Основная характеристика античной философии
Античная философия охватывает период с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Исходя из эволюции и развития научных взглядов, в ней выделяют три больших периода: натурфилософский (VI–V вв. до н.э.), классический (V–IV вв. до н.э.) и эллинистический (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Иногда к основным периодам добавляется период александрийских врачей.
Основные этапы развития античной философии
Богатая по своему содержанию античная философия зародилась в Древней Греции и Риме. Согласно общепринятому мнению, античная философия, как и вся культура античности, прошла несколько этапов.
- Первый этап — это зарождение и становление, которое происходило в первой половине VI века до н.э. в Малой Азии, Ионии, Милете. Там была основана милетская школа под руководством Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
- Второй этап — это зрелость и расцвет, который продолжался с V–IV вв. до н.э. Этот период связан с такими мыслителями, как Сократ, Платон и Аристотель. В это время также возникли школы пифагорейцев, софистов и атомистов.
- Третьим этапом был упадок греческой философии в период эллинизма и расцвет латинской философии во времена Римской республики. За этим последовал упадок и, в конечном счете, конец древней языческой философии. В это время скептицизм, эпикурейство и стоицизм были наиболее выдающимися направлениями эллинистической философии.
Основные концепции и категории
В эпоху натурфилософии мысль развивалась посредством логических рассуждений. Эксперименты и другие объективные методы еще не нашли своего места на данном этапе развития философии. Главная тема, волновавшая мыслителей, — «архе», то есть первооснова, исток всего сущего.
Главные представители того периода:
- Представитель милетской школы, житель древнегреческого города Милет, материалист, Анаксимен. Он считал, что первоосновой всего существующего является вода. Анаксимен, как и Фалес — древнегреческий философ и математик из Милета, был сторонником гилозоизма — учения об одушевленности любой материи. И, согласно Фалесу, даже у магнита есть душа, поскольку он способен двигать железо собственной силой.
- Анаксимандр, ученик Фалеса, считал источником всего апейрон — особое вещество, из которого происходит абсолютно всё в мире.
- Пифагор считал, что на первый план следует выдвигать количественную сторону всех вещей и явлений мира. Даже душу он представлял в виде числа, объясняя это следующим образом: «Число — это абстракция, оно вечно, его нельзя уничтожить. Вы можете съесть 2 яблока, но число «2» как абстрактное понятие — это нечто нерушимое. Душа так же бессмертна, как и число». Таким образом, он первым заговорил о нематериальности и какой-то потусторонности человеческой души.
- Гераклит Эфесский, житель города Эфес. Он верил, что всё сущее происходит из огня, и в нём он погибнет. Он развивал идею постоянного развития и изменения всего мира в соответствии с некой силой — Логосом. В некотором смысле, он отождествлял этот термин с понятием «судьба», считая, что все на свете происходит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха. В каждом предмете различаются только пропорции этих элементов.
- Демокрит — материалист, один из самых ярких и значимых представителей натурфилософии. К его заслугам относится развитие следующих идей:
- атомистическая теория — весь мир состоит из маленьких, неделимых частиц — атомов. Все атомы отличаются друг от друга по четырем параметрам: размеру, форме, порядку, вращению;
- теория всеобщего детерминизма — все предопределено, все события, происходящие в мире, имеют свою причину. За эту идею Демокрит получил множество негативных комментариев, поскольку для древних людей свобода была слишком желанной;
- теория истечения — каждый объект излучает в окружающий мир свои уменьшенные копии — идолов. Эти идолы, «вытекая» из предметов, касаются поверхности наших органов чувств, порождая ощущения.
Классическая философия
Расцвет античной философии приходится на V–IV вв. до н.э. В эти времена жили умы, внесшие неоценимый вклад в развитие всех отраслей научного знания: Сократ, Платон и Аристотель. Ниже находится список некоторых мыслителей того времени:
- Сократ — идеалист, представитель такого философского направления, как майевтика (в переводе с греческого — «помощь при родах»). Он считал, что учитель должен помочь ученику «родить мысль», т.е. извлекать уже имеющиеся у человека знания о явлениях. Для этого используется метод, позже названный сократовским диалогом — использование наводящих и уточняющих вопросов. Он считал важнейшей целью жизни человека познать самого себя.
- Платон, ученик Сократа, сторонник объективного идеализма. Он считал, что существует 2 мира: мир вещей и мир идей. Человеческая душа бессмертна, она приходит из мира идей, попадает в мир вещей (тело), а после смерти возвращается в идеальный мир. Этот цикл бесконечен. Кроме того, в мире идей душа созерцает и воспринимает все истины, все знания мира. Но, попадая на Землю, она забывает их. Поэтому целью жизни человека является восстановление знаний из идеального мира.
