Рады, что вам понравилась статья 😊
Восточные философы несколько позднее западных прошли путь переосмысления связей человека и бога. Так, философы-модернисты Востока настаивают на том, что многобожие и идолопоклонство должны кануть в Лету. На смену должно прийти понимание человека как высшей ценности мироздания.
Выдающийся индийский философ Свами Вивекананда (1863-1902) (рис. 1) считал, что, принимая идею о божественном начале в человеке, представится возможным постичь сущность божественного начала. Рисунок 1. Свами Вивекананда в последнее десятилетие XIX века
Заметка. Свами Вивекананда получил западное гуманитарное образование. С молодых лет философ придерживался идеи о существовании единой мировой религии, составными частями которой являются малые религии. Был сторонником поиска общих идей в философии Запада и Востока. Например, сравнивал философию Иммануила Канта и индийского философа VII века Шанкары.
Китайские, японские и индийские философские реформаторы переосмысливали трактовку связи бога и человека, склоняясь в сторону антропоцентризма. Примерно те же процессы наблюдаются и у сторонников ислама.
Мухаммад Икбал (1877-1938) полагал, что мироздание — это отражение неопределенного «я», которое называют богом. Из всех других объектов окружающего мира наиболее явно «я» проявляется в человеке. Бог сотворил человека и наделил его разумом. Поэтому разумное начало в человеке неслучайно: оно призвано продолжать творческое созидательное дело Бога на земле.