таких утверждений, как «У каждого события должна быть своя причина», «Три угла треугольника равняются 180 градусам», «7 + 5 = 12». Это очевидные, не аналитические истины. Они могут обеспечить познание мира и выступают в качестве основных принципов науки.

Для критики метафизики рационализма Кант разработал неэмпирическую теорию опыта: разум не может предоставить условия для теоретического познания, выходящего за пределы человеческих органов чувств.

Мыслитель продемонстрировал возможность существования синтетических априорных истин при помощи 2 аргументов:

  1. У опыта имеются структурные условия, именуемые «априорными формами опыта». К ним относятся пространство, время и еще 12 категорий.
  2. Мир должен находиться в соответствии с этими формами, подчиняться им. В основе трансцендентального идеализма лежит утверждение о том, что мир пространственно-временных объектов эмпирически реальный и трансцендентально идеальный. Первое вытекает из того, что предметы реальны, поскольку они существуют независимо от человека. Второе — из того, что такие предметы связаны с априорными формами опыта. Это реальные предметы — феномены, а не ноумены.

Иоганн Готлиб Фихте

Иоганн Готлиб Фихте

Фото: https://neuralwriter.com/ru

В основе философской концепции Фихте лежит деятельность. Мыслитель рассматривал ее как самостоятельное начало, первичное по отношению ко всему остальному. В качестве единственной существующей субстанции он признавал субъекта, а наиболее значимым аспектом деятельности считал закон нравственности.

Философия по Фихте должна демонстрировать внутреннее единство системы наук, и сама быть наукой. Для нее требуется свой собственный принцип, который обосновывается посредством особого единства формы и содержания.

Фихте утверждал, что разум — сущность любых проявлений человеческой духовности, а не одна из способностей души. Человек, с точки зрения мыслителя, рационален, его поступки опираются на разум, что отличает его от животных.

Фихте настаивал на единстве всего сущего, резко отрицая такие категории, как «всеобщее» и «единичное». Он полагал, что мышление и бытие суть одного целого. Наука по Фихте должна базироваться на принципе монизма, являющимся прямым следствием познания космического, вселенского единства.

Фихте выдвигал идею единства универсума и необходимости. Единый принцип философии, сформулированный им, подразумевал единство мышления и бытия, субъекта и объекта.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Фото: https://robotext.io/image

Гегель оставил заметный след в мире философии, по-новому сформулировав принципы гносеологии, разработав ряд философских категорий и возродив диалектику, активно применявшуюся философами античности.

Отправной точкой для создания концепции Гегеля стало отрицание предложенного Кантом разделения между феноменами, принадлежащими к познаваемому миру явлений, и непознаваемыми ноуменами. Поскольку, с точки зрения Канта, мир феноменов не является иллюзией, а эмпирической реальностью, мир ноуменов — базис конечной реальности. Так обосновывается необходимость в существовании двух реальных миров.

Однако, по мнению Гегеля, существует лишь один реальный мир. Он утверждал, что предметы полностью создаются сознанием. Если более ранние философы считали, что сознанием человека руководит Бог, то Гегель настаивал на том, что способности, навыки и таланты создаются самостоятельно самим же сознанием за счет его собственной исторической эволюции, вытекающей из вечного противопоставления самому себе. Сознание генерирует, структурирует и регулирует реальность, не только окружающий мир, но и само себя.

Под Абсолютом мыслитель понимал реальность такой какая она есть, но не считал, что она относится к миру ноуменов. Значение Абсолюта по Гегелю синонимично таким понятиям, как «сознание», «дух».

Реальность, включая аспекты мира, — результат мыслительного процесса, протекающего внутри сознания. Все существование во времени — телеологический, целенаправленный, эволюционный процесс.

Диалектика Гегеля начинается с какого-либо утверждения, «тезиса», признаваемого ложным в ходе последующего анализа. Это приводит к формулировке противоположного утверждения, «антитезиса», также оказывающегося недостоверным. Процесс не провоцирует возникновение парадокса или скептицизма, но ведет к синтезу двух изначально противоположных утверждений. Затем цикл продолжается, порождая новые тезисы и антитезисы с последующим синтезом.

Диалектика никогда не бывает статичной. Она ведет к переходу на высокие уровни дискурсивной мысли и просвещенного сознания, до устранения противоречий в дихотомии между эмпирической и рационалисткой системами.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Фото: https://neuralwriter.com/ru

Концепция Шеллинга зиждется на вопросе о свободе и философии искусства. В качестве основополагающей гносеологической проблемы мыслитель рассматривал противоречие между теорией и практикой.

Шеллинг сделал акцент на понятии самоутверждения. Решение означенной задачи заключалось в отделении самоутверждения от абсолютного начала при помощи искусства.

Шеллинг дважды пытался систематизировать философию. Он выделял в знании объективный и субъективный компоненты. Первый он называл природой или бытием, а второй — мышлением или разумом.

Мыслитель намеревался разграничить в философии трансцендентальный идеализм, демонстрирующий превращение мышления в бытие, от натуральной философии, ответственной за обратный процесс — отображение перехода природы в разум. Философский цикл должен охватывать перемещение мысли от субъекта к объекту и наоборот. Природа тесно связана с сознанием и создается им. При помощи природы сознание способно достичь самоосмысления, чистого восприятия самого себя.

Из философии тождества Шеллинга следует, что природа представляет собой отношение разума и бытия, субъективного и объективного, причем бытие имеет первостепенное значение. Истину мыслитель рассматривал как гармонию между идеальным и реальным.