- И последний — Аристотель, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Его можно отнести как к материалистам, поскольку душа неразрывно связана с телом и, следовательно, смертна, так и к идеалистам, поскольку он развивал идею о существовании высшего разума. Он активно критиковал концепции своего учителя, считая, что двух миров существовать не может. Он считал, что у каждого живого организма есть своя душа, но у растений, животных и людей души различаются по своим способностям. Он ввел понятие катарсиса, то есть переживания вневременной радости, возникающего при освобождении от сильных эмоций (аффектов). Аффекты слишком сильно влияют на поведение человека и плохо поддаются рационализации, с ними трудно бороться, так что достичь гармонии человек может, если избавится от них.
Эллинизм
В эллинистический период активно развивались идеи этики. В то же время этика понималась как образа жизни, подхода к ней, преодоления тревоги и страхов, чтобы иметь возможность творить в условиях душевного спокойствия, гармонии и равновесия.
Наиболее важным представителем этого этапа в развитии античной философии является Эпикур — последователь Демокрита, материалист, основавший в Афинах собственную философскую школу «Сад Эпикура». Он критически относился к теории универсального детерминизма и утверждал, что атомы, в дополнение к 4 параметрам, названным Демокритом, также обладают весом. С помощью веса атом может отклоняться от своей обычной траектории, что приводит к случайности и возможности многих исходов событий.
Согласно Эпикуру, душа — это материальная субстанция. Она состоит из 4 частей:
- огонь, который дает тепло;
- пневма, которая приводит тело в движение;
- ветер, который позволяет человеку дышать;
- душа души — это то, что делает человека личностью: чувства, мышление, мораль.
Этика Эпикура получила множество последователей. Это целое учение, согласно которому познание истины человеком возможно только в состоянии полного спокойствия и безмятежности — атараксии. Но жизнь человека постоянно отравляют 2 страха — страх перед богами и страх смерти. Рационально осмысливая причину этих страхов, Эпикур пришёл к выводу, что их тоже можно преодолеть. Он считал, что Богов не следует бояться, поскольку они не имеют к нам абсолютно никакого отношения. Страх смерти также бессмыслен, потому что когда мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, нас больше нет.
Период александрийских врачей
Этот период следует рассмотреть отдельно, так как в это время шло активное изучение анатомии и развитие медицины. Представителями этого периода являются врачи из Александрии, такие как Герофил и Эразистрат. До них в философии господствовало мнение, что истина, если она такова, не нуждается в проверке. Проверка — удел тех, кто не обладает силой логики. Но александрийские врачи – первые представители Античности, которые перешли к проверке знаний на практике, с помощью экспериментов. Они экспериментально доказали, что органом психики является мозг.
В то время мысли александрийских врачей были заняты самыми сложными вопросами человеческого существования: проблемой происхождения всех предметов и явлений, детерминацией человеческого поведения, различиями между животными и человеком. Помимо этого, были затронуты важные практические вопросы о свободе воли, морали и образе жизни.
Особенности античной философии
Основные характеристики античной философии можно охарактеризовать следующим образом:
- она ознаменовала собой начальный этап развития западной философской мысли;
- ее зарождение произошло в Древней Греции в VII веке до нашей эры и продолжалось до распада Римской империи в IV веке нашей эры;
- античная философия послужила основой для западной интеллектуальной традиции и проложила путь к возникновению ранних научных исследований;
- основные философские школы античной философии включают платонизм, Аристотеля, стоицизм, эпикурейство, скептицизм и кинизм;
- выдающимися фигурами в античном философском дискурсе являются Платон, Аристотель, Эпикур, Сократ и Фалес Милетский.
Влияние античной философии на современность
- Психология: Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), популярная форма лечения, черпает вдохновение в стоицизме. Изменяя свои мысли, эмоции и поведение, человек может достичь лучшего психического состояния.
- Политика: «Республика» Платона дает представление об идеальном государстве и управлении. Его видение королей-философов отражает сегодняшние ожидания того, что лидеры должны быть не просто политиками, но и провидцами.
- Образование: Аристотелевская логика нашла свое применение в современной педагогике. Его акцент на эмпирические доказательства и логические рассуждения остается краеугольным камнем научного метода и исследовательской практики.
И хотя древняя философия лежит в основе многих современных дисциплин, различия между ними существуют. Современная философская мысль, находящаяся под влиянием технического прогресса и культурных сдвигов, имеет иные ориентиры. Например, экзистенциальное движение, возглавляемое такими мыслителями, как Сартр и Камю, столкнулось с проблемами, возникающими в результате быстрой модернизации, — проблемами, с которыми древние философы, возможно, не сталкивались непосредственно.
Тем не менее, извечный поиск нашего места во Вселенной, о котором говорили, как древние, так и современные мыслители, остается нашей общей задачей.