Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка 1 Определяющий вопрос средневековой индийской философии — поиск первопричины миры. Все философские школы индийской мысли участвовали в решение этой проблемы.
Индийская философия основана на идее абсолюта, выражающимся термином Брахман. Термин вводится в самом начале развития мысли – в священных текстах Упанишады.
Определение Брахман — неизменная первопричина мира, представляющая первоначало, на котором основано всякое творение. Брахману как абсолютному духу тождественен Атман, внутренняя природа живого.
Представление о Брахмане менялось с течением традиционной мысли. Следующие школы так определяли абсолют:
«Брихадараньяка-упанишаде» учит о Брахмане как об основе сущего, которая познает саму себя и проявляется в жизни через органы чувств.
В «Чхандогья-упанишадах» Брахман предстает двойственно: как всеединство сущего и внутренний мир человека.
«Тайттирия-упанишады» определяют Брахману как внутреннюю духовную потенцию человека, проявляющуюся в действиях во внешнем мире.
Для «Каушитака-упанишад» Брахман — это дыхание жизни, а «Кена-упанишады» считают первоначалом мысль, отраженную в речи.
Самый радикальный взгляд на устройство мира предлагает философская школа адвайта-веданта. Здесь ничего кроме Брахмана, внутреннего абсолютного духа, не реально. Мир иллюзия, а сущее только соотношение Атмана, духа человека, со вселенским духом Брахмана.
Мысль адвайта-веданта берет свои истоки из ранних Упанишад, в которых указывается на невозможность описания реальности, сути всего, в противовес иллюзорному миру.
Сон и реальность в учении неразделимы. И во сне, и в жизни явления изменчивы, что указывает на их нереальность.
Согласно адвайта-веданте, идея о множестве душ иллюзорна. Существует только всеединая душа Брахмана, и цель человека — постичь единство с ним. Осознание этого единства обозначается понятием «мокша».
Заметка 2 Для постижения мокши используется особая техника йоги — джаяна-йога.