Абсолют Шеллинга имеет ряд сходств с Богом Спинозы, но отличается тем, что состоит из нескольких частей, совместно обеспечивающих его внутреннее развитие. Бог Шеллинга — творец мира, абсолютное «Я», резко контрастирующее с эмпирическим эго обычного человека, не способным существовать без Абсолюта. Объединение различных составляющих сознания, личность, представлено в конечном эго. У бесконечного эго нет объекта или личности.

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах

Фото: https://neuralwriter.com/ru

Последним ярким представителем эпохи немецкой классической философии был Фейербах, подвергший критике концепцию Гегеля. Он выступал за обновление философии. Источник всего сущего, с точки зрения мыслителя, — природа, а человек — ее часть. Социум же имеет меньшее значение.

Фейербах утверждал, что религиозность не несет существенной ценности, так как она базируется на слепой вере в трансцендентное и принадлежит к сфере фантастики. Мыслитель называл свою концепцию философией любви. Он находил бессмысленной привязанность к божествам и настаивал на важности человеколюбия.

При объяснении своей теории философ использовал 3 главных компонента — разум, волю и сердце. Он считал, что они абсолютно равноценны и могут слаженно функционировать лишь в единстве, указывая верное направление для развития человечества.

Фейербах стремился к освобождению от оков религии, доминирующих в то время догматов. Он пытался создать материалистическое объяснение существования высшего разума, подчеркивая значимость личности человека.

Фейербах интересовался социальными проблемами и создал антропологическое учение, опираясь на постулаты Гегеля. Мыслитель утверждал, что для познания человек должен использовать органы чувств, получая первоначальные сведения, перерабатывая их и превращая в целостную, структурированную, логически завершенную систему.

Другие философы и течения

К течениям, доминирующим в эпоху немецкой классической философии, относятся: объективный идеализм, субъективный идеализм и материализм.

Помимо рассмотренных 5 ключевых философов, в эту эпоху интересные идеи выдвигались и некоторыми другими мыслителями.

Так в 1787 году Фридрих Хейнрих Якоби предоставил обратную связь по поводу кантианской концепции, согласившись с невозможностью непосредственного познания вещи в себе, но отметив, что ее нужно принять как веру. Субъект должен искренне верить, что во внешнем мире существует реальный предмет, связанный с субъективным представлением. Вера — результат откровения, естественным образом известная, но логически недоказанная истина. Существование вещи в себе открывается наблюдающему субъекту, узнающему идеальные, субъективные представления, возникающие в сознании.

В 1790 и 1792 гг. Карл Леонард Рейнгольд опубликовал 2 тома «Писем о кантианской философии», пытаясь доказать утверждение Канта о том, что люди и животные могут знать только феномены, но не вещи в себе. Для этого Рейнгольд привел аксиому, согласно которой можно вывести все знания, находящиеся внутри сознания. Представление отделяется в сознании субъектом от самого субъекта и воспринимаемого объекта.

Готтлоб Эрнст Шульце подверг критике взгляды Рейнгольда и ряд утверждений, приведенных в «Критике чистого разума» Канта. Шульце отвергал объективное значение закона причинности. При рассмотрении сознания в качестве источника представлений или при усмотрении в предметах причины появления представлений в сознании причинность становится объективной. По мнению мыслителя, рассуждениям Канта не хватало последовательности, ведь он не отвергал существование предметов. Если полагаться только на критическую философию, то перейти от мышления к бытию не удастся.

Фридрих Шлейермахер, — теолог, утверждавший, что идеальное и реальное объединены в трансцендентальной сущности, Боге, без причинно-следственного влияния. Мыслитель понимал идеальное как субъективную умственную деятельность, обеспечиваемую мыслительным процессом, интеллектом и разумом. Реальное — объективная область природы и бытие на физическом плане.

Саломон Маймон оказал влияние на немецкий идеализм, выступив с критикой кантианских дихотомий. Он утверждал, что Кант не объяснил, каким образом противоположности, к примеру, чувственность и понимание, могут быть связаны или взаимодействовать друг с другом. Маймон попытался решить эту проблему, создав понятие «бесконечного разума». Мыслитель вернулся к докантианским трансцендентальным размышлениям. Возродив метафизические идеи из глубины критической философии, он заново придал им законность.

Наследие немецкой классической философии

Классики немецкой философии показали, что религия, мифология и искусство не менее ценны, чем точные науки. Они отказались разделять народы на цивилизованные и примитивные, полагая, что у каждого этноса имеется свой уникальный «дух», выполняющий особую миссию.

Мыслители устранили категоричные дихотомии — «истина-ложь», «научный-ненаучный», «цивилизованный-примитивный». Это помогло развитию гуманитарных наук, культурологии.

В основе немецкой классической философии лежала идея о том, что история и культура имеют первостепенное значение для развития человеческого духа. Мыслители рассматривали историю не просто как некую череду спонтанных событий, а как продолжительное путешествие сознания человека.

Современное значение и интерпретации

Труды представителей немецкой классической философии, в особенности работы Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга и Фейербаха, имеют несоизмеримо большое значение для современности. Их идеи были интегрированы в учения целого ряда школ, среди которых: марксизм, позитивизм, феноменология, экзистенциализм, лингвистическая философия, критическая теория, структурализм, постструктурализм и деконструкция.

Взгляды классиков немецкой философии также оказали влияние на многие области науки и культуры. Их идеи об обществе, человеческом познании, этике и метафизике до сих пор являются объектом изучения и дискуссий, помогая людям понять современный мир и отыскать свое место в нем.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